Наш ЦБ снова превзошел ожидания большинства экспертов, понизив ставку сразу на полтора пункта с 9.5 до 8 процентов. Свои действия денежные власти объясняют тем, что:
1. «годовая инфляция снизится до 12,0–15,0% в 2022 году»;
2. «инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий заметно уменьшились и достигли уровней весны 2021 года»;
3. «Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность».
Итак, как уже ранее говорилось в этом блоге, инфляция окажется ниже 18%, с чем теперь соглашается и наш ЦБ. Инфляционные же ожидания публики и бизнеса способствуют дальнейшему снижению инфляции. Значит, рост цен все более отходит на второй план как проблема, которую должны решать денежные власти, а на первый план выходит поддержание экономической активности в нынешние сложные санкционные времена.
Напомню, что снижение ставки – это мера, с одной стороны, ослабляющая рубль и способствующая росту цен, с другой, стимулирующая спрос и деловую активность. Если инфляция снижается, а рубль укрепился даже сверх желаемого властями, логично с их стороны снижать ставку, показывая тем самым взятый теперь курс на поддержание занятости.
Полагаю, что при сохранении те же тенденций в экономике, и инфляцию и спад ВВП еще не раз пересмотрят в более оптимистичную сторону.
За тридцать лет капитализма перед нашими глазами прошло множество людей, которые разбогатели, купив дешево и продав дорого. Но раньше это воспринималось как нечто сопряженное с авантюризмом и опасностями, а сейчас миллионы пришли на фондовый рынок и, поигравшись с небольшими суммами, убедились в теоретической возможности преумножить сбережения, лишь тыкая пальцем в телефоне.
Однако, как известно из статистики, для новичков это увлечение обычно заканчивается потерей денег, а не заработком. Жадность и страх заставляют покупать дорого, а продавать дешево. В то же время, те, кто пытается взять рынок со скидкой, зачастую просто ловят «падающие ножи» т.е. покупают дешево, а продают еще дешевле.
Чтобы зарабатывать, нужно поймать тенденцию, которая дает надежный прогноз дальнейшего движения рынка, что требует использования специальных инструментов анализа рыночной статистики. Немаловажным является и то, чтобы твой инструмент не использовал весь рынок, иначе он сам станет частью его движения и перестанет предсказывать.
Неплохим подспорьем может стать редко используемый анализ сингулярного спектра временного ряда. Он позволяет выделить характерные для интересующего нас инструмента долговременные тенденции – тренд и циклические составляющие. Располагая таким графиком, мы понимаем, что в движении рынка является закономерностью, на которую можно полагаться в своих ожиданиях, а что – случайным шумом.
Такое упражнение я проделал с индексом РТС, представив результаты на графике.
Двигаясь по часовой стрелке, я бы их обобщил следующим образом:
1. Судя по первому графику, самые драматические падения рынка, вроде тех, что случились в начале войны или пандемии, не отражали никакой долговременной тенденции, будучи одномоментной реакцией рынка на отдельные чрезвычайные события;
2. Второй график указывает на то, что уже около десятилетия индекс систематически снижается;
3. Но в последние четыре года он находится в повышательной фазе длинного цикла (третий график);
4. Короткий цикл тоже до последнего времени рос, и только недавно начал снижаться (четвертый график).
Что отсюда следует практически?
Для долговременных инвестиций наш рынок по-прежнему не выглядит привлекательным. Однако в ближайшие пару-тройку лет он может и вырасти, на что указывает продолжающаяся восходящая фаза длинного цикла и то, что резинка до сих пор оттянута вниз (первый график). Наконец, начинающееся снижение на последнем графике подсказывает, что с запланированной покупкой имеет смысл немного подождать. Кстати, эта наметившаяся понижательная тенденция может реализоваться, в том числе и если власти продолжат ослаблять рубль, как планировали.
Обсуждаю ряд насущных вопросов по этой теме в беседе для портала Финам.
В нынешней ситуации на глобальных финансовых рынках можно усмотреть параллели с 1982 годом. Тогда СССР был под санкциями из-за войны в Афганистане, цены нефти росли, в США наблюдалась высокая инфляция, ФРС ужесточала денежно-кредитную политику, а глобальные рынки акций падали в первые месяцы года. Однако во 2-м полугодии фондовые рынки перешли к росту и сумели превысить отметки начала года, причем с этого момента начался длительный цикл их повышения.
В чем сходства и различия нынешней ситуации на финрынках с 1982?
Сходства Вы упомянули, а именно санкции на нашу страну, растущие цены на нефть, высокая инфляция в США, ужесточение денежно-кредитной политики и падение фондовых рынков в ответ.
Теперь о различиях. Во-первых, за точку отсчета для сравнения я бы взял 1979 г, когда СССР вошел в Афганистан. К тому моменту цены на нефть уже шесть лет росли с небольшими откатами и должны были расти еще три года. Иными словами, цикл роста нефти, растянувшийся тогда почти на десятилетие, был еще в самом разгаре. На сегодняшний же день нефть растет еще относительно недавно (вспомним отрицательные цены всего два года назад). И если тогда облегчение наступило через три года, сейчас, возможно, понадобится и больше времени, учитывая зеленую повестку на Западе и связанное с ней нежелание инвестировать в добывающие отрасли.