Несмотря на сокращающиеся по всему миру инвестиции в разведку и добычи нефти, российские компании, за исключением Лукойла, продолжают наращивать свои капитальные затраты.
Крупнейшая компания России по капитализации Роснефть за первые 6 месяцев текущего года увеличила инвестиции в «разведку и добычу» (РИД) на 68 млрд. рублей до 274 млрд. На втором месте по приросту — Татнефть, которая потратила на 11,6 млрд. рублей больше, чем в 2015 году. Расходы Лукойла за этот же период снизились на 34 млрд. рублей и составили по итогам полугодия 208 млрд. рублей.
За первые 6 месяце 2016 года общие капитальные затраты на РИД основных 5 нефтяных компаний страны превысили 656,8 млрд. рублей, что почти на 10% выше аналогичных показателей прошлого года. По сравнению с 2013 году рублевые инвестиции выросли на 58,2%.
На сегодняшний день среднесуточная добыча нефти в России до сих пор превышает 11 млн. баррелей в сутки. Основной вклад вносит Роснефть, согласно данным организации за первые полгода ее добыча составляла 4,1 млн. баррелей в день или около 37% от общей доли всех нефтяных компаний страны. На втором месте по добыче Лукойл со своими 1,9 млн. баррелей в сутки, на третьей строчке расположился Сургутнефтегаз — 1,2 млн. баррелей в день, его активно догоняет Газпром нефть — 1,15 млн. баррелей в сутки.
Если компании совершают операции с фьючерсами на доллар в основе своей, чтобы застраховаться от валютных рисков, то физические лица в большинстве случаях являются спекулянтами.
Учитывая тот факт, что количество юридических лиц, поставивших на рост доллара больше, чем тех, кто поставил на его падение, а их общее количество контрактов говорит об обратном, то можно сделать вывод, что крупнейшие участники рынка хеджируют себя от валютных колебаний (более подробно Вы можете узнать в рубрике «статистика»).
Несмотря на восстанавливающиеся нефтяные цены, экономисты продолжают снижать прогнозы по уровню роста экономик стран Персидского залива.
Согласно опросу 18 экспертов, крупнейшая страна региона и лидер ОПЕК, Саудовская Аравия в этом году увеличит свой ВВП всего на 1,1%. В апреле их прогноз составлял 1,5%.
В следующем году экономисты не ждут роста экономики королевства более чем на 1,4%, тогда как ранее прогнозировали увеличение на 1,7%.
Уровни в 50 долларов за баррель помогут Эр-Рияду сократить дефицит бюджета в 2016 г. до 12,1% ВВП, а в 2017 г. до 7,8%, считают опрошенные экономисты. Международный валютный фонд прогнозирует его на уровне в 13% ВВП.
Скорость роста экономики Объединенных Арабских Эмиратов выше, чем у Саудовской Аравии, однако эксперты понизили свои прогнозы и по нему. В 2016 г. они ожидают увеличение ВВП страны на 2,3%, против предыдущего прогноза в 2,5%, а в 2017 г. 2,5% вместо 2,7%.
В среду МВФ заявил, что низкие цены на нефть по-прежнему оказывают сильное влияние на ближневосточные страны, а для покрытия дефицита бюджета им необходимо существенно урезать свои расходы.
В начале «ценовой войны», начатой странами ОПЕК, американские сланцевые компании выглядели обреченно.
После двух лет низких цен и последующего разворота картеля топ-менеджмент крупнейших нефтяных гигантов признали, что сланцевая индустрия не только выжила, но и будет оказывать глобальное влияние на рынок.
Сланцевые производители готовы увеличить свои поставки, как только цены превысят 60 долларов за баррель. Вместо того чтобы пасть жертвой Саудовской Аравии, индустрия еще отберет долю прирастающего спроса.
Два года низких цен привели к тому, что нефтяная промышленность многократно урезала инвестиции в новые месторождения. По мнению главы Exxon Mobil это приведет к дефициту поставок к концу десятилетия.
Сланцевым компаниям удалось сократить издержки и их добыча вернется на былые уровни. Производство на таких месторождениях, как Permian, Eagle Ford и Bakken рентабельна при ценах на нефть в 40 долларов за баррель, заявил глава ConocoPhillips.
Резюме
(Zerohedge) — Федеральный резерв повторяет ошибки, допущенные в предыдущем экономическом цикле. Регулятор держит свою ставку очень низко и очень долго. Но в этот раз они превзошли сами себя. Они наводнили экономику деньгами и сделали ее гиперчувствительной к ужесточению монетарной политики.
Бен Бернанке – бывший председатель ФРС – допустил огромную ошибку, запустив 3-й раунд количественного смягчения. Если бы он приступил к нормализации денежно-кредитной политики, а не к печатанью денег, то сегодня мы бы не находились там, где находимся – ситуация, когда любой намек на повышение ставки приводит финансовые рынки в ярость.
Бернанке нужно было брать пример с Пола Волкера (председатель ФРС с 1979 по 1987), который сказал: «Я не отвечаю за цены на фондовых площадках». В этом случае, вполне вероятно, рынки после сильной коррекции отряхнулись бы и пошли дальше вверх. И это не означало бы начало медвежьего рынка, так как они часто падают, как это бывало в 1987 и 1998 годах.
Самым напряженным периодом будет традиционно декабрь, когда участникам рынка придется погасить около 16,9 млрд. долларов. Однако большая часть кредитов будет пролонгированна.
По мере снижения объемов внешнего долга снижается и ежемесячное бремя на его погашение. К примеру, в декабре 2014 года российские организации выплатили более 30 млрд. долларов, в декабре 2015 более 20 млрд.
По расчетам регулятора в марте следующего года нефинансовым организациям предстоит погасить около 12,8 млрд. долларов. «Основная часть данных платежей сформирована за счёт обязательств 30 российских компаний из числа крупнейших заёмщиков на внешнем рынке. Из этой суммы около 4,8 млрд долл. США составляют внутригрупповые платежи, а 3,8 млрд долл. США – плановые погашения публичных заимствований в виде еврооблигаций ряда крупных нефинансовых организаций, обладающих достаточным запасом валютной ликвидности для исполнения долговых обязательств».
Американская валюта начала свой рост в середине 2014 года и за 6-7 месяцев укрепилась на 25% по отношению к основным своим конкурентам. Сила доллара была обусловлена сменой риторики Федерального резерва и настроенностью на ужесточение монетарной политики США.
Сегодня индекс доллара консолидируется на текущих уровнях вот уже более полутора лет и бьется в узком диапазоне от 93 до 100 п. Основную поддержку «американцу» оказывают ожидания повышения процентной ставки в декабре текущего года. По состоянию на 19 октября вероятность ее увеличения составляла 69,5%.
По нашему мнению, США заинтересованы в крепком и стабильном долларе, так как им необходимо продолжать финансировать свой госдолг. Особенно это стало актуальным после того как Китай — крупнейшие держатель американского долга — за 2016 год сократил свои вложения в трежериз на 61 млрд. долларов.