Кандидат в президенты Джо Байден обогнал своего конкурента Дональда Трампа на текущих выборах в США. Республиканец Трамп ратовал за развитие нефтяной отрасли в США, был посредником в формировании сделки ОПЕК+ и активно снижал налоги, в том числе и для нефтяников.
В сегодняшней статье посмотрим на позицию кандидата от демократов:
- по американской нефтедобыче;
- по Ирану и Венесуэле;
- по России.
Смена энергетического приоритета на «зеленую энергетику»
Избрание Джо Байдена сместит приоритет энергетической политики с поддержки нефтегазового сектора в сторону «зеленой» энергии. В планах кандидата в президенты США выделить 2$ трлн на развитие возобновляемых источников энергии и постепенно перейти на нее к 2035 году.
Также в рамках своего видения Байден планирует ужесточение экологических стандартов. По оценкам БКС, оно может привести к потере около 500 тыс. б/с спроса к 2025. Более того, представитель демократической партии пообещал прекратить раздачу новых лицензий на разработку нефтяных и газовых месторождений на государственных землях и морских шельфах. По мнению advis.ru, это сократит добычу нефти и газа на морских шельфах на 30% к 2035 относительно того, если бы новые лицензии выдавались.
Фундаментально уход с рынка предложения – это позитив. Однако этот процесс также имеет горизонт реализации 5 лет. Более того, Обама – 44-й президент США – также поддерживал зеленую энергетику. Но при нем произошли «сланцевая революция» и развитие нефтегазовой отрасли Америки.
Иран и Ближний Восток «выдыхают»
Байден также выразил готовность продолжить переговоры с Ираном и Венесуэлой. Общая логика – продолжать диалог со своими партнерами, а не бойкотировать встречи. Так, Байден планирует вернуться в Совместный всеобъемлющей план действий по иранской ядерной сделке при соблюдении её условий Ираном.
Также кандидат в президенты намерен отменить ряд санкций в отношении Тегерана. Напомним, что ранее введенные санкции Трампом сдерживали предложение нефти из Ирана и Венесуэлы. Дополнительно на рынок может вернуться 2 млн барр./сутки иранской нефти и до 1 млн барр./сутки венесуэльской нефти. Это будет сильным давлением на рынок.
Тем не менее, радикальные перемены вряд ли последуют в грядущие месяцы, так как реальные действия Байдена будут приниматься постепенно с января 2021 г. Другими словами, ситуация с иранской и венесуэльской нефтью – это умеренный негатив для рынков с отложенным действием.
Россию Байден воспринимает как «угрозу»
Байден считает Россию глобальной угрозой для Вашингтона. Его позиция в том, что Москва своим ведением дел представляет угрозу для союзников США, для прав человека и др. Поэтому с политической точки зрения от Джо Байдена ожидают развитие НАТО, расширение военного сотрудничества с Украиной, а также жесткую позицию в отношении России на словах и, вероятно, санкционные механизмы.
Экономически, Байден – это также негатив для России. Аналитики не исключают, что демократ будет действовать в нескольких направлениях:
- уход от переговоров с ОПЕК+. Это соответствует логике по нефти;
- противодействие Северному Потоку-2. Байден видит в нем плохую сделку, так как это препятствует укреплению энергетической независимости Европы. В этой связи он поддерживает Польшу и ее позицию по «освобождению» Европы от влияния России.
С другой стороны, Байден не готов дальше угрожать европейским компаниям санкциями. Это может быть положительным фактором для отношений Америки с Германией.
Резюме
В целом, мы оцениваем негативно приход Байдена для нефтегазового рынка и России как меганефтяника, так как:
- растут санкционные риски;
- возникает активный противник российской экономической экспансии.
В этом смысле новый президент привнесет новые риски в нефтегазовую отрасль, а значит и новую волатильность в российские активы.
Статья написана в соавторстве с аналитиком нефтегазового и химического секторов Никитой Куйдо