Ситуация после ввода санкций против Мосбиржи и НКЦ следующая: Сбер падает на 1,6%, Лукойл — на 2,5%, Газпром — на 1,3%.
Ссылка на пост
Системно-значимые банки (СЗКО) вернулись к покупкам ОФЗ на аукционах. В период с октября по март доля СЗКО на первичном рынке держалась на уровне 16-51%, тогда как в июле-сентябре 2023 г. достигала 87%.
В мае, согласно данным Банка России, крупнейшие банки страны выкупали на аукционах более 68% всех ОФЗ. Пока это ниже уровня июля прошлого года, однако почти в два раза больше, чем в январе 2024 г.
Ссылка на пост
В пятницу и понедельник в акциях ВТБ и НЛМК наблюдался повышенный интерес со стороны участников рынка, но этот интерес был не на открытых торгах, а в рамках переговорных сделок.
Торги в режиме переговорных сделок осуществляются путем прямой договоренности контрагентов друг между другом без участия посредника в виде биржи. Кроме того, эти операции не отображаются в стаканах котировок. Делается это часто для того, чтобы продать или купить какой-то крупный пакет бумаг без влияния на котировки.
В пятницу в рамках такого процесса были осуществлены сделки с акциями ВТБ на сумму в 458,9 млн рублей, а в понедельник еще на 206 млн. Учитывая, что в среднем оборот акциями банка в день составляет 1-1,5 млрд рублей, то данный объем можно назвать более чем существенным.
В эти же дни проявлялся интерес к бумагам НЛМК и он был на порядок выше — суммы сделок составили 3,3 и 3 млрд рублей в пятницу и понедельник соответственно.
Заместитель председателя ВЭБ, Константин Вышковский, отметил, что банк заинтересован в привлечении средств в китайских юанях, но высокий уровень ставок делает такие заимствования недоступными. Недостаток юаневой ликвидности ограничивает возможность размещения облигаций в данной валюте на срок свыше года. Тем не менее, ВЭБ внимательно отслеживает ситуацию и надеется в будущем получить возможность привлекать средства в китайской валюте.
Высокие процентные ставки в рублях вынудили большие компании обратиться на рынок иностранной валюты в поисках фондирования, однако обязательная продажа валютной выручки экспортерами может создавать дефицит ликвидности в стране.
Помимо этого, в стране наблюдался дефицит короткой рублевой ликвидности на фоневысоких объемов размещения облигаций в конце мая .
Российский бизнес вернулся на рынок заимствований в конце мая, объемы привлечения средств заметно выросли. Кроме того, появилась «плотность» размещений — проходит не один выпуск, а заимствования идут повсеместно и на большие объемы.
На фоне роста ставок компании не спешили выходить на рынок, но после продолжительного периода запас прочности стал иссякать и бизнес был вынужден начать брать в долг под высокие ставки.
Так с 21 мая по 06 июня общая сумма выведенных на рынок долговых бумаг превысила 520 млрд рублей, что неминуемо могло сказаться на ликвидности финансовых рынков. Со временем, конечно, эти средства вернутся в систему, но через какой-то период.
1. Сегодня ситуация с короткой ликвидностью ухудшилась — ВТБ на однодневном аукционе привлек 40,5 млрд рублей, против 101,5 млрд вчера.
2. Спреды на межбанке отрицательные, то есть, ставка межбанковская ниже ключевой, что говорит о спокойствии на финансовых рынках.
4. Сбербанк опустился чуть ниже уровня в 315, но не критично.
В общем, на наш взгляд, индикаторы сегодня были нейтральны. Однако пока они не показывают на то, что рынок обретает силу и сейчас мы находимся на грани.
Ссылка на пост
Согласно данным Минфина в июне ведомство планирует направить на покупку иностранной валюты и золота в рамках бюджетного правила 71,1 млрд рублей. Для сравнения в апреле этот объем был равен 235,3 млрд, а в мае 110,9 млрд. С одной стороны это положительно для рубля, так как спрос на валюту заметно снизится, однако здесь есть оборотная сторона.
Средства на покупку валюты и переводе этих средств в резервы идут из статьи дополнительные нефтегазовые доходы бюджета.
В понедельник Министерство финансов обновило свой прогноз по дефициту бюджета на текущий год и вместо ожидаемых 1,6 трлн рублей эта сумма выросла до 2,12 трлн. При этом оценка доходов бюджета осталась неизменной при падении доходов от нефтегазового сектора: с 1,8 трлн до 1,05 трлн. В то же самое время расходы будут выше, чем ожидалось — 37,18 трлн вместо 36,66 трлн.
Получается, что наполняемость бюджета в текущем году со стороны нефтегазового сектора будет явно ниже, а это может быть опасным для курса рубля, так как если вдруг ненефтегазовые доходы будут меньше, чем планируется сегодня, или упадут цены на нефть, то тогда для финансирования расходов могут прибегнуть к старому методу — снижению курса национальной валюты.