На заседании 25-26 июля ФРС единогласно приняла решение о повышении процентной ставки на 25 б.п., до 5,25-5,5%. Это максимальный уровень ставки за 2 года, а с начала этого цикла ставка была повышена на 525 б.п. Подтверждено сокращение баланса ФРС по прежнему графику.
Решение было полностью ожидаемо рынком. При этом текст релиза почти не изменился по сравнению с июньским, несмотря на ощутимое замедление инфляции в июне. Оценка роста экономики улучшена от «скромного» до «умеренного». ФРС по-прежнему считает рынок труда очень сильным, а инфляцию повышенной. В тексте по-прежнему говорится, что при определении степени, в которой дополнительное ужесточение ДКП может быть целесообразным, ФРС будет учитывать кумулятивный эффект предыдущего ужесточения, экономические и финансовые события, а также тот факт, что изменения ставки влияют на экономическую активность и инфляцию с временным лагом.
Глава ФРС Дж. Пауэлл в ходе пресс-конференции заявил, что ставка уже находится на рестриктивном уровне, инфляция замедляется, но еще не все эффекты успели проявиться, и путь к достижению цели (2%) займет еще много времени. Он несколько раз сказал, что решения о необходимости дальнейшего повышения ставки будут определяться от заседания к заседанию в зависимости от экономических данных. По его словам, повышение ставки на следующем, сентябрьском заседании вполне возможно, если это будет обусловлено данными, но также возможен и вариант сохранения ее на текущем уровне. Выходившие между июньским и июльским заседанием данные были близки к ожиданиям ФРС (это может означать, что июньский прогноз, предполагавший еще 2 повышения ставки до конца года, все еще актуален). Данные по инфляции оказались лучше ожиданий, но не следует придавать избыточное значение данным только за один месяц, центральный банк будет следить, продолжится эта тенденция или нет. К тому же базовая инфляция пока остается существенно повышенной.
Пауэлл вновь напомнил, что устойчивое снижение инфляции к цели обычно требует периода пониженных темпов роста экономики и некоторого охлаждения рынка труда, который все еще очень силен, но постепенно двигается к равновесию. Кредитные условия также ужесточаются, что должно замедлить экономическую активность. Если рост экономики окажется избыточным, это может со временем усилить инфляцию и потребовать дополнительного ужесточения политики.
Второй важный сигнал Пауэлла – начавшаяся дезинфляция происходит при неожиданно устойчивом состоянии экономики и сильном рынке труда, что хорошо, и увеличивает вероятность «мягкого приземления». По его словам, теперь сотрудники ФРС, готовившие макропрогноз, не ожидают рецессию в этом году (судя по протоколам ФРС, ожидания мягкой рецессии присутствовали с марта). Но ожидается существенное замедление роста позже в этом году.
Третий сигнал – подтверждение прежних заявлений, что до конца года снижение ставки не ожидается. Снижение ставки в будущем году (предполагаемое июньским медианным прогнозом ФРС) будет зависеть от того, насколько инфляция будет двигаться к цели. При этом Пауэлл сомневается в достижении 2% цели ранее 2025 г. Однако если инфляция будет уверенно снижаться, ФРС сможет вернуться от рестриктивного уровня ставок к нейтральному или в какой-то момент даже ниже.
Рынки незначительно отреагировали на итоги заседания, настроения можно назвать умеренно позитивными, что отражается сейчас на азиатских площадках и на некотором ослаблении доллара после заседания. Повышение ставки совпало с ожиданиями. Несмотря на сохранение возможности дальнейшего повышения, надежды рынка, что оно станет последним, полностью не опровергнуты – во всяком случае, до сентябрьского решения еще два отчета по инфляции и рынку труда. Прогнозы ФРС более не предполагают рецессии на период прогнозирования.
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»
бакс падает — лохотрон работает