ЕС запустил очередной пакет санкций против России. Новые меры включили в черный список 189 судов, принадлежащих к так называемому «теневому флоту» Москвы, доведя общее число кораблей под ограничениями почти до 350, пишет ЕвроНьюс.
Польша нарисовалась тут как тут и на следующий же день… «Российское судно из „теневого флота“, находящегося под санкциями, совершало подозрительные маневры вблизи силового кабеля, соединяющего Польшу и Швецию, — написал в социальных сетях польский премьер-министр Дональд Туск. — После эффективного вмешательства наших военных корабль отплыл в один из российских портов».
Трепетное внимание европейской бюрократии к «теневому флоту» неуклонно растет с июня 2024 года, когда Брюссель впервые обратил внимание на танкеры с российской нефтью и лишил их доступа в европейские порты и к «шкиперским» услугам ЕС.
На прошлой неделе и Эстония попыталась перехватить «подозрительное» судно, следовавшее по ее водам, но когда эстонские власти остановили судно, на месте происшествия появился российский военный самолет…
Дональд Трамп пригрозил вновь ужесточить торговую войну. Теперь речь зашла о введении 50% пошлины на товары Европейского союза с 1 июня и пригрозив Apple (AAPL.O) 25% сбора с iPhone, приобретаемых потребителями в США.
Двойные угрозы, переданные через социальные сети, взбудоражили мировые рынки после недельной передышки. В начале торгов S&P 500 упал на 1%, Nasdaq упал на 1,2%, а европейские акции упали на 1,5%.
Выпад Трампа против ЕС был вызван подозрениями Белого дома, что переговоры с блоком продвигаются недостаточно быстро. И такая наценка на импорт из ЕС может привести к росту потребительских цен на все — от немецких автомобилей до итальянского оливкового масла. Общий объем экспорта ЕС в США в прошлом году составил около 500 млрд евро ($566 млрд), лидируют Германия (161 млрд евро), Ирландия (72 млрд евро) и Италия (65 млрд евро). Фармацевтика, автомобили и автозапчасти, химикаты и самолеты были среди крупнейших статей экспорта, согласно данным ЕС.
Ну, а атака на Apple является очередной попыткой оказать давление на конкретную компанию, чтобы она перенесла производство в США, вслед за автопроизводителями, фармацевтическими компаниями и производителями чипов.
Угольная промышленность находится на перепутье. В 2025 году цены на энергетический уголь колеблются около $95 за тонну, что обусловлено снижением спроса в Европе и снижением импорта из Китая. Металлургический уголь, напротив, стоит $183 за тонну, поддерживаемый стабильным производством стали в Азии. Производственные издержки варьируются — $10–20 за тонну для американского энергетического угля и $60–90 за тонну для австралийского металлургического угля.
Тем не менее, и в данном промышленном секторе есть компании, способные порадовать инвесторов. Так, компания Peabody Energy управляет 17 шахтами в Соединенных Штатах и Австралии, добывая как энергетический уголь, так и металлургический уголь для выплавки стали. Об этом в своей публикации на Вenzinga сообщаетгенеральный директор Mind Money Юлия Хандошко.
Немножко цифр: при цене акций $14,61 компания торгуется с коэффициентом цена/прибыль (P/E) 6,5, что намного ниже среднего показателя по угольной отрасли 9,04.

Игорь Юров:
С экономической точки зрения высокая ставка для США на данный момент не губительна. Конечно, если тарифные войны не обернутся каким-то ужасом. То есть если таможенные конфликты как-то разрешатся сами по себе, а небоскребные тарифы так введены и не будут. Либо будут введены, но на какое-то очень маленькое количество товаров и далеко не для всех стран. То есть, если они не будут оказывать большого давления на экономику.
И, вероятней всего, до конца года мы увидим одно, максимум два снижения ключевой ставки. Потому что с одной стороны, безработица очень низкая, с другой стороны ВВП довольно крепкий, экономика себя чувствует сносно. А это значит, что можно и дальше продолжать приземлять инфляционные ожидания. А для этого все-таки необходимо сохранение более жесткой кредитной политики ФРС.
Поэтому, максимум, еще два снижения ставки ФРС в этом году. И сохраняющаяся довольно жесткая политика на ближайшее время. Соответственно, тут можно сделать следующий вывод: евро продолжит расти по отношению к доллару.
Отказ США от поддержки климатических инициатив ставит под угрозу запланированные сделки «долги в обмен на природу». А это 6 миллиардов долларов долговых соглашений, направленных на защиту жизненно важных экосистем от Африки до Латинской Америки.
До сих пор ключевую роль в направлении играла Американская корпорация международного финансирования развития (DFC), обеспечив страхование политических рисков для более чем половины сделок, заключенных за последние пять лет, что составляет почти 90% от общей суммы.
Напомним, ведущие мировые банки развития в конце 2023 года создали транснациональную «целевую группу» для пропаганды обменов «долгов на охрану природы». Это операции, когда суверенный долг развивающейся страны сокращается в обмен на защиту жизненно важных экосистем. И первопроходцами в процессе выступили Белиз и Галапагосские острова. Но в начале этого года DFC ушел с поста сопредседателя данной глобальной целевой группы.
Получение средств на охрану природы путем обмена дорогих государственных облигаций на более дешевые рассматривается как очевидный выбор для небольших стран, борющихся с тяжелым долговым бременем и проблемами изменения климата.
В среду Министерство финансов США столкнулось с провальным спросом при продаже 20-летних облигаций на сумму 16 миллиардов долларов. Это напрямую связано с тем, что в пятницу агентство Moody's понизило суверенный рейтинг США с наивысшего уровня «Aaa», что стало продолжением предыдущих понижений рейтингов от Fitch Ratings и Standard & Poor's.
Дежурный аналитик Mind Money Сергей Кирюшатов: «Крути – не крути, а инвесторы не на шутку обеспокоены растущим долговым бременем страны на фоне обсуждения Конгрессом законопроекта о налогах и расходах, который, как ожидается, еще болееу худшит фискальные перспективы. То есть добавит к долгу США еще триллионы долларов».
Итак, на аукционе долг был продан с зашкаливающей доходностью 5,047%, что примерно на один базисный пункт выше, чем торговался до продажи. Анонимные покупатели, среди которых могут быть правительства, управляющие фондами и страховые компании, взяли долю продажи выше среднего в 69%. Это указывает, что иностранный спрос все-таки оставался устойчивым. Общий же спрос был немного ниже среднего, но в 2,46 раза превышал объем предлагаемого долга. Однако, это является самым слабым показателем с февраля.
Цены на серебро в четверг поднялись выше $33,50 за унцию, рост продолжился четвертую сессию подряд. Настроения инвесторов ухудшились после того, как предложенный президентом Дональдом Трампом налоговый законопроект, как прогнозировалось, добавит более $3 трлн к и без того существенной долговой нагрузке США, что усилило опасения финансовой нестабильности.
Дежурный аналитик Mind Money Сергей Кирюшатов: «Слабый аукцион по 20-летним казначейским облигациям еще больше усилил ожидания того, что инвесторы побегут из американских активов, придав импульс драгоценным металлам. Помимо покупок в безопасных активах, промышленный спрос на серебро остается высоким, особенно со стороны сектора солнечной энергетики».
По последним оценкам мощность ветровой и солнечной энергетики Китая выросла почти до 1500 ГВт в первом квартале 2025 года, что обусловлено увеличением использования фотоэлектрических установок на 60 ГВт. Между тем, выработка солнечной энергии в Европе выросла на 30% в годовом исчислении за тот же период, что усилило оптимистичные прогнозы по серебру.
Инвесторы в Европе изменили свои предпочтения си теперь чаще смотрят не на американские, а на европейские биржевые фонды (ETF), и диверсифицируют портфели на фоне непредсказуемой политики США. Об этом в один голос твердят Goldman Sachs (GS.N) и JPMorgan (JPM.N).
По подсчетам Reuters, европейские фондовые ETF привлекли 34 млрд евро ($38,6 млрд) дополнительных денежных средств за год по 16 мая, что в четыре раза превышает 8,2 млрд евро, вложенных в фонды акций США. Тогда как в 2024 году чистые потоки в фонды акций США в Европе доминировали в соотношении более 8:1 по сравнению с локально ориентированными продуктами.
Руководители JPMorgan Asset Management также заявили, что отметили рост интереса клиентов к Европе, включая инвестиции в частные активы, поскольку такие страны, как Германия, представили более масштабные планы расходов.
Дежурный аналитик Mind Money Сергей Кирюшатов: «На этом фоне можно ожидать возвращения хеджирования активов и валют в портфели для снижения рисков».
US News назвала 10 лучших недорогих индексных фондов для покупки в американском контуре.
Как отмечает издание, уже много лет пассивные индексные фонды доминируют в сегменте биржевых фондов «к большому огорчению активных управляющих».
Большая часть привлекательности сводится к минимизированным накладным расходам. Активные фонды обычно имеют более высокие коэффициенты расходов, потому что тратятся на исследования, зарплату аналитиков, частые торговые и управленческие накладные расходы…
Дежурный аналитик Mind Money Тимофей Крупенков: «В то же время пассивные фонды просто стремятся отражать бенчмарк индекса. Их затраты в основном связаны с лицензированием индекса и расходами на управление портфелем».
Для справки: на конец февраля 2025 года 10 крупнейших индексных фондов мира управляли $ 6,8 трлн активов, что составляет около 9% всех мировых активов регулируемых открытых фондов.
Как добавляют аналитики «Альфа Капитал», в свою очередь индексные фонды в России по состоянию на март 2025 года аккумулировали общий объем чистых активов 663 млрд руб. Доля индексных фондов достигает порядка 23% всех ПИФов для неквалифицированных инвесторов.
Золото выросло примерно до $3 300, приблизившись к двухнедельному максимуму и продемонстрировав рост более чем на 2% по сравнению с прошлой сессией. Тут сказалась и неблагополучная геополитика, и слабый доллар, который подогрел спрос.
Между тем, по данным Всемирного совета по золоту, в 2024 году совокупный спрос на золото достиг отметки в 4974 тонны благодаря растущему спросу со стороны инвесторов и активным закупкам драгоценного металла центробанками. При этом глобальный инвестиционный спрос на золото вырос на 25% год к году, до 1180 тонн, сигнализируя о том, что золото сохраняет стратегическое значение на глобальном уровне.