dr-mart

Вопросы к прогнозированию. Интеллектуальное упражнение.

Итак, я прочитал книжку по прогнозам. Это породило у меня интерес сформулировать некоторые простые вопросы, по которым можно было бы дать прогноз. Ну что, попробуем пофантазировать. Заодно предлагаю вам прочитать прогнозы, взвесить известные вам факты и записать ваши прогнозы с комментариями.
👉Для начала давайте определим таймфрейм: 31 марта 2021.

1❓Какова вероятность локдауна в России по образцу весны 2020?
2❓Какова вероятность, что доллар вырастет до 90 рублей?
3❓Какова вероятность новых серьезных санкций против России со стороны США?
4❓Какова вероятность повышения процентной ставки ЦБ РФ? (Сейчас 4,25%)
5❓Какова вероятность скачка инфляции в России? (сейчас 4%)
6❓Какова вероятность роста резкого числа дефолтов по банковской системе РФ?
7❓Какова вероятность падения потребительского спроса в 1кв относительно 1кв2019?
8❓Какова вероятность падения американского рынка акций с текущих уровней на 20%?
9❓Какие еще варианты вопросов?

Самое интересное, что задавая эти вопросы, я понял, что при помощи простых вопросов вряд ли можно будет предугадать возникновение черных лебедей. Потому что сейчас кажется, что бы вы не пытались спрогнозировать в конце 2019 года, не сработало бы ни в каком виде… Черный лебедь он потому так и называется, потому что это событие, которое кажется всем очень маловероятным. 

Мы же, прогнозируя что-то, хотим получить преимущество над рынком, узрев ту преобладающую вероятность, которую рынок еще не учел в ценах. Соответственно, логично задать вопрос:
10❓Какие вполне вероятные сценарии рынок не учитывает в ценах на данный момент.

Это пожалуй главный вопрос. Надеюсь на ваши фантазии в комментариях.
★2
60 комментариев
доллар по 90 к марту ?
к годовщине Сталина ?
легко!
смена власти в россии по незапланированному путиным сценарию
Добрый человек, думаю вероятность 2%
Тимофей Мартынов, в разы выше.вовка слабеет а кланов развелось слишком много с  многомиллиардными состояниями и частными армиями. так что бойня будет еще та за власть и денежные потоки. послабее конечно чем во время приватизации
Тимофей Мартынов, Интеграция детей во властную структуру (https://t.me/politjoystic/17329) это не только возможность обеспечить их будущее, но и гарантии безопасности для персонажей уходящей элиты – по соображению архитекторов этого процесса дети должны в случае чего защитить своих отцов (и друзей).

Прямо чувствуется как российская власть погружается в прошлое. Из основанного на публичности и сменяемости власти XXI века прямо к феодальной раздробленности средневековья, когда у каждого наследника был свой удел для кормления.

Ведь в отличие от родителей, все эти дети не являются командой. У них не было общего сплачивающего экспериенса – ни спортивных секций, ни службы в органах ни даже пресловутого кооператива «Озеро».

Все перечисленные площадки для общения так или иначе имеют командообразующий эффект, а редкие совместные вечеринки на день рождения такого эффекта не имеют.

Команды в «новой элите» не будет. Вероятность того, что грызня за ресурсы и власть после ухода «пап» со сцены усилится почти 100%. Весь исторический опыт говорит именно об этом.

Telegram (https://t.me/politjoystic/17329)
Политджойстик
Одновременные назначения Чиханшина на Аэрофлот, Хмарина на Русгидро и Шаскольского на ФАС приоткрыли нам один из контуров будущего трансферта власти. Кто-то называет этот кадровый проект «Дети», но я бы назвал его «Преемники», когда сыновей ближнего круга ВВП ставят на ключевые посты

Добрый человек, а вот в течение 10 лет такая вероятность на мой взгляд не меньше 50%
А антикризис будет?)
avatar
beaver_RUS, в понедельник.
соскучился?:)
Жаль прогнозы не на бумаге пишут, печь топил бы всю зиму, вона польза бы была
Алексей Иванов, свои прогнозы надо использовать самому для личной выгоды
Тимофей Мартынов, согласен, рынок этому учит
Это как в том анекдоте про женскую логику и вероятность встретить динозавра на улице.

50% на 50% (либо будет либо нет )

Нельзя ожидать плохое (а вот хорошее нужно ждать!). Но можно учитывать возможность появления плохого при планировании.

А чёрный лебедь в трактовке Талеба — это, иными словами, внезапный выигрыш джекпота. Он выиграл джекпот и теперь одурачен случайностью, пишет кучу самовосхваляющих книжек, в которых воды чуть менее 100%.
Декабрь- февраль РТС 80.000 пунктов, потом до лета 100.000 пунктов.
Сергей_Кандалакша, радикально)
Тимофей, если экономические цифры все больше не соотносятся с цифрами на рынках, какие могут быть прогнозы?)
avatar
beaver_RUS, не влияют до поры до времени. важно спрогнозировать когда опять начнут влиять
beaver_RUS, часто да.
но в целом общие моменты есть
я ж писал
тебе важно спрогнозировать то, что не видит рынок в ценах активов
Какие вполне вероятные сценарии рынок не учитывает в ценах на данный момент.  Они находятся строго в непубличном пространстве и никогда оттуда не выйдут 
avatar
таймфрейм это же период? Значит период прогнозирования от текущего момента до 31.03.21.
Предположу вариант в (+): Перезагрузка отношений между Москвой и Вашингтоном (обсуждение в кулуарах такой возможности).
avatar
LXA, спасибо! Исправил ошибку
Это Тема писал?
Таймфре́йм (англ. time-frame) или торговый период — интервал времени, используемый для группировки котировок при построении элементов ценового графика (бара, японской свечи, точки линейного графика).
avatar
AntiTrader, разные есть трактовки
Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах(ну или прогнозах в данном кейсе). 
avatar
Прочитал все вопросы и первая мысль это смогу ли я хоть по одному из них дать объективный прогноз отличный от 50 на 50, зацепиться можно к двум вопросам это про доллар и падение спроса, потому что доллар склонен расти к рублю а спрос последние лет 10 склонен падать, но из за того что доллар уже сильно и так вырос за последний год и спрос упал даже на эти вопросы только 50 на 50
avatar
Gerasya, вот, уже в верном направлении мыслишь
На эти все вопросы есть приближенные ответы и никаких 50 на 50 тут не должно быть. Только при таких вопросах надо добавлять ВРЕМЯ, т.к. Доллар с вероятностью 99% будет выше 90, через десяток лет. А вот в этом году наврядли.

31 марта 2020 видимо опечатка, или прогнозировать надо Назад в будущее?))

Но вопросы классные, респект. Смартлаб идёт правильным путем от черточек и графиков к математике и фундаменталу)
Олег Кузьмичев, да опечатка.
вопросы все к концу 1 квартала будущего года.

Олег Кузьмичев, это не полный список вопросов.
это я для примера набросал.
наделся в каментах кто-то дополнит)
В каждом из этих вопросов может быть ошибка, что смажет весь прогноз. И на мой вкус здесь нет одного правильного вопроса который подожжот пуканы 90% смартлаба: Какова вероятность роста рынка на 20%... По мне дак чистопородные 100%А сроки к этому вопросу есть некая неопределенность что не особо важно.Причем ожидание этого прогноза вполне себе оплачиваеся дивидендами, и усиливается реинвестом и горизонтом…
В сути есть метафора от Олега Клоченка которая отражает суть инвестирования: Инвестор -это ёжик в тумане и пока он это осознаёт с ним будет все более менее нормально и он не пропадёт.Не возьмет плечо, создаст вполне себе портфель, получит вполне себе с него доход, не продаст в убыток, продаст когда нибудь в прибыль и еще и детям это оставит…
Задача капиталиста долгосрочное стратегической наращивание капитала и пропитание сливками с него.В этом процессе нет прогноза как такового, есть процесс.
avatar
Робот Бендер, ну да, сроки не важно. Расскажите это японским пенсионерам в индекс? В 90х тоже таких прогнозов начитались, а воз и ныне там)
Олег Кузьмичев, Невозможно быть дебилом и быть успешным… Бизнес всегда имеет цену.Купить ларек за 15 годовых прибылей и за 100 это не одно и тоже.Рынок был перегрет и пришёл к адекватной оценке, при этом хорошо рос до этого.В  этом нет ничего плохого.Умные заработали, глупые потеряли, кто хотел получили дивиденды… кесарю кесарево-слесарю слесарево…
avatar
Робот Бендер, ну тоесть важен фундаментал, а не ёжики в тумане и взрыв пуканов на смартлабе. И срок получения 20% тоже очень важен, ибо процесс получения 20% за 30 лет — убьёт ваш капитал.
Олег Кузьмичев, Фундаментал важен даже при покупке трусов...есть такое… сильные движения   на рынке обусловлены индексным инвестированием т.е. люди хотели купить хрень которая  всегда растет, а она с… ка падает… а понимания что делать или не делать нет...
и сам фундаментал это не страховой полис… это просто цена товара, а инвестор ёжик в тумане… и прогнозирование Байден или Трамп, вверх или вниз, в практическом смысле не помогает вообще, а является шумом «думающей толпы»… которая и есть толпа в прямом её смысле.
avatar
Робот Бендер, интересные мысли, спасибо
Мы же, прогнозируя что-то, хотим получить преимущество над рынком, узрев ту преобладающую вероятность, которую рынок еще не учел в ценах.

это Васин подход же, Смартмани и всё такое… фактически прогноз-это про будущее.а про будущее(щас прибежит bocha и заругает)) лучше говорить глядя на уже имеющийся график, а не выстраивая сомнительные цепочки в башке за полгода до.никакого преимущества фундаментальный угадывальщик не имеет перед угадывальщиком техническим
avatar
1-доллар будет 100$
2- % ставка в рф останется на этом уровне 4%
3- против России будут еще санкции применять Америка

Метеорит прилетит с новым вирусом )
avatar
задавая эти вопросы, я понял, что при помощи простых вопросов вряд ли можно будет предугадать возникновение черных лебедей
возникновение белых тоже...
avatar
wistopus, ну белые мы как раз и пытаемся по сути спрогнозировать,
потому что опираясь на прогнозы черных, мы все бабки в шортах просрем
Влад, это что значит?
7)Какова вероятность падения потребительского спроса в 1кв относительно 1кв2019? — Лично я не вижу, факторов которые могут повлиять на увеличение потребительского спроса, основная масса населения нищает, при этом цена растут, плюс безработица, также большое кол-во людей переходит на удалёнку, как пример студенты, а это значит что многие из них уедут обратно, а так как многие из них снимают дешёвое жильё, то по цепочке и у их арендодателей снизится потребление. Вообщем-то таких цепочек довольно много можно строить. Я бы дал 75% на снижение.
avatar
arkonin18, вот и я тоже пока не вижу
Отрицательные ставки в США
avatar
10❓Какие вполне вероятные сценарии рынок не учитывает в ценах на данный момент.

И какова вероятность того, что рынок все же учтет эти сценарии в обозримом будущем…
На все вопросы — выше 50%
avatar

СПАН калькулятор — это как компас… или интернет или спутниковый навигатор… Вы ходите по лесу и собираете грибы, то есть совершаете случайные блуждания (на что и клюют все математики), но к ближайшему клирингу (или к обеду или ужину) всегда возвращаетесь домой, то есть в точку ТМВ.

Некоторые вопросы не докручены до большей конкретики.

В 5 что такое скачок (численный критерий)?

В 3 какой критерий серьёзности санкций?

Можно и до других докопаться, если уповать на научность. В науке гипотезы обязательно численные.

avatar
shisha_54, согласен
Черный лебедь он потому так и называется, потому что это событие, которое кажется всем очень маловероятным. 
Черный лебедь это событие о котором никто не догадывался! Которое даже не оценивается как вероятностный исход!
Именно поэтому Талеб в этом году сказал что коронавирус никакой не черный лебедь. Всем было известно о вспышке в Ухане, просто рынки вечно под наркотическим приходом. До конца не верили, не понимали последствий, не просчитали исходы.
avatar
На первый взгляд все эти процессы взаимосвязаны. Поэтому мы даем вероятностную оценку на какое то более глобальное событие, тут не названое
Шта говорит умная книжка? Можно ли так делать?
avatar
10❓Какие вполне вероятные сценарии рынок не учитывает в ценах на данный момент.


Мне кажется рынок не учитывает новых санкций. Рынок думает что у них малая вероятность. За северный поток санкции уже закладывают в документы обороны сша. Ещё одна эскалация на Украине, расследование крушения боинга или отравления новичком, случайное уничтожение амер самолёта и вуаля.
avatar
Kurono, по-моему как раз рынок всю осень под давлением был изза этих страхов
График все показывает и даже время экстремума.В начале 2000х мне звонил астролог и называл  время сделки на его счете… типа 12-34 мин.Меня удивляло, что в это время было резкое движение, но как правило не в сторону его сделки.Он жил в Сосновом бору, а я в Питере.С тех пор много воды утекло.Я почитал про квадрат 9 Ганна, и действительно согласен с возможностью прогнозировать время сильных движений.Но направление движения квадрат 9 не показывает.Может я плохо понял Ганна?.. У него 30 гр(30 дней) это тренд, а 45гр(45 дней ) коррекция? Продолжаем учиться понимать график.
SSMaker.ru/04669cc5/
avatar
ezomm, как раз вопрос в том. где график может ошибаться
Предложу свои прогнозы:
1) вероятность полного локдауна невысокая — 30%, так как правительство в этот раз всеми силами хочет избежать остановки экономики. Но тем не менее отдельные регионы России уже пытаются вводить, что-то близкое к локдауну, поэтому совсем исключить такой исход не получится. К примеру,https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/torgovye-centry-kafe-restorany-sauny-fitnes-kluby-zakryvayut-v-buryatii-na-dve-nedeli-iz-za-koronavirusa
2) вероятность 60%, для этого с текущий уровней курс должен вырасти всего на 15% с 77 до 90 рублей за доллар, а для этого достаточна падения цены на нефть на 30% c 42 до 30 долларов за баррель, что видится вполне реальным на фоне затягивающейся второй волны коронавируса и начала полного локдауна в части европейских стран (к примеру, в Австрии). 
3) вероятность низкая 5%, в последний раз серьезные санкции вводились после крымских событий, сейчас даже отдаленно ничего похожего не происходит, поэтому серьезных санкций ждать не приходится
4) вероятность повышения ставки низкая — 10%, для этого должен произойти резкий скачок инфляции, который в ближайшее время может произойти при резком обвале курса рубля (>30%), что пока маловероятно.
5) вероятность резкого скачка цен низкая — 10%, вероятность сказка цен на 10-20% высокая из-за возможного обесценения рубля
6) вероятность резкого роста числа дефолтов среди заёмщиков банков до 31 марта 2021 около 20%, слишком небольшой период. Если у компании резкого уходшится фин. состояние к примеру 01.01.2021, то в NPL90+ её долги вывалятся только через 90 дней 
7) вероятность 80% в силу затягивающейся 2-й волны коронавируса, отсутствия туризма и дополнительных ограничительных мер. 
8) вероятность 60-70% с учетом затягивающейся второй волны коронавируса, отложенным эффектом от вакцинации и огромной перекупленностью американского рынка акций. Что может отложить падение, так это принятие нового пакет стимулов экономики в Америке
9) мой вариант вопроса: падёт ли режим Лукашенко до 31.03.2021 в Белоруссии?

10) возможный обвал фондового рынка :)
avatar
1 — вторая тяжёлая волна Короны в Китае.
2 — мутация вируса и бесполезность вакцин.
3 — радикализация ситуации в США вплоть до вооружённых столкновений, раскол по рассовому признаку.
4 — миграционные и рассовые проблемы в Европе, теракты и массовые погромы/убийства
5 — внезапный ковид со смертельным исходом у стариков Байдена и нашего сказочного
6 — тёплая зима и кризис перепроизводства нефти через развал сделки Опек+
avatar

теги блога Тимофей Мартынов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн