27 августа 1859 года Эдвин Дрейк стал первым человеком в истории, который сумел добыть нефть. Однако через несколько лет после этого успеха он был разорен — весь его капитал ушел на покупку земли, но крупных месторождений ему так и не попалось.
Спустя два десятилетия он умер, а его потомкам после него практически ничего не осталось. Вы можете подумать, что Дрейк был одним из самых невезучих людей в истории, но давайте добавим к его жизни еще несколько интересных штрихов.
Дрейк был обычным железнодорожным кондуктором, пока ему не пришлось уволиться по состоянию здоровья. Уйдя в отставку, он познакомился с двумя энтузиастами, которые и заинтересовали его поисками нефти:
«Они бурили более полутора лет, но нефти нигде не было. К лету 1859 года у партнеров Дрейка кончились деньги, и они отправили ему письмо о прекращении операций. Прежде чем письмо дошло до него, в последней своей скважине он обнаружил долгожданную нефть».
Да, в дальнейшем удача отвернулась от него и он не сумел стать миллионером, однако в 1872 году штат Пенсильвания наградил его пожизненной пенсией за создание новой отрасли.
В детстве он не был сильнее своих сверстников, однако в будущем не оставил им шансов. Он вырос в небогатой семье, но его женой стала племянница Джона Кеннеди.
У него был ужасный акцент, однако он сделал блестящую карьеру в Голливуде. Он не имел никакого политического опыта, но стал губернатором крупнейшего американского штата.
Как этот человек добился таких успехов? Вот что он сам на это ответил: «Повторения, повторения и еще раз повторения».
Как вы догадались, речь идет об Арнольде Шварценеггере — его высокая трудовая этика и неиссякаемое любопытство позволили ему стать успешным во многих областях.
Вот как Арни относился к работе: «Моя работа всегда приносила мне удовольствие, ведь я узнавал много нового. Да и все, что я делал, запросто могло быть моим хобби. Я был увлечен ею!»
Кроме того, у него был любопытный метод получения знаний: «Когда я хотел узнать больше о бизнесе и политике, я использовал тот же способ, что и при обучении актерскому мастерству — я общался с людьми, которые действительно хороши в этом».
Все мы воспринимаем богатство по-разному — для кого-то оно проявляется в количестве денег на банковском счете, кто-то видит его в окружающих материальных благах, а кто-то считает богатыми всех, кто имеет высокий уровень дохода.
На самом деле богатство не выражается в определенных суммах и цифрах — оно зависит от отношения к деньгам и от жизненных приоритетов. Если человек не может наслаждаться тем, что у него есть, то он никогда не станет богатым — его будет преследовать стресс и неуверенность в завтрашнем дне.
Люди гонятся за богатством для того, чтобы их жизнь стала более спокойной и комфортной, однако часто эта гонка приводит к обратному эффекту. Так недавно на MarketWatch появилась статья о мужчине, который «не может уснуть из-за тревоги о своем будущем»:
«Мне 49 лет, а моей жене 34 — у нас двое маленьких детей в возрасте до 2 лет и девочки-близнецы 11 лет от моего предыдущего брака. Я сделал хорошую карьеру в сфере IT и зарабатываю около 300 тысяч долларов в год. У нас нет долгов, а мой инвестиционный портфель превысил 2,3 миллиона долларов.
28 октября 1929 года шведский бизнесмен Ивар Крюгер попал на обложку журнала Time – он был богат, могущественен и загадочен, а на пике его славы ему принадлежало более 200 фабрик по производству спичек в 35 странах мира.
Король спичек владел островом в Северном море и квартирами по всему свету. Он дружил с актрисой Гретой Гарбо и был другом советника президента Герберта Гувера. Крюгер играл заметную роль на церемониях вручения Нобелевской премии и был лично знаком со многими мировыми лидерами.
Его историю успеха даже хотели использовать в качестве сценария для фильма об американской мечте. Но эта кинокартина так и не увидела свет — во время Великой депрессии бизнес-империя Крюгера рухнула как спичечный домик, а сам Крюгер оказался обыкновенным мошенником.
Его стратегия заключалась в следующем — он давал в долг правительствам, которым после Первой мировой войны очень нужны были деньги, а взамен получал возможность скупать спичечные компании и фабрики, расположенные на территории их стран.
Бенджамин Грэм и Джесси Ливермор уже давно стали настоящими легендами фондового рынка — мы продолжаем активно цитировать их даже несмотря на то, что пик их карьеры пришелся на первую половину XX века.
Между ними было множество различий — Грэм опирался на фундаментальные показатели и делал долгосрочные инвестиции; Ливермор был трейдером, который интересовался лишь движением котировок и биржевым трендом.
Грэм рассматривал инвестирование как владение частью бизнеса; Ливермор смотрел на акции как на обыкновенные листы бумаги, стоимость которых зависит от поведения других участников рынка.
В период Великой депрессии Грэм потерпел крах; Ливермор за считанные дни заработал несколько миллионов долларов, сделав ставку на падение рынка.
Грэм был сосредоточен как на риске, так и на вознаграждении, поэтому он уделял большое внимание запасу прочности; Ливермор постоянно рисковал, поэтому он неоднократно терял и восстанавливал свое состояние.
Несмотря на все эти различия, между двумя этими легендами было и кое-что общее. Через два десятилетия после публикации «Разумного инвестора» Бенджамин Грэм начал сомневаться в своих идеях, и незадолго до своей смерти он дал следующее интервью:
Карину Чикитову искали уже больше недели — девять дней назад она потерялась в лесу, полном диких зверей и других опасностей. К счастью, с девочкой была ее верная собака, да и на дворе было лето, когда ночью температура опускалась «всего» до 6 градусов тепла.
Но оставалась еще одна серьезная проблема — Карине было всего 3 года и 9 месяцев...
Через девять дней ее истощенная и напуганная собака вернулась домой, но девочки с ней не было. Тогда спасатели пошли по ее следу и через два дня обнаружили детские следы, а вскоре у реки была найдена и сама Карина.
Это было настоящее чудо — маленькая девочка провела почти 12 дней в дикой тайге, сильно похудела и испугалась, но осталась жива и невредима. На самом деле, такие случаи вовсе не редкость — вот как объясняет их эксперт по выживанию Кеннет Хилл:
«Иногда выживает тот, о ком бы вы никогда не подумали. Например, неопытная женщина-турист остается жива, в то время как опытный охотник сдается и умирает холодной ночью. Категория, которая имеет самый высокий показатель выживаемости — дети до 6 лет. Группа с самым низким показателем — дети в возрасте от 7 до 12 лет».
Риск никогда не станет чем-то простым и ясным — его трудно определить и невозможно исключить, поэтому зачастую он приводит к непредсказуемым последствиям.
Стоит нам только почувствовать себя в безопасности, как наша бдительность сразу же ослабевает, что в конечном итоге увеличивает риск во многих сферах нашей деятельности.
Так в 2020 году из-за карантина дороги были менее загружены, чем обычно, однако смертность в результате ДТП резко выросла — в тех же США она достигла 13-летнего максимума, подскочив по сравнению с 2019 годом на целых 7%. Как такое могло произойти?
Дело в том, что из-за «пустоты» на дорогах американцы стали больше рисковать — они превышали скорость, не пристегивались и чаще садились за руль в нетрезвом виде. Дороги стали «безопаснее», но люди восприняли эту безопасность как призыв к еще большему риску.
Примерно то же самое произошло и после терактов 11 сентября 2001 года — американцы боялись стать жертвами террористов и пересели на автомобили, после чего тысячи из них погибли в дорожных авариях.
Все помнят эту известную фразу, сказанную бароном Ротшильдом — во время биржевой паники 1815 года он воспользовался своим советом и заработал целое состояние.
Однако мало кто знает, что влиятельный банкир обладал целой сетью осведомителей по всей Европе, поэтому он первым узнал о поражении Наполеона при Ватерлоо. Ротшильд ни с кем не стал делиться этой радостной вестью — вместо этого он явился в здание лондонской биржи и начал продавать свои ценные бумаги.
Другие банкиры решили, что британские войска разбиты и Англия повержена, и тоже стали избавляться от своих государственных облигаций. Цена на них рухнула чуть ли не до нуля — после этого в дело вступили сообщники Ротшильда, которые скупили их практически за бесценок.
То есть, именно барон Натан Ротшильд и устроил ту рыночную панику — он знал искусственную природу этого обвала и не боялся покупать, «когда на улицах льется кровь».
Позже этот девиз превратился в настоящую ловушку для инвесторов — нам кажется, что он обязательно приведет нас к успеху. Но у этого совета есть одно слабое место — он хорошо выглядит в ретроспективе, однако следовать ему не очень-то легко.
Как только Ватсон вошел в комнату, Шерлок Холмс сразу же понял, что у доктора сегодня выходной и он весь день провел в клубе для джентльменов. Об этом Холмс и сказал своему другу.
— Но как вы узнали? — спросил Ватсон.
— Сегодня весь день идет дождь. И вот на дворе вечер, а вы безупречно одеты, ваши ботинки и шляпа все еще блестят. Разве это не очевидно? — ответил Холмс.
— И правда, все оказалось настолько просто, — признал Ватсон.
— Мир полон очевидных вещей, которые никто никогда не замечает, — подвел итог Холмс.
Знаменитый сыщик совершенно прав. Очевидные вещи ускользают от нашего внимания, потому что кажутся нам незначительными и не способными на что-то серьезно повлиять. И фондовый рынок тут не исключение — он полон вещей, которые инвесторы в упор не замечают. О чем идет речь?
Индивидуальные инвесторы могут оказывать огромное влияние. Если вы управляете огромным фондом, то каждый ваш шаг будет рассматриваться буквально под лупой. Но если вы обычный Джон из компании Boeing, то на вас никто не обратит никакого внимания.
Несколько лет назад в New York Times вышла страшная статья о том, как мужчина в Йемене прижег грудь своего больного сына горящей палкой, чтобы вылечить его от инфекции.
В стране шла гражданская война — это всегда голод, разруха, нищета и гуманитарная катастрофа. В таких условиях ни о какой медицине не может быть и речи, поэтому отчаявшийся отец пошел к старейшинам, которые и предложили ему это «народное средство».
К счастью, ребенок все же выжил — ему помогли оказавшиеся поблизости врачи-волонтеры. Вот как его отец объяснил свой поступок: «Когда у вас нет денег, а ваш сын болен, вы поверите во что угодно».
Так устроены люди — если нам хочется, чтобы что-то стало правдой, то мы не остановимся ни перед чем и поверим в любые выдумки. Нам просто необходимо как-то справляться с неопределенностью — и чем она выше, тем ниже планка нашего критического мышления.
Основатель компании Visa Ди Хок однажды сказал: «Мы созданы с почти бесконечной способностью верить и держаться за свои убеждения, поскольку нам это выгодно, а вовсе не потому, что они хотя бы отдаленно связаны с истиной».