Уходящая неделя была классическим подтверждением падения экономики США в рецессию.
Согласно экономическим законам первым замедляется сектор промышленности, за ним с временным лагом падает сектор услуг, последним замедляется рынок труда, как говорят сами ФРСники – когда нонфарм выходит отрицательным, то уже поздно снижать ставки, экономика уже пребывает в глубокой рецессии.
ISM промышленности в марте рухнул до 46,3, что гораздо ниже водораздела рецессии в 50 пунктов, ISM услуг пока сумел удержаться выше водораздела рецессии на 51,2, нонфарм вышел безукоризненно сильным, но отчеты по недельным заявкам по безработице и JOLTs указывают на то, что, скорее всего, это был последний сильным нонфарм.
Ревизия недельных заявок по безработице на повышение в течение нескольких недель говорит о том, что и рынки и ФРСники заблуждались в отношении силы рынка труда, а соотношение вакансий к безработным резко упадет с марта.
Сильный отчет по рынку труда США за март никого не обманет, хотя и успокоит на время, позволив нормально отыграть предстоящий сезон отчетности компаний.
Общая ситуация
Мир идет к рецессии во главе с США.
Необдуманное, запоздалое и слишком стремительное повышение ставок ФРС неизбежно привело бы к рецессии, но банковский кризис сделает эту рецессию более глубокой и болезненной.
Открытие экономики Китая после пандемии смягчит ситуацию, в большей степени для Еврозоны, лидеры стран которой облизывают Си Цзиньпина, трудовые иммигранты Европы также поддержат экономику, но политика ЕЦБ и зависимость крупнейших стран Еврозоны от экспорта в США на фоне неконкурентных цен на энергоносители не оставят и Еврозоне шанса удержаться на плаву.
Инфляция будет падать темпами, быстрее ожидаемых ФРС и ЕЦБ, хотя цены на продукты питания и энергоносители замедлят сие падение, но если геополитические проблемы на время исчезнут (на что есть неплохой шанс), то переход к процессу снижения ставок будет достаточно быстрым, хотя и медленнее ожиданий рынка.
Выборы президента США в ноябре 2024 года заставят демократов работать извилинами и дать команду Пауэллу о развороте своей политики, останется логичная проблема снижения ставок при продолжении QT, ибо сие разнонаправленные политики, но при желании можно приостановить процесс QT на время.
Апрель – месяц для понимания последствий банковского кризиса и подготовки к заседаниям ФРС, ЕЦБ и ВоЕ в мае.
Члены ФРС, ЕЦБ и ВоЕ будут внимательно следить за качеством экономических отчетов, признаками стресса на финансовых рынках для принятия решения на майских заседаниях.
Участники рынка, ожидающие голубиного разворота от ЦБ, будут анализировать ситуацию и если экономические данные покажут необходимость продолжения ужесточения политики ЦБ, в частности ФРС, то рост фондовых рынков перед/на отчетности компаний за 1 квартал может стать последним перед значительной нисходящей коррекцией, подтвердив пословицу «продавай в мае и гуляй».
Но если данные США подтвердят снижение инфляции темпами, опережающими прогнозы ФРС, а экономика в целом останется устойчивой, то на заседании 3 мая ФРС может огласить о переходе в состояние паузы (не важно после повышения ставки на 0,25% или без оного), что придаст фондовому рынку США второе дыхание.
Главными отчетами для принятия решения ФРС станут нонфарм и инфляция CPI США, но следует обратить внимание и на другие отчеты из списка внизу, ибо они дают более полное понимание о мышлении членов ФРС о перспективах роста экономики, инфляции и рынка труда.
Неделя открывается на сообщении о сокращении добычи нефти ОПЕК+ на 1 млн баррелей с мая.
Это безусловный негатив, ибо увеличит риски рецессии через более агрессивную политику ЦБ с сохранением ставок на хаях дольше, нежели ожидалось ранее.
Члены ФРС и ЕЦБ и ранее указывали в качестве риска сохранение долгосрочно устойчивой инфляции из-за роста потребления энергоносителей Китаем после открытия экономики, а теперь, когда ОПЕК+вне ОПЕК намерены поднять цены на нефть в диапазон с нижним пределом в 90 долларов за баррель, эти риски стали реальностью.
Кроме того, решение ОПЕК+вне ОПЕК является явным геополитическим вызовом, прежде всего для США, и у Байдена мало возможностей для противостояния этому вызову с учетом опустошения стратегических запасов нефти.
Предстоящая неделя будет неделей важных экономических отчетов США.
Вряд ли влияние банковского кризиса отразится полностью в этих отчетах, но инвесторы будут внимательно анализировать отчеты JOLTs, ISM и нонфарм США.
В отчетах ISM больше всего внимания привлечет компонента цен, особенно в секторе услуг, но реакция будет и на компоненты по росту экономики.
Уходящая неделя была проходной.
Стихание банковского кризиса способствовало аппетиту к риску на фоне снижения доллара.
Члены ФРС старались не пугать рынки, но по мере стабилизации ситуации в банковском секторе их мнение становилось более четким и на текущий момент понятно, что ФРС в базовом варианте намерена повысить на майском заседании ставку на 0,25% и взять паузу для наблюдения за рынками, которая, наиболее вероятно, продлится до сентября.
Члены ФРС пытаются донести до участников рынка отсутствие желания снижать ставки в этом году при любом развитии ситуации в экономике, что понятно, ибо QT плохо сочетается со снижением ставок, но всегда можно придумать какое-то ноу-хау при необходимости.
За неделю баланс ФРС суммарно снизился на 28 млрд долларов, займы в рамках новой программы срочного финансирования банка ФРС BTFP выросли до 64,4 млрд долларов с 53,7 млрд долларов.
Банковские депозиты США за неделю, закончившуюся 22 марта, сократились на 126 млрд долларов по сравнению с предыдущей неделей.
Неделю открываем на информации Блумберга о том, что власти США рассматривают возможность расширения механизма экстренного кредитования ФРС для банков таким образом, чтобы у First Republic Bank было больше времени для укрепления своего баланса, но дискуссия находится на очень ранней стадии.
С другой стороны, член ФРС Кашкари предупредил о том, что банковский кризис открывает двери рецессии.
Т.е., по факту, нового позитива для банковского сектора нет, в то время как в отношении экономики США и, как следствие, перспектив монетарной политики, мнения членов ФРС расходятся.
На предстоящей неделе будут свидетельства ФРС в лице Барра и Бейли с компанией со стороны ВоЕ в отношении краха Silicon Valley Bank.
Конечно, масса времени в обсуждениях будет посвящена тому «как сие могло случиться», но обсуждение коснется того, что должно быть сделано и каковы перспективы.
Свидетельства будут проходить в фоновом режиме, сильные движение рынков на них маловероятны, но, по идее, банковский сектор должен начинать стабилизироваться.
Ключевые моменты решения ФРС:
— Ставка повышена на 0,25%;
— Указание по дальнейшей траектории ставок изменено на «потребуется некоторое дополнительное повышение ставок» вместо «необходимо дальнейшее повышение ставок» ранее;
— Программа QT осталась неизмененной;
— Медианные прогнозы членов ФРС по потолку ставок остались неизменными на уровне 5,0%-5,25%, т.е. до окончания цикла повышения ставок нужно ещё одно повышение на 0,25%;
— Точечные прогнозы членов ФРС были достаточно единогласны на 2023 год, только один член ФРС видит ставку на уровне 4,75%-5,0% на конец 2023 года.
Сопроводительное заявление ФРС включало:
— Инфляция остается повышенной;
— Банковская система США надежна и устойчива;
— Недавние события, вероятно, приведут к ужесточению кредитных условий для домохозяйств и предприятий и окажут давление на экономическую активность, найм и инфляцию;
— Степень этих эффектов неясна, ФРС по-прежнему очень внимательно относится к инфляционным рискам.
Экономические прогнозы членов ФРС были повышены по инфляции на 2023 год и значительно снижены по росту ВВП США на 2024 год (который является годом президентских выборов):
Общая ситуация
Общая ситуация на рынках на 90% зависит от ФРС, 10% — всевозможные форс-мажоры в виде пандемий и геополитики (самым шоковым могут стать санкции в отношении Китая на текущий момент).
Именно от политики ФРС зависит развитие банковского кризиса и рост экономики мира, зависящей в свою очередь от силы спроса в экономике США.
От динамики долгового и фондового рынков США зависит динамика рынков мира.
Решения ЕЦБ, ВоЕ и других ЦБ могут лишь ускорить или замедлить движение валют в паре с долларом, но определять тренд будет динамика доллара.
В связи с этим сегодняшнее решение ФРС является основополагающим для динамики всех рынков.
Заседание ФРС
Пауэлл трус и голубь по натуре, больше всего он опасается нового финансового кризиса, в связи с этим он бы как минимум взял паузу в повышении ставок и сократил размер QT.
Но Пауэлл не единолично принимает решение, мнение Йеллен является определяющим, а она заявила, что главным приоритетом Байдена остается борьба с инфляцией.
Главные критики ФРС, к котором Пауэлл вынужден прислушиваться после ряда ошибок, Саммерс и Дадли, заявили, что ФРС не должна прекращать борьбу с инфляцией, хотя и не стали отрицать разумность решения о сохранении ставки неизменной на сегодняшнем заседании.
Неделя начинается соглашением о покупке UBS тонущего Credit Suisse, который ещё несколько дней назад позиционировался правительством Швейцарии как надежный банк с достаточной ликвидностью.
Вроде бы позитив, но то, что UBS купил Credit Suisse по цене намного ниже, чем цена закрытия в пятницу, и с дополнительными гарантиями ликвидности и защитой от ШНБ говорит о том, что банковская система мира трещит по швам, а инвесторы на момент закрытия уходящей недели были более оптимистичными, нежели показывает реальность.
ФРС расширяет предоставление долларовой ликвидности другим ЦБ посредством своп-линий, вроде бы традиционная политика с 2008 года, но она работает на снижение побочных эффектов при кризисах.
Все указывает на сильный и недооценённый участниками рынка банковский кризис, а значит шансы на сохранение ставки ФРС в среду неизменной резко выросли, но это вряд ли будет восприниматься рынками как позитив, ибо сильный банковский кризис нельзя остановить временным вливанием ликвидности с сохранением ставки на хаях двух десятилетий с продолжением QT, для этого необходимо снижение ставок и, как минимум, прекращение QT, а лучше запуск QE.