Блог им. bezzp

Можно ли доверить нейросети выбор акций?

    • 20 февраля 2026, 09:15
    • |
    • bezzp
  • Еще

Можно ли доверить нейросети выбор акций?

Нейросети и ИИ-агенты сейчас на пике хайпа. GPT используют как психолога, терапевта, коуча. Так почему бы не использовать его как финансового консультанта? А лучше — как инвестиционного советника. Чтобы сразу собрал портфель покруче, и оставалось только подсчитывать барыши.

Но, к сожалению, всё немного сложнее.

Нейросеть — отличный инструмент, чтобы:

•структурировать уже имеющиеся знания;

•быстро собрать и сопоставить данные;

•подсветить идеи, которые вы и так способны оценить.

И довольно слабый инструмент, чтобы:

•создать с нуля систему знаний;

•взять на себя ответственность за стратегию;

•придумать новую ценность там, где нет понимания у вас.

ИИ хорошо усиливает эксперта.
ИИ плохо заменяет эксперта.

Эксперименты уже были

Самый громкий — когда шесть нейросетей обучили торговать криптой. За две недели разброс результатов составил от +20% до -60%. Всё как у людей.

То есть даже при формализованной стратегии итог — лотерея.

Проблема в том, что можно алгоритмизировать конкретную торговую систему.
Но чтобы задать её на уровне промпта — нужно самому быть трейдером с опытом. И даже трейдеры с опытом периодически сливают деньги.

Если же ввести «Наторгуй мне денег на крипте» — результат будет ровно на уровне запроса.

Окей, трейдинг сложный. А если просто выбрать акции?

Казалось бы, что может быть проще: вот отчёты, вот мультипликаторы, вот новости о компании.

Я попросил 7 нейросетей назвать топ-10 акций с максимальной доходностью в 2026 году.

Такие списки регулярно публикуют брокеры. И если верить статистике, которую ведет мой коллега-файерщик Роман Рагуля, точность попаданий этих прогнозов примерно на уровне броска монетки.

Что получилось

По двум акциям — Яндекс и Сбер — нейросети проявили завидное единодушие.
Но эти же бумаги возглавляют большинство брокерских рекомендаций, так что удивляться нечему.

В число фаворитов попал и Т-Техно. Правда:

•Алиса по старинке назвала его Тинькофф-Банком и указала старый тикер;

•ChatGPT и Perplexity умудрились придумать несуществующий тикер.

Дальше мнения разошлись.

5 из 7 — за Полюс.
4 — за Ozon и Лукойл.
3 — за X5 и Норникель.

Почти у каждой нейросети была минимум одна сомнительная идея — от Positive и РусГидро до, прости господи, Самолёта (у Gemini) и даже уже несуществующей Mail.ru Group (у Гигачата).

Меньше всего вопросов у меня вызвал портфель от ChatGPT — 9 из 10 бумаг есть и у меня.

Но.

Половину из них (включая Сбер, Яндекс и Полюс) я держу, а не докупаю — они близко к хаям. Будет ли рост от этих хаёв дальше? Возможно. А возможно, нет.

Но проблема даже не в конкретных акциях и не в их цене.

Меня смущает сама постановка вопроса:
«Какие акции дадут максимальную доходность в 2026 году?»

Это не инвестиционный вопрос.
Это попытка угадать будущее.

И нейросети, как и брокерские аналитики, с готовностью включаются в это гадание на кофейной гуще — ещё и снабжают свой выбор убедительно звучащими обоснованиями.

В итоге в одном списке оказываются:
Сбер и Positive,
Яндекс и Самолёт,
Лукойл и Аэрофлот.

Акции, которые в рамках одной стратегии вообще не должны пересекаться.

Ни ответа на вопрос «Зачем?»,
ни горизонта,
ни допустимого риска,
ни роли бумаги в портфеле.

Есть только «топ-10».

А доходность такого списка будет зависеть скорее от везения, чем от экспертизы.

Я сохранил все прогнозы нейросетей. В конце года посмотрим, чья монетка упала удачнее. И смогут ли эти «топ-10» обойти банальные топ-10 акций из индекса Мосбиржи.
477
26 комментариев
Может стоит задать вопрос иначе?

Что-то типа:
«Какие акции РФ в долгосрочной перспективе [на 10 летнем интервале] покажут наибольшую доходность при наименьшем риске потери капитала?»

А задавая вопрос про доходность на год, вы получаете в ответ угадайку, так как нейросеть точно знает данную статистику: на однолетнем горизонте  прогноз про рост или падение акций сродни прогнозу по выпаданию орла или решки при броске монетки. А уж про наибольший рост и подавно.
Дмитрий Корягин, безусловно, результат зависит от промпта)) я отталкивался от двух вещей: 1. формулировал так, как с большой долей вероятности будет формулировать неподготовленный инвестор (в тч глядя на п.2) 2. в эту угадайку играют все брокеры (и глядя на них и неискушённые инвесторы). Захотелось сравнить рекомендации железяк и кожаных и в конце года подвести итог)))
avatar
bezzp, ни в коем случае не доверяйте. Мой восторг от ИИ прошел после того, как я сделал несколько попыток решить с ними серьезные задачи в режиме несколько дней работы на каждую из задач «плотно» и подробно.
Вывод: они пока еще тупейшие создания.

Люди тоже есть такие — умеют создать впечатление образованных интеллектуалов. Умно выглядят, красиво говорят, а копни глубже — дупль-пусто до самого дна, кошку свою им не доверил бы.
Вот это и есть современный ИИ, если он не заточен под специальную задачу, но таких в доступе простых смертных нет.

Для проверки можете пообщаться с ними по тем же компаниям, что они выбрали, но намного подробней и глубже. Позадавайте вопросы о подробностях! Создайте провокацию!
Увидите как они меняют показания и, возможно,
узнаете, что последние данные по этим компаниям… с 2024 года!
avatar
VladMih, да, структурировать уже имеющуюся информацию — справляется отлично (особенно при чётких вводных, например в Notebook LLM). Поштурмить в порядке бреда (просто чтобы выбрать 1-2 блестящих идеи из 100 отстойных) — тоже норм. Но вот создавать что-то с нуля — вообще не тянет.
avatar
bezzp, значит консенсус!
Уже сегодня они отличные помощники в умелых руках, а завтра без них не будет жизни, как без мобилы ))
Я лишь предупредил. И даже отдельный пост написал на базе вашей темы, там есть (возможно и ещё будет) допинфо.
avatar

Дмитрий Корягин, засада в том что получить ответ на вопрос «Какие акции РФ в долгосрочной перспективе [на 10 летнем интервале] покажут наибольшую доходность при наименьшем риске потери капитала?» не возможно из-за непредсказуемости того, как будет развиваться геополитический фон...

Если что сейчас основная проблема в том что мир находится в глобальном цивилизационном кризисе, вызванном нехваткой ресурсов, в первую очередь энергоносителей и глобальные игроки в отличии от основной массы населения об этом знают...

И соответственно, часть из них делает определенные шаги, чтобы их страны могли проскочить этот кризис с как можно меньшими потерями…

А некоторые, судя по всему, ровно наоборот — хотят убиться об него (я про страны Европы)...

Кстати, интересно было бы задать вопрос ИИ про кризис и получить прогнозы по его развитию...


P.S. Алиса таки вот что выдала:

 

Существует мнение, что если не решить проблему нехватки энергоресурсов, это может привести к серьёзным последствиям, включая распад глобальных цепочек поставок, снижение уровня жизни и потерю многих социальных благ


Некоторые эксперты считают, что истощение запасов ископаемого топлива может вызвать, например:

  • Рост цен на электроэнергию. Угольные и мазутные станции закроют, людям придётся искать альтернативный способ получения энергии.

  • Перестройку мировой экономики. Крупномасштабная международная торговля остановится или значительно сократится, налаженные транспортные системы разрушатся.

  • Кардинальную смену образа жизни. Жителям придётся

  • покидать города, чтобы быть ближе к источникам продовольствия.
придумать новую ценность там, где нет понимания у вас.
копаться в прошлом ИИ мастер ого го го
будущее он не способен видеть вообще никак 
ну и это хорошо 
короче ИИ усиливает мозги человека, если у того есть мозги 
для дураков это как умножение на ноль
Валерий Осипенко, абсолютно верно
avatar
Проблема в авторе на глупо заданый вопрос он получил глуповатый ответ. Если бы он попросил И И проанализировать компании по балансам за три года, научил бы И И пользоваться макросом в экселе, посмотрел бы И И структуру долга и перспективы отрасли. Но это сложно, легче задать И И глупый вопрос и стебаться над Алисой.
avatar
Михаил Беляев, а теперь внимание вопрос: много ли читателей Смартлаба умеют перечисленное вами?)) и много ли из тех, кто умеет — нуждается в советах от нейросетей (а не использует их для черновой обработки сырых данных). Хотя всё перечисленное вами и Тимофей с командой неплохо выполняют 😂
avatar
bezzp, ну зачем самому смотреть 100 балансов, лучше 5-7 рекомендованные алисой по разным параметрам.
avatar
Михаил Беляев, ага, по 12 рекомендованным разработчиками сайтам 😂
avatar
bezzp, ИИ с их задачей справится лучше ))
avatar
 Что касается Алисы это голосовой поисковик и он ищет информацию на 12 сайтах, которые ей рекомендовал разработчик.
avatar
Михаил Беляев, но позиционируется всё-таки как ИИ))
avatar
Если вдруг ИИ сделает, а сделает он это с мегаэффективностью, учитывая его вычислительные мощности (и это не говоря об удвоении этих мощностей каждые несколько лет):
"
•создать с нуля систему знаний;

•взять на себя ответственность за стратегию;

•придумать новую ценность там, где нет понимания у вас.
"
  — то твоя необходимость в его представлении как-бы отпадет если и не сразу, то очень быстро.
avatar
dim800, да, и это нехилый риск для всего человечества, не только для меня 😅
avatar
bezzp, нет риска для человечества, как только появится И И с возможностями бога, человек станет юнитом и будет построен коммунизм.
avatar
Михаил Беляев, я слышал формулировку "сингулярность")))
avatar
 Согласен, ИИ у нас пока нет есть сложные програмы и не более, вычислительные мощности значения не имеют, путь к ИИ это один два гения. вот сперматозойд, это программа человека в которой есть програма изучения мира и создание личности, но это проблема гения.
avatar
Михаил Беляев, так радоваться надо. Настоящий ИИ обнулит человечество в три секунды (образно), посчитав нас багом и угрозой. Помогать тратить ресурсы планеты на сомнительные удовольствия людей он точно не станет.
avatar
Khanos, не совсем так ИИ спросит тебя ты кто друг или враг, я например друг
avatar
Михаил Беляев, :))) ага, прям каждого муравья будет спрашивать 
avatar
При работе с ИИ важно соблюдать правила написания запросов. 90% вопросов к ИИ от обычных пользователей пишется настолько расплывчато, что не удивительно что ответы зачастую такие же, и, во многом рандомные.
Если каждой нейронке задать 10 раз один и тот же вопрос (в новых беседах) в том виде как он написан в данной статье, то список будет повторяться лишь частично. Это тоже самое как задать его случайным пользователям СЛ)
Для получения действительно качественного и главное полезного результата при работе с ии необходимо соблюдать правила запросов.
avatar
V., полностью согласен. только вот чтобы правильно написать промпт — надо хотя бы немного быть в теме вопроса, о котором пишешь. а на этом уровне погружения уже нет нужды спрашивать "топ-10 самых доходных акций на 2026 год" 😁
avatar
Тексты от нейросети это как тексты от писателя художественной литературы — никогда не знаешь, сколько там вымысла, а сколько документального.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
USD/CAD: военная разрядка подкосила нефть, но поддерживает канадца
Канадский доллар продолжил заметно укрепляться за прошедший период и достиг локальных максимумов, полностью нивелировав слабость в течение марта....
Фото
Про нашу нейросеть ByteDog написали в Forbes
В середине апреля мы  рассказали , что с нуля создали собственную нейросеть для поиска вредоносов, которая читает файлы как текст. Мы сделали ее...
В Accent разработали сервис для оценки влияния недвижимости на портфель инвестора
Группа Accent запустила интерактивный инструмент для анализа инвестиционного портфеля. Сервис, доступный на сайте компании, позволяет оценить,...
Фото
Какой убыток мог быть у Магнита в 2025 году?
На этой неделе, вероятно, под занавес сезона годовых отчетов, свои результаты должен опубликовать Магнит. Что ждать и насколько все плохо?

теги блога bezzp

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн