Прежде чем размышлять про инвестиции и дивиденды отечественных сталеваров — надо разобраться в сути, пусть и без специфических деталей.
Сталь — сплав железа и углерода, один из самых универсальных материалов современности. Из чего и как ее производят?
Как правило, выделяют 2 способа производства.
1) Берут железную руду (биржевой товар), коксующийся уголь (тоже биржевой) и с помощью доменной печи получают чугун, далее искомый сплав стали.
2) Берут железный лом (то что набрали на свалке, цена тоже биржевая) и с помощью электродуговых печей получают искомый сплав стали.
Схема взята у ММК, но у всех металлургов ситуация схожа
Далее делают слябы, раскатку, различные листы, трубы… это уже детали. Маржа современного металлурга зависит от:
1) Обеспеченности сырьем (вертикальная интеграция): есть ли свои мощности по добыче железной руды и коксующегося угля и их cash cost.
2) Себестоимость процессинга (электроэнергия, транспортные расходы, заработная плата).
3) Добавочная стоимость (высокомаржинальная продукция, раскатка после производства «сырого продукта»).
За этим всем надо следить и понимать, что у какого металлурга имеется. Как и текущие цены на руду/кокс уголь/лом и саму сталь в разных частях света + стоимость доставки
Отечественная Черная металлургия представлена 3-мя крупными игроками: НЛМК, Северсталь, ММК.
👉 НЛМК — лидер по производству стали, единственная компания из России, которая до сих пор без проблем поставляет продукцию в ЕС (поставка слябов на свои же заводы в ЕС NLMK Europe). Мажоритарий — Владимир Лисин, единственный из металлургов не под санкциями хотя его хотят туда добавить в 11 пакете с пакетами.
👉 Северсталь — один из самых эффективных металлургов в мире (правда в прошлом). Низкая себестоимость и хорошая маржа из-за высокой доли экспорта — но теперь этого нет, основные продажи идут на внутренний рынок, компания попала в SDN лист, а мажоритарий Алексей Мордашов под максимальными санкциями.
👉 ММК — металлург с Магнитки, компания всегда исторически работала на «чужом» сырье, хотя небольшая интеграция в коксующемся угле имеется (порядка 40%). Железной руды своей практически нет, раньше закупали в Казахстане, но теперь у Металлоинвеста (из-за санкций). Основной рынок — внутренний + экспорт через Черное море, но за внутренний рынок теперь начали бороться вместе с Северсталью.
Грубая норма расхода на тонну стали — железной руды (1, 6 т) и кокса (0,8 т) и спотценах ($100/т ЖРС и $150/т уголь)
Полностью рудой обеспечены только НЛМК и Северсталь, зато у них нет угля (но у Северстали долгосрочный контракт с проданным активом Воркута Уголь.
Себестоимость добычи железной руды у НЛМК около 16$, у Северстали около 26$ за тонну. Рыночная цена сейчас 90$, поэтому на росте железной руды интереснее выглядят Северсталь и НЛМК, а не ММК т.к. у них чистая маржа растет, а у ММК еще и себестоимость из-за роста цен на руду.
Краткий итог: если цена на жел руду растет — радуемся за Северсталь и НЛМК и внимательнее смотрим на ММК (там кост сильно растет) и наоборот. Одна из причин роста показателей наших металлургов в 21 году — именно рост руды и в след за ними и рост стали (уголь при этом буксовал).
Перейдем к вопросу рентабельности, тем более с учетом того, что “ФАС предложила ограничить рентабельность российских металлургов уровнем 2019 года в рамках переговоров о мировом соглашении между регулятором и компаниями, следует из письма НЛМК в адрес службы.”
Ниже график рентабельности по FCF металлургов — от них идет дивиденд по политике 100% FCF (активно смотрим на 2019 год из-за сообщения выше)
Получается нам просто нужно вернутся в 18-19 год по марже и спрогнозировать выручку в зависимости от цен на сталь.
Цены на сталь следующие (кроме НЛМК все потеряли премиальный европейский рынок, почувствуйте разницу в 100 долларов между экспортом в далекий Китай и близкий ЕС)
Лом тоже подорожал — в теории позитив для цен на сталь внутри страны (иначе у многих металлургов, которые работают на вторсырье был хороший прибыток, хотя Северсталь вон тоже из Лома может делать в своих печах сталь)
При текущих объемах производства и курсе доллара — выходит следующая картина дивидендов за 23 год (за 2022 год уже понятное дело платить не будут). У НЛМК пока есть премия т.к. 35% от производства от отправляет на премиальные недружественные рынки.
Рентабельность взял по минимуму, но и цену на сталь волатилит нынче, как и сырье для производства стали (прогноз достаточно консервативный, предполагаю, что будет и лучше т.к. цены все таки повыше, чем заложенные в прогнозе).
Итого: Мой выбор, если падет на металлургов (пока нет акций этого сектора) — однозначно НЛМК, хотя ситуация быстро меняется…
P.S. Погрузка на РЖД, кстати, растет у черных металлов — что не может не радовать. Все худшее уже позади?
Спасибо за внимание!
Насчет НЛМК не согласна, считаю что ситуация может быстро ухудшится именно у них. На закрытых тамресурсах к Лисину уже очень много вопросов, думаю скоро встанет ребром основной вопрос ты там или тут.
А вот ММК наоборот улучшиться в связи с новыми активами в том числе в Турции.
дай линк
Арматура 560-600 сейчас.
«уже понятное дело платить не будут! интересно, куда деньги теперь направляются, если не на зарплаты. Для ММК перспектива - строительство дорог на Восток, Для НЛМК — выход на новые территории
У ММК например?
Я думаю, можно посчитать так.
Металлурги платят Tax, мы знаем сумму выплаты, далее сравниваем ее с дивидендами за прошлые годы, и после этого прикидываем примерно, сколько могут заплатить дивов.
Например, НЛМК за 2021 год прибыль 371 млрд, за 2019-2020 — 86 и 89 млрд. Превышение (317 — 89) = 228 млрд. 5% от него — 11,4 млрд Tax
Дивиденды: 2019 — 104, 2020 — 130, 2021 — 208 (всё в млрд)
Я думаю, что металлурги постараются заплатить Tax побольше, может быть даже 10% (для НЛМК — 22,8 млрд), чтобы потом выплатить дивиденды (для НЛМК — 150-200 млрд).
Дмитрий-сан,
Пояснительную бригаду, пожалуйста: зачем металлургам стараться платить Tax побольше? Ведь платить 10% немножко потом (до 28 января 2024 года) — менее выгодно, чем заплатить до 30 ноября 2023го, но всего 5%?
Но это не главные детали, в вопросе начисления дивидендов. Главный вопрос: решена ли проблема с перечислением средств в флетчер групп на Кипр? Если нет, то зачем главному собственнику выплачивать дивы — порадовать миноров, а себе приморозить на Кипре?
Ну, смотрите, коллеги. Например:
У Лисина в НЛМК примерно 80% акций. Вопрос о дивидендах полностью под его контролем. Ну выплатит он их себе, а дальше что? Куда он их засунет? Сумма то колоссальная?
Раньше то всё вкладывалось в Европу и США, а теперь куда? Везде за яйца возьмут.
Я бы на его месте (чисто гипотетически) никаких дивов не платил бы.
Или я что-то не понимаю?