Блог им. type568
По поводу инфляции. У нас появилась новая проблема, к которой Украина вероятно причастна: бензин. Рост за год примерно 58 => 70 (20%) оптовые цены для 92, и 70 => 80 (14%) для 95-го. Удары накладываются на сильную сезонность: все пики графиков — позднее лето, или ранняя осень.
Еще, интересный факт что инфляция в ДТ за год… Небольшая дефляция. Кстати в ДТ сезонность НЕ на лицо.
Производство бенза в РФ — около 41 млн тонн в год, и чуть ли не в два раза больше ДТ. РФ так-же стабильный экспортер ДТ, и следовательно удары могут лишь понизить долю переработке в экспорте, но никак не повлиять на цены внутри страны.
А вот бензин… Грубо говоря производство примерно аналогично потреблению, быстрый гугл мне прикинул потребление типа 42 млн тонн. Ни о каких потерях 17% мощностей говорить не приходится, это бы создало огромный дефицит который или покрывался бы импортом, или пустыми заправками (не в одном двух регионах эпизодически), а был бы мощный дефицит по стране и рост цены в разы.
При этом… Факт остается фактом — цены на бензин растут. За пять лет на 92-ой около 50% (средний рост 8,5% годовых), с учетом того факта что за 12 месяцев рост на 20%. С 95-ым примерно так же, и… ДТ в общем тоже, хотя рост меньше(но в рамках 1% г/г за пять лет). Типа ДТ больше дороже в 2020-2024.
Вывод? Сезонность никто не отменял, и в ЦБ отлично знают что на огурички в июле ориентироваться нельзя, как и на бензин в сентябре.
Удивлюсь если ставку не понизят на 2%, но и удивлюсь если понизят на 3, или 1. И да, 0,02% — это все еще аномально низко, но не забываем про сезонность. Усреднённая недельная инфляция по году в соответствии с целью ЦБ это 0.0755%.
Кстати вот графики цен на нефтепродукты:
https://spimex.com/indexes/petroleum/territorial/
https://t.me/LadimirKapital
вероятна коррекция по факту (уже в цене).
Конечно, интересна риторика.
12 сентября — не опорное заседание ЦБ РФ
Кто-то ляпнет, что электромобили что-то там замещают, но посмотрите на тенденцию продаж машин в мире, она растет как и спрос на нефть, причем электромобили не покрывают даже прироста спроса на новые легковые машины.
Кто-то (США) явно манипулирует ценой нефти и держит ее под контролем.
А бензин в России должен стоит столько, сколько он стоит в среднем в мире. Не должны бедные своими налогами дотировать дешевый бензин владельцам Мерседесов.
У нас цена на бензин близка к США. А то, что европцы в цену закатывают и избыточные налоги и свои социалистические хотелки и поддержку Украины, так это не то, чему следует подражать.
В СССР хлеб стоил копейки, так дешево, что им было дешевле кормить свиней, чем размолом, что и делали жители села, при этом издержки производителей дотировали, но их не хватало, в итоге пришли к тому, что хлеб выращивать стало экономически не выгодно. Приписки помогали подбить отчеты для выполнения плана, но не накормить народ. В итоге страна которая с помощью лошади и плуга кормила 30% Европы хлебом имея трактора и колхозы стала со времен Хрущева закупать зерно, а с 80-х годов покупали уже по 40-45 млн.тонн зерна, в нынешних ценах (200 долларов за тонну) это обходилось СССР в 8-9 миллиардов долларов в год (цена одного атомного авианосца).
Вот, что бывает когда цена на какой-то товар дешевле рыночной и дотируется государством.
Вы бы хоть поинтересовались, сколько в розничной цене бензина сидит налогов и акцизов. Прежде чем писать ерунду про дотирование. Более 60%, между прочим.
Персонал получает зарплату, значит, есть НДФЛ.
Конечно в начале не предполагалась, что будут такие колоссальные цифры, и все будет финансироваться за счет налогового маневра. Но вышло как всегда. :)
C зарождения выглядит в млрд. руб. вот так:
Можете называть это не дотацией потребителю, но по факту пятый год она является таковой. Даже НДС, видимо, превышала в 2022-2024 гг. Т.е. налоги на потребление были вообще отрицательными по факту.
P.S. Цифры проверю, по акцизам выглядят как-то странно, должны быть раза в 2 выше.
Т.е. вы, как владелец порша, получаете топливо на 10-20 руб./л дешевле, чем оно должно было бы стоить при той же самой прибыли нефтяной компании, но без демпфера. Ну и Олег Каширин считает, что владелец мощной машины получает от этого больше выгод, чем обычный человек баз авто.
В принципе в этом есть резон, я лично не думал, что демпфер продержится настолько долго.
А в остальном — чувак смешон… Допустим я правда получаю больше, но в большинстве случаев такие машины покупают те кто платит налогов за год больше чем те кто на ладе за 10.
А в целом колебания рубля уже создают достаточно дестабилизирующих экономику эффектов, сглаживание этих колебаний — полезно.
А по поводу удержания демпфера… Не ясно почему он не должен был держаться. Раньше была пошлина отсекающая экспорт, из-за внутренних терек в т.ч. с Белоруссией — сделали налоговый маневр — НДПИ. Но внутреннее потребление то компенсировать надо.
Демпфер предполагал несколько компенсировать эффект маневра, но не на 2 трлн. руб./год. Это примерно столько, сколько тратится из федерального бюджета на образование или здравоохранение. Поэтому я и не думал, что так долго продержится.
Относительно социальной справедливости — Налоговая нагрузка измеряются не по валу, а по доле в доходах все-таки. Вы как рантье, вообще платите с этого года меньше налогов, чем работающие по найму с аналогичными доходами. Я бы лично предпочел, чтобы отменили демпфер и вернули прогрессивную шкалу НДФЛ, действовавшую до прошлого года> :)
Чувак с ладой вообще страдает вдdойне — на машину из-за всяких утильсборов он тратит большую часть дохода, чем вы на порш, да еще субсидию на топливо получает меньше.
Чистое дотирование потребления 3 года, НДС превышал 1 год в (2022).
Подтверждаю. В деревне моего детства под Калинином местные именно так и скупали. По 10 булок белого хлеба. И именно на корм свиньям. Середина 70-х. Немножко не успеешь к завозу — пара-тройка дней без хлеба.
На самом деле почти за четверть века работы в отрасли всегда самые страшные риски роста издержек не сбывались, поскольку открывают что-нибудь полегче. Никто больше особо не стремится на Аляску с арктическим капексом, Венесуэллу с тяжелой нефтью и т.д. А ведь были модными темами в свое время. Всегда появляется что-то новое.
Сейчас еще потребление ненамного выше уровня 2019 г., благодаря электричкам. А ведь нефть это энергия для перемещения в основном.
Вчера мешок цемента взял. Подорожал на 15% еще и привезли много. Я так глянул. Ну думаю. Половина пропадет