К 24 октября в портфелях хедж-фондов находилось 375,4 тыс. длинных и 140,5 тыс. коротких контрактов. Объем чистой длинной позиции вырос на 15,8 тыс. контрактов до 235 тыс. Однако до рекордов года остается достаточно много – 178 тыс. контрактов.

В то же самое время с рынка продолжают постепенно уходить производители, желающие застраховаться от падения котировок. С февраля 2017 г. объем открытых коротких позиций упал на 196,9 тыс. контрактов, что соразмерно 10,3 млрд долларов.
Также хотелось бы отметить, что крупнейшие трейдеры Нью-Йоркской товарной биржи продолжают увеличивать разницу между “шортами” и “лонгами” по нефти в пользу первых. Спред между позициями вырос до 1,4 процентных пункта.
Резюме
Самая высокая активность проявляется со стороны самих корпораций. Они с 2009 г. выкупили акций на сумму в 18% рыночной капитализации американского рынка, в то время, как институциональные инвесторы продали на 7% капитализации, подсчитали в Credit Suisse.

Помимо самих корпораций покупали и иностранные инвесторы – на них пришлось менее 2% капитализации рынка. А вот домохозяйства Америки напротив примерно на эту же сумму и продали.
Получается, что с момента финансового кризиса 2007-2008 гг. на рынках присутствовал один покупатель – компании. Они в свою очередь, загнали себя в долговую яму невиданную доселе.
Покупая акции, компании улучшали свой финансовый показатель “прибыль на акцию”. Чем меньше ценных бумаг в обращении, тем больше достается одному акционеру. Но реальные доходы корпораций США застряли на одном и том же уровне с 2014 г. и никак не могут из него выбраться. Первый квартал 2017 г. подарил надежду на изменение ситуации, однако прибыль второго квартала подкачала, снизившись на 35,8 млрд долларов.
За первые восемь месяцев 2017 г. российский ВВП вырос на 1,7%. К сентябрю рост ускорился до 1,8%. В то же самое время прибыль корпоративного сектора ниже, чем в 2016 г. Согласно подсчетам Росстата, сальдированный финансовый результат российских предприятий, то есть прибыль минус убыток, по итогам восьми месяцев составил 6,4 трлн рублей, что на 8,5% меньше аналогичного показателя прошлого года.
В первом квартале 2017 г. дела были заметно лучше. Тогда, прибыль компаний обгоняла прошлогоднюю на 4,9%. Однако к началу второго полугодия она снизилась до минус 10,9%.

Получается, что независимо от того, растет ВВП или нет, российские предприятия зарабатывают меньше.
Резюме
Падение доходов нельзя однозначно связать с укреплением рубля, так как компании добывающей отрасли (они же экспортеры) заработали на 21% больше, чем в прошлом году. Больше всего подкачала обрабатывающая промышленность – падение прибыли аж на 214 млрд рублей. Напомним, что зарубежный спрос на российские нефтепродукты продолжает снижаться и даже рост цен не способен поддержать результаты.
По итогам июля российские банки сократили объем вложенных средств в облигации федерального займа на 251 млрд рублей до 3,01 трлн рублей. В последний раз кредитные организации держали так мало ОФЗ в ноябре 2016 г. Кроме того, так активно долговые бумаги России банки не сбрасывали с апреля 2014 г. Тогда за месяц они продали облигаций на 314 млрд рублей.

Сам рынок ОФЗ в течение июля увеличился на 132 млрд рублей. Практически все бумаги были приобретены прочими участниками рынка. Нерезиденты купили облигаций лишь на 27 млрд рублей.
Также напомним, что в июле не проводилось никаких погашений, Минфин лишь выплатил проценты в размере 7,9 млрд рублей.
С пиковых значений года объем вложений банков в ОФЗ снизился почти на 500 млрд рублей. Таким образом, уже больше года кредитные организации владеют примерно одной и той же суммой государственных облигаций. За это время сам рынок увеличился на 1,1 трлн рублей.
По подсчетам Министерства энергетики США, в сентябре среднесуточные перебои в поставках “черного золота” опустились до 1,6 млн баррелей в день, что является лучшим показателем с 2012 г.
Благодаря нормализации поставок из Нигерии, Ливии и Ирака объем сбоев за последние шесть месяцев сократился на 1 млн баррелей в день. Кроме того, были решены апрельские проблемы с доставкой сырья из Канады. Тогда среднесуточные перебои достигали в 425 тыс. баррелей.

Объем сбоев в поставках нефти из Ливии, Нигерии и Ирака упали до 295, 200 и 50 тыс. баррелей в день соответственно.
Если перебои в ОПЕК были связаны с внутренними военными и политическими конфликтами, то канадские задержки вызваны погодными условиями и пожарами.
В августе Соединенные Штаты также вынуждены были снижать производство из-за урагана Харви – среднесуточные перебои достигли 186 тыс. баррелей. В сентябре объем сбоев снизился до 53 тыс. баррелей в день. Ураганы Ирма и Мария не затронули нефтяную промышленность США, сообщили в Минэнерго страны.
К концу 17 октября в портфелях хедж-фондов (leveraged money) находилось 41 тыс. длинных и 12,9 тыс. коротких контрактов, что на 3 тыс. и 2,7 тыс. больше показателей недельной давности соответственно.

Таким образом, количество открытых длинных позиций по рублю достигло нового исторического максимума, однако в этот раз растут и “шорты”. Поэтому чистый “лонг” по российской валюте все еще меньше, рекордных значений, однако до них не достает лишь 1,3 тыс. контрактов или 3,4 млрд рублей.
В то же самое время западные ставки на рост рубля не сильно сказываются на курсе национальной валюты. Спекулянты начали активно наращивать “лонги” по рублю с середины августа. За это же время доллар потерял к российской валюте лишь 3,2%, в то время как ставки выросли на 42,7 млрд рублей.
По новым оценкам Центрального банка, в декабре текущего года на выплату основного долга будет направлено 16,5 млрд долларов, на проценты еще 1,7 млрд. Однако и январь окажется непростым для российских предприятий – им предстоят платежи размером в 15 млрд долларов и проценты в 2,4 млрд.
Таким образом, на погашение внешней задолженности в декабре и январе будет направлено 18,2 и 17,4 млрд долларов соответственно.

Правда, существует большая вероятность, что заметная часть этой задолженности будет рефинансирована и пролонгирована. К примеру, январская сумма платежей на 70% состоит из внутригрупповых платежей, подсчитали в ЦБ. “Данные платежи имеют высокую вероятность пролонгации и, скорее всего, не окажут давления на ликвидную позицию заемщиков”, заявил регулятор.
Согласно информационному письму, опубликованному на официальном сайте ЦБ, регулятор планирует провести эмиссию второго и третьего выпусков купонных облигаций Банка России (КОБР). Напомним, что долговые бумаги продаются только кредитным организациям.
Второй выпуск будет предложен банкам 24 октября. Объем эмиссии – 500 млрд рублей. Срок обращения – 85 дней или до 17 января 2018 г. Облигации будут иметь доходность равную процентной ставке ЦБ.
Третий выпуск планируется разместить позднее: 14-15 ноября. Объем привлекаемых средств и процентная ставка будут аналогичны второму выпуску.
Напомним, что 15 августа Банк России выпустил первую КОБРу, абсорбировав с рынка 150 млрд рублей. Планируемый срок возврата – 15 ноября 2017 г. Как раз сразу после чего будут выпущены новые облигации.
Резюме
На протяжении всего октября профицит банковского сектора непрестанно растет. К 18 октября он достиг 1,36 трлн рублей. Кроме того, чтобы убрать с рынка излишние средства регулятор проводит депозитные аукционы “точечной настройки”.

Как отметили в своем графике аналитики Райффайзенбанка сумма высоколиквидных активов приблизилась к сумме средств, находящихся на расчетных счетах. Однако в нем рассматривается ситуация с начала 2015 г.

Мы взяли данные Центрального банка на октябрь 2017 г. В качестве высоколиквидных активов мы учли денежные средства и корреспондентские счета в других банках, в качестве текущих обязательств взяли расчетные и прочие счета. Да, действительно, высоколиквидные активы и расчетные счета сравнялись по объемам, но в этом нет ничего экстраординарного.
Во-первых, это было нормой в докризисные 2011-2014 гг. Да и вообще, практически всегда краткосрочные пассивы превышали аналогичные пассивы.
По состоянию на начало второго полугодия 2017 г. российские компании и банки держали в наличной валюте 59,8 млрд долларов. Из них 54,6 млрд на счетах у нефинансовых организаций и 5,2 млрд долларов у банков. Данный объем является рекордным с января 2015 г., тогда он достигал 69,7 млрд долларов.

Однако сегодня существует небольшое отличие – практически все деньги аккумулированы на счетах у корпоративного сектора и лишь 8,7% находится у банков. Для сравнения в начале 2015 г. более 25% всей наличной валюты держали кредитные организации страны.
Стоит отметить и то, что компании страны хранят в иностранной валюте рекордный объем средств – 54,6 млрд долларов. Даже в январе 2015 г. было меньше – 52,3 млрд долларов.
Резюме