Цены на медь на London Metal Exchange с апреля нынешнего года идут вверх и уже приблизились к 9,5 тыс. долларов за тонну. Красный металл заставляют медленно дорожать несколько взаимосвязанных факторов.
Во-первых, Министерство торговли США проводит расследование в отношении импорта меди на американский рынок и на его основании может быть принято решение о введении защитных пошлин. Вопрос явно непраздный, поскольку в США в 2024 году было произведено 850 тыс. тонн меди из руд и 40 тыс. тонн из лома и отходов. Ее ввоз из-за границы составил 810 тыс. тонн, главным образом, он шел из Чили, Канады, Мексики, Перу.
Во-вторых, сейчас действует мораторий на ранее установленные властями США таможенные пошлины на ввоз товаров практически из всех стран мира. Под них попадает и продукция, содержащая в той или иной степени медь. Он вечным не будет и в июле должен прекратиться.
В-третьих, в преддверии введения защитных пошлин в США значительно вырос экспорт востребованных на их рынке товаров и медь не стала исключением. Как следствие, ее запасы на складах в КНР сократились до минимума, и китайские трейдеры принялись ее скупать на London Metal Exchange для последующих поставок в США, аналогичным образом ведут себя и их западные конкуренты. Выпуск же меди в КНР явно не успевает за спросом.
Европейский авиастроительный концерн Airbus подписал соглашение с Saudia Group, национальным авиаперевозчиком Саудовской Аравии, предусматривающее производство для нее 10 лайнеров A330-900 (точнее, для принадлежащего ей лоукостера Flyadeal) и опцион на аналогичное количество самолетов. Также по условиям сделки он купит у нее сырье на сумму 666 млн долларов, главным образом титан.
Согласно информации в зарубежной и российской прессе, в качестве поставщика титана называется предприятие AMIC Toho Titanium Metal и теперь оно должно заменить в структуре снабжения Airbus экспорт из России. Реальная же картина видится в совершенно ином свете.
Источником информации о сделке, заключенной Airbus, является агентство Bloomberg, и в его публикации AMIC Toho Titanium Metal не упоминается (по крайней мере, в имеющейся в открытом доступе про него нет ни слова).
В официальном пресс-релизе Airbus, посвященном сделке с Saudia Group, про титан и AMIC Toho Titanium Metal вообще не говорится, речь идет исключительно про лайнеры. Saudia Group про соглашение с Airbus вообще предпочитает молчать, хотя, казалось бы, какой из себя оно представляет секрет — Airbus про него уже сообщил.
Палладий входит в число ключевых драгоценных металлов, выпускаемых «Норильским никелем». В 2024 году он произвел 85,9 тонн палладия, в 2025 году ожидается, что объём выпуска сильно не изменится, составив 84 тонны. Исходя из прогнозируемых трендов в структуре глобального спроса на палладий, «Норильский никель» нацелился на стимулирование создания его новых сфер.
Для реализации этой задачи в «Норильском никеле» уже создан и успешно функционирует Центр палладиевых технологий. Осенью в его структуре начнет работу передовая лаборатория, которая будет специализироваться на проектах, способных расширить практическое применение палладия.
Фактически «Норильский никель» формирует своего рода экосистему, работающую на принципах технологической бизнес-модели: она не просто разрабатывает и тестирует перспективные виды продуктов на основе палладия, но и будет выводить их на рынок. В настоящее время в портфеле Центра палладиевых технологий находится 25 продуктов, к 2030 году их число должно увеличиться до сотни.
Компания «Северсталь» опубликовала результаты деятельности в январе-марте текущего года, и они выглядят противоречивыми: выплавка чугуна выросла на 5% до 2,9 млн тонн, стали же — уменьшилась на 2% до 2,8 млн тонн. Продажи продукции поднялись на 7% почти до 2,7 млн тонн.
Зато выручка «Северстали» сократилась на 5% до 178,7 млрд рублей, EBITDA обвалилась на 40% до 39,4 млрд рублей, чистая прибыль — на 55% до 21,1 млрд рублей. Инвестиции расширились в 2,4 раза до 43,6 млрд рублей.
В складывающихся условиях «Северсталь» приняла решение не распределять дивиденды за 1-й квартал 2025 года. Еще в ее пресс-релизе сообщается про ожидание в апреле-июне текущего года «некоторого восстановления финансовых показателей на фоне оживления спроса». Вот тут-то кроется немало интересного.
Цены на стальную продукцию на внутреннем рынке России не демонстрируют стремления к подъему: в течение четырех месяцев плоский горячекатаный прокат подешевел с 63-65 до 60-62 тыс. рублей за тонну, холоднокатаный — с 85-88 до 80-83 тыс. рублей, оцинкованный — с 107-112 до 100-102 тыс. рублей. В прошлом году картина была совершенно иная — цены активно двигались вверх.
Емкость глобального рынка полуфабрикатов в ближайшие несколько лет будет увеличиваться с темпом 4,9% в год, достигнув в 2028 году 9 млрд долларов, прогнозирует консалтинговая компания Stratview Research.
Как следует из ее исследования, в структуре титановых полуфабрикатов ключевую долю занимает плоский прокат, используемый в авиационной и автомобильной индустрии. Самой же быстрорастущей по объемам продаж группой титановых полуфабрикатов, по оценкам Stratview Research, являются трубы, используемые при добыче углеводородного сырья и др.
Правда, Stratview Research не дает в открытом доступе прогнозов по объемам и динамике потребления титановых полуфабрикатов по отдельным отраслям мировой промышленности и государствам. Тем не менее, даже несмотря на информационную закрытость их глобального рынка, все-таки определенные тенденции можно выявить.
Прежде всего, драйвером спроса на титановые полуфабрикаты в горизонте 2028 года и далее будет авиастроение: титан потребуется не только для производства деталей новых самолетов и их двигателей, но и для ремонта уже эксплуатируемых машин.
Среди областей потребления палладия особняком стоит электроника. Этот драгоценный металл используется для изготовления многослойных керамических конденсаторов и припоев, гибридных интегральных схемах, конденсаторах и резисторах. По данным Johnson Matthey, по итогам прошлого года спрос на палладий в глобальной электронике расширился на 2,5% до 16,3 тонн.
Конечно, речь идет о довольно скромном объеме по сравнению с автомобилестроением, тем не менее он больше, чем у медицины или ювелирной индустрии и имеет хороший потенциал для роста благодаря внедрению инновационных технологий.
Здесь свой весомы вклад может внести последняя разработка российских ученых, применивший плазмохимический синтез для получения композитов из графита и палладия. Палладий отличается высокой электро- и теплопроводностью, механической стабильностью и стойкостью к коррозии.
Созданные ими композиты могут лучше проводить электрохимические реакции в аккумуляторах и топливных системах, влияя положительным образом на производительность электронной техники и увеличивая время ее эксплуатации.
Мировые цены на кобальт на протяжении апреля находятся выше уровня 33 тыс. долларов за тонну и явно идти вниз не собираются. Подобная динамика резко контрастируют с февралем нынешнего года, когда стоимость кобальта была на многолетнем минимуме 21,5 тыс. долларов.
И тогда же правительство Конго приняло решение об остановке на целых четыре месяца экспорта кобальта на глобальный рынок под предлогом обеспечения на нем баланса — избыток предложения вовсю давил на цены, приводя к существенному сокращению доходов страны, сильно зависящей от вывоза цветных металлов и их руд.
Роль Конго на мировом рынке кобальта колоссальна. В 2024 году в ней было добыто 220 тыс. тонн кобальтовых руд (в пересчете на чистый металл), в Индонезии — 28 тыс. тонн, на Филиппинах — 3,8 тыс. тонн, в Австралии — 3,6 тыс. тонн, в Канаде — 4,5 тыс. тонн. Поэтому цены на кобальт взмыли вверх, быстро перевалив отметку 33 тыс. долларов.
Решение властей Конго в буквальном смысле застало всех в врасплох, например, Eurasian Resources Group была вынуждена сообщить своим клиентам о форс-мажоре по поставкам для них гидроксида кобальта с предприятия Metakol, перерабатывающего хвосты.
Ульяновский литейно-механический завод (УЛМЗ) приступил к изготовлению титановых деталей, необходимых для конструкции для «черного» крыла лайнера МС-21. Его подобное название обусловлено цветом углепластика и, как ожидается, оно благодаря своей аэродинамической форме и легкому весу, позволит уменьшить расход топлива в два раза по сравнению с Ту-154М, являющемся предшественником МС-21.
Использование углепластика в связке с титаном в элементах современных гражданских самолетов – закономерный тренд, который будет расширяться в долгосрочной перспективе: у титана и углепластика практически идентичные коэффициенты теплового расширения, обеспечивающие минимизацию напряжения на границах сделанных из них компонентов. Титан успешно выдерживает нагрузки на сжатие и растяжение, передаваемые от композитных деталей. Старт выпуска титановых изделий для МС-21 на УЛМЗ означает, что его серийное производство продолжает обретать реальные черты.
МС-21 относится к категории среднемагистральных лайнеров, дальность его полета может превышать 5 тыс. километров. Они призван заменить на российских воздушных путях американские Boeing и европейские Airbus. Согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России, до 2030 года включительно должно быть произведено 270 штук МС-21.
21 апреля на Московской бирже должно состояться техническое размещение облигационного займа «М.Видео — Эльдорадо» (далее — «М. Видео») в размере 2 млрд рублей. Номинальная стоимость одной ценной бумаги — 1 тыс. рублей, срок обращения — два года.
Вырученные средства планируется направить на реализацию новой стратегии «М. Видео», нацеленной на улучшение ее финансового состояния, повышение операционной эффективности и рост реализации электронной и бытовой техники. Среди ее основных направлений — закрытие убыточных торговых точек и открытие компактных магазинов, расширение партнерства с маркетплейсами для увеличения онлайн-продаж, выход на рынки стран СНГ и запуск производства бытовой техники с компаниями из Беларуси и Китая.
В принципе стратегия выглядит перспективно, учитывая в каком неоднозначном финансовом положении в настоящее время находится «М. Видео». С одной стороны, следуя информации с сайта «М. Видео», в январе-июне 2024 года ее продажи увеличились на 13% до 247 млрд рублей, выручка — на 13% до 202 млрд рублей. Чистый же убыток вырос на 68,8% до 10,3 млрд рублей, чистый долг уменьшился на 5% до 79,3 млрд рублей и несложно догадаться — он никуда не исчез.
Емкость глобального рынка синтетических алмазов в 2024 году составила 17,7 млрд долларов, в 2025 году она может вырасти до 19,1 млрд долларов, в 2034 году — достигнуть 37,5 млрд долларов, прогнозирует консалтинговое агентство Market Research Future.
Главным драйвером расширения спроса на синтетические алмазы оно называет увеличение заказов со стороны электронной индустрии, хотя в ней пока они имеют ограниченное использование, например, в качестве теплоотводов.
Тем не менее перспективы для массового применения синтетических алмазов в мировой электронике выглядят многообещающими, учитывая создание в 2024 году японскими учеными транзистора на их базе, способного работать при температуре до 300 градусов Цельсия без необходимости охлаждения и с более широкой запрещенной зоной по сравнению с кремнием (у синтетического алмаза она равна 5,47 эВ, у кремния — 1,12 эВ). Подобный транзистор может быть использован для производства широкого спектра электронной техники.
Помимо нее синтетические алмазы востребованы для выпуска различного режущего инструмента и оптических материалов, и, конечно же, в ювелирной отрасли. Именно рост применения синтетических алмазов для изготовления украшений стимулировал работы по созданию камней отличного качества и дешевле природных аналогов.