Снижение поставок в Индию было вызвано как совпавшим по времени давлением со стороны США, так и санкциями Евросоюза против Nayara Energy, введенными в июле, отмечает эксперт агентства количественной информации «Сиала» Владимир Никитин. Компании принадлежит второй по величине в Индии частный НПЗ, а сама она на 49% находится во владении «Роснефти». «Снижение операций Nayara связано с оперативными проблемами — отключением от банков и остановкой платежей, осторожностью судовладельцев, не связанных с Россией, отключением западными вендорами IT-систем», — считает Никитин.
При мощности переработки НПЗ в Вадинаре 20 млн т в год среднесуточный импорт нефти должен составлять 55 тыс. т. По данным «Сиала», приблизительно на таком уровне завод и импортировал нефть до ввода санкций, а после — средний импорт составляет 33 тыс. т в сутки. «Это может говорить о временной неполной загрузке завода, однако он может повышенными темпами выбирать запасы нефти в хранилищах», — говорит Никитин.
При этом после санкций вся поступившая на НПЗ нефть, кроме одной партии, была сорта Urals. «Очевидно, Urals будет составлять 100% диеты завода в ближайшем будущем, тогда как ранее до 40% сырья приходилось на сорта Arab Extra Light и Basrah Heavy», — полагает эксперт.
Продукция Nayara Energy поступает как на внутренний рынок, так и на экспорт. Компания имеет сеть АЗС, состоящую из 6500 заправок, что сравнимо с сетью ЛУКОЙЛа, отмечает Никитин.
Помимо реализации на земле, с НПЗ по морю отгружались светлые нефтепродукты (дизельное топливо, керосин и в меньшей степени бензин). По оценкам «Сиала», в среднем такие отгрузки топлива составляли 26 тыс. т в сутки, то есть 47% от общего объема выпуска всех нефтепродуктов заводом. Вместе с тем 42% морских поставок шло в порты Индии, а уже остальные — в страны на побережье Индийского океана (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, ЮАР, Мозамбик, Бангладеш, Сингапур, Малайзия). «После ввода санкций отгрузки снизились до 17 тыс. т в сутки. Вероятно, это прямое следствие снижения объемов нефтепереработки завода. Морские партии топлива идут в терминалы и акватории портов Индии, Омана и ОАЭ», — говорит он. «На данный момент времени есть данные как по росту отгрузок в индийских портах, так и по новым закупкам партий российской нефти.
Схожий паттерн был после январских санкций Джо Байдена (экс-президент США. — РБК) и временного падения отгрузок нефти с российского Дальнего Востока», — отмечает Никитин. По оценкам «Сиала», наиболее остро последствия каждого санкционного пакета ощущаются в течение первых двух недель, а восстановление до предшествующего уровня занимает около двух-трех месяцев.
https://pro.rbc.ru/demo/68a8d47f9a794784568afeb5