Военная операция на Украине идет седьмой день. Со дня признания ДНР и ЛНР прошло более недели — с него началась лихорадка на мировых рынках. На фоне обострения «выстрелили» многие отрасли, в том числе производство урана. Цены сейчас на многолетних максимумах, акции атомщиков в тренде. Оценим дальнейшие сценарии.
Сколько сейчас стоит уран
Резкий взлет цен на ядерное топливо начался с 22 февраля с отметок $42–43 за один фунт диоксида урана. К настоящему моменту оно стоит более $50 (+16% с начала обострения). Цены сейчас выше, чем они были в январе на фоне сбоя поставок из Казахстана из-за политической напряженности.
До сентябрьских максимумов остается всего несколько центов. Не исключено, что в ближайшие часы будут обновлены многолетние рекорды. Последний раз уран торговался в диапазоне $50–51 за фунт более 10 лет назад. При нынешних темпах отметка $70 (пик 2011 г.) достижима в течение месяца.
Ключевым драйвером явно выступает «украинский фактор». РФ и Украина входят в десятку крупнейших стран, добывающих уран. Совокупно они производят порядка 3200 тонн концентрата, что составляет 7% мирового объема.
Какие акции растут
На зарубежных площадках основным индикатором состояния ядерной отрасли служит Solactive Global Uranium & Nuclear Components Index. За ним следует крупнейший биржевой фонд на акции атомных компаний Global X Uranium ETF (URA). Он включает в себя акции 51 компании из 8 стран из сферы мирного атома.
Стоимость фонда с 22 февраля выросла на 15%. URA сейчас на отметках начала января. До годового максимума, который был зафиксирован в ноябре, индексу расти еще порядка 30%.
В России на СПБ торгуются акции двух крупнейших в мире добывающих компаний: канадская Cameco (CCJ) и казахстанская Kazatomprom (KAP@GS). Они показывают разнонаправленную динамику: первая — растет (на 18% с 22 февраля), вторая — падает (на 14% в отсутствие корпоративного негатива).
Какие сценарии
Предыдущие волны роста, в том числе из-за политической повестки, сменялись коррекцией. Но при этом среднесрочный растущий тренд сохранялся. Это связано с глобальным дефицитом уранового сырья, ожидаемым ростом спроса в Китае, а теперь еще и ралли в нефти (вслед за ней дорожают все виды топлива).
Соответственно, можно разложить ситуацию на два основных сценария: ускорение роста (в короткой перспективе) или очередная коррекция. Первый может быть связан с возможными новыми санкциями (в том числе против российского экспорта), второй — с торможением конфликта на Украине.
Сейчас рост акций (индексов) атомных компаний явно отстает от динамики цен на уран. Это расхождение может сохраняться из-за политической близости Казахстана и России. Казахстанский рынок — это 40% мировой добычи. Тем не менее, если делать ставку на канадскую Cameco, то до осенних пиков (вслед за ценами на сырье) ему расти еще на 15%. И это может случиться уже в ближайшие дни.
Более умеренный сценарий (коррекция цен на уран, а вслед за этим и акций) предполагает, что топливо может отойти вниз до январских минимумов ($43,7 за фунт, или на 13%), что сильно выше осенних коррекций (до $42,7 в ноябре и $38,8 в октябре). После этого восхождение может возобновиться.
Применительно к акциям Cameco (Kazatomprom пока выглядит спорно) в умеренном сценарии можно ожидать снижения на 20–25% на коррекции. При этом среднесрочный потенциал роста у компании (по данным консенсус-прогнозов) с текущих уровней составляет около 10%. Технически — около $6 вверх (+24%).