Российские нефтяные компании столкнулись с растущими проблемами в экспорте дизельного топлива после введения санкций США против танкеров «теневого флота» и затруднений с финансовыми операциями через банки Турции, Китая и ОАЭ.
По данным на 17 марта, около 6,2 миллионов баррелей дизельного топлива, которое является основным экспортным продуктом российской нефтепереработки, находилось на танкерах, ожидающих покупателей в море.
По сравнению с декабрем, когда США внесли десятки танкеров в санкционные списки и ужесточили контроль за обходом банковских санкций в странах, сотрудничающих с Россией, объемы непроданного российского дизеля находящегося «в море» выросли в 4,5 раза, согласно данным Kpler, опубликованным Bloomberg.
Текущие объемы российского дизеля на «плавучих хранилищах» являются рекордными за всю историю наблюдений с 2017 года, и превышают довоенные показатели более чем в 10 раз. Например, во времена перед войной количество непроданного топлива на танкерах составляло от 300 до 600 тысяч баррелей.
Впервые в истории России арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск прокуратуры о полном изъятии 10,55% акций «Соликамского магниевого завода», которыми владели около двух тысяч миноритарных акционеров. Это решение, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на судебное постановление, стало первым такого рода в современной истории России, отмечает РБК.
Прокурор Пермского края подал иск о изъятии акций в пользу государства в августе 2022 года. Этому предшествовало признание пермским арбитражем в мае 2022 года незаконной приватизации завода, проведенной в 1992 году. Было привлечено к рассмотрению дела около 2,3 тысячи ответчиков, включая физических лиц – миноритарных акционеров завода, приобретавших акции в 2010-х годах, а не в 1990-х.
По словам председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, комментирующей решение пермского арбитража в интервью РБК, Центробанк выражает обеспокоенность по поводу «прецедентов изъятия акций миноритарных акционеров, приобретенных на организованных торгах». Она подчеркнула важность поддержания доверия розничных инвесторов на фондовом рынке для привлечения ресурсов и развития капиталовложений.
Эльвира Набиуллина, глава Центрального банка России, заявила на пресс-конференции в пятницу о том, что Банк России находится в состоянии «постоянной готовности» к возможному введению новых санкций, включая те, которые могут затронуть инфраструктуру российского финансового рынка.
Она отметила, что Центральный банк предварительно обсуждает с Московской биржей сценарии, в которых санкции могут затронуть саму биржу и Национальный клиринговый центр (НКЦ) — ключевую структуру, отвечающую за регистрацию всех сделок.
«Мы рассматриваем различные варианты вместе с биржей с целью обеспечения нормального функционирования нашей инфраструктуры», — пояснила Набиуллина.
В случае введения санкций, лишающих биржу возможности проводить операции в долларах (если они будут введены США) и евро (если их введет Евросоюз), в России приостановятся биржевые валютные торги.
Это означает, что курс рубля будет определяться на основе данных о внебиржевых торгах, включая информацию из банковской отчетности, как уже ранее упоминала Набиуллина. Она также отметила, что соответствующие нормативные документы Центрального банка уже подготовлены.
«Экономика — это изучение человечества в повседневной жизни». Так начинаются «Принципы экономики» Альфреда Маршалла, учебник XIX века, который помог создать общий язык, который экономисты используют до сих пор. Утверждение Маршалла о том, что экономика изучает «обычное», было не раскопками, а заявлением о намерениях. Дисциплина заключалась в том, чтобы серьезно отнестись к некоторым из самых неотложных вопросов человеческой жизни. Как мне оплатить счета? Чем я зарабатываю на жизнь? Что произойдет, если я заболею? Смогу ли я когда-нибудь выйти на пенсию?
В 2003 году газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала профиль Стивена Левитта, экономиста из Чикагского университета, в котором он выразил совершенно иную точку зрения: «По мнению Левитта, — гласила статья, — экономика — это наука с отличными инструментами для получения ответов, но серьезная нехватка интересных вопросов».
Владимир Путин и Эбрагим Раиси, его иранский коллега, имеют несколько общих черт. Оба принадлежат к небольшой группе лидеров, лично подвергшихся американским санкциям. Хотя ни один из них не много путешествует, оба в последние годы были в Китае. И оба, кажется, все больше любят друг друга. В декабре они встретились в Кремле, чтобы обсудить войну в Газе. 18 марта Раиси поспешил поздравить Путина с «решающей» победой на выборах.
На протяжении большей части истории Россия, Иран и Китай были менее дружелюбными. По натуре они были империалистами, они часто вмешивались в дела соседей друг друга и боролись за контроль над торговыми путями Азии.
Однако в последнее время Америка изменила динамику. В 2020 году, через два года после выхода из соглашения, ограничивающего ядерную программу Ирана, Иран вновь ввел торговое эмбарго в отношении страны;
Первый вице-премьер России, Андрей Белоусов, заявил в четверг на встрече с президентом Владимиром Путиным, что российская экономика должна вырасти на 20% в ближайшие 6 лет.
Белоусов отметил, что такой прирост ВВП необходим для достижения цели, которую президент Путин поставил в своем послании Федеральному собранию: выйти в четверку крупнейших экономик мира.
По его словам, для достижения этой цели необходим устойчивый годовой рост экономики не менее 2%, с последующим ускорением до 3% к концу периода. В общей сложности за период до 2030 года необходимо увеличить ВВП страны примерно на 20%.
Такие темпы роста экономики за сравнимый период в России не наблюдались почти два десятилетия. В период с 2002 по 2007 годы российский ВВП вырос на 39% благодаря росту цен на нефть и вливанию значительных средств от экспорта сырья.
Однако за последний четвертый срок правления Путина (2018-2023 годы) экономика страны выросла всего на 9,5%, а с момента Крыма — лишь на 10,2%, что соответствует средней скорости роста около 1%.
На товарно-сырьевой бирже впервые с конца сентября 2023 года цена на бензин марки АИ-95 превысила 61 тысячу рублей за тонну. Рост цен также затронул другие виды топлива, сообщает РБК, ссылаясь на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Вчерашний анонс цены на бензин марки АИ-95 вырос на 1,88%, достигнув 60 569 рублей за тонну — это максимальный показатель с сентября, когда после временного эмбарго на экспорт топлива началось снижение цен. Сегодняшние тенденции продолжают этот рост: на момент подготовки данного сообщения цена на бензин марки АИ-95 составляет 61 446 рублей за тонну.
Подобная ситуация наблюдается и с бензином марки АИ-92: 12 марта его цена на бирже составляла 47 559 рублей за тонну, вчера поднялась до 48 182 рублей за тонну, а сегодня достигла 49 127 рублей.
Как отмечает РБК, цены на топливо увеличиваются вследствие атак беспилотных летательных аппаратов на нефтеперерабатывающие заводы в России. На некоторых заводах начались внеплановые ремонты из-за повреждения оборудования.
Попытка российских властей наладить производство китайских автомобилей под маркой «Москвич» обернулась провалом.
Бывший завод Renault в Москве, способный производить 180 тыс. машин в год до перехода в собственность столичных властей, выпустил в 2023 году лишь 31 тыс. автомобилей, следует из данных «Автостата». Все произведенные машины были вариациями моделей китайской JAC, которую подавали в качестве «Москвичей».
В частности, компактный кроссовер «Москвич 3» и его электрическая версия «Москвич 3е» являются вариантами китайских JAC JS4 и iEVS4. В свою очередь лифтбек «Москвич 6» — это версия китайской Sehol A5 Plus, суббренда JAC Motors.
Из 31 тыс. произведенных методом крупноузловой сборки машин «Москвич» смог продать чуть меньше половины — 15,3 тыс. автомобилей. В результате убыток завода вырос за год в 3,6 раза, до 8,6 млрд руб., говорится в отчетности «Москвича».
Российские производители стройматериалов стали вводить квоты на продажу своей продукции на фоне ограничения поставок из-за рубежа, рассказали «Коммерсанту» девелоперы.
«Мы столкнулись с ограничениями при закупке ряда тепло- и гидроизоляционных материалов», — сообщила директор департамента сметного ценообразования ГК «Гранель» Елена Миронова.
В частности, квоты на продажу ввел один из крупных производителей изоляционных материалов «Технониколь». В компании это подтвердили, отметив, что с февраля определяют гарантированные объемы поставок утеплителя из каменной ваты для промышленного, гражданского и малоэтажного строительства.
Такое решение связано с «желанием обеспечить всех клиентов компании», отметил руководитель направления «Минеральная изоляция» «Технониколи» Василий Ткачев. Он также заверил, что заводы компании работают на полную мощность и выпускают по 14 млн кубометров продукции в год.
В рамках рыночной экономики бремя исправления санкционных дефектов лежит на плечах бизнеса. Российский предприниматель справился с этим вызовом довольно успешно.
Хотя государство заняло командные позиции в экономике страны, именно бизнесу предстоит стимулировать ее развитие, утверждает доктор экономических наук, декан факультета экономики МГУ Александр Аузан.
На данный момент, как и двадцать лет назад, мы стоим перед переломным моментом в отношениях между частным бизнесом и государством России.
После «дела ЮКОСа» произошел переход от одной неравновесной системы к другой. В 90-е годы наблюдался «захват государства бизнесом» (state capture), когда государственные институты использовались для приобретения активов.
В начале нулевых годов сложилась «захватом бизнесом государства» (business capture), когда государство фактически контролировало бизнесовые активы, а права собственности стали условными.
Одной из основных проблем предыдущей системы была родовая травма бизнеса, связанная с