rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Mozgovik | НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Почти год назад после начала СВО публиковал инвест идею в НМТП: тогда и сейчас она кажется очевидной, хотя и дала порядка 20% годовых за год (с дивидендами) — НМТП — есть ли перспективы у российского нефтеналива?  

Основные тезисы были:

👉 России нужны новые логистические маршруты в дружественные страны (товары пойдут с Балтики на Юг и Восток)

👉 Европейцы будут отказываться от российских товаров (трубопроводы под угрозой)

👉 Рост перевалки через нефтеналивные порты неминуем

Все тезисы успешно выполнены, а акции не выросли в 2 раза, как например ДВМП — давайте разберемся более глубоко, что за бизнес внутри НМТП и какие у него реальные перспективы на горизонте 3+ лет?

Короткий вывод: наша целевая цена 9,3 руб (потенциал 90% от текущих), одна из самых понятных и надежных историй на российском рынке.

Риски: возможные теракты в порту (рядом зона боевых действий) и недружественные действия Транснефти в отношении дочки. Так же нужно учитывать низкую ликвидность (даже на несколько млн рублей тяжело купить).

Далее более глубокий разбор компании.

НМТП — крупнейший портовый оператор в России, доля на рынке портовых услуг достигает 20%. Основные порты группы — в Новороссийске и в Приморске.

Грузооборот компании в динамике (некоторые изменения грузооборота обусловлены фундаментальными факторами, некоторыми покупкой/продажей активов)

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Более интересна разбивка грузооборота по типам товаров: основа это нефть и нефтепродукты (наливные грузы), причем в прошлые времена поставляли гораздо больше, чем в последнее время — значит мощности остались (данные за 2022* ориентировочные, точной статистики нет на текущий момент)

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Причина падения перевалки в портах НМТП понятна — появились альтернативы (трубы + нефтяные компании строили свои арктические порты)

График из моего поста про Транснефть отсюда — smart-lab.ru/company/mozgovik/blog/870725.php

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Видно, как перевалка в НМТП (Приморск+Новороссийск) снижалась по мере ввода новых портов (Усть-Луга/Козьмино) + трубы в Китай. Но с 2022 начался рост (при этом перевалка нефтепродуктов из-за санкций возможно упадет). 

Дружба кончилась (труба с немцами и поляками) — эти 36 млн тонн пойдут через свободные мощности НМТП (если сильно не сократят экспорт и добычу конечно), это неизбежно, других свободных мощностей у России сейчас нет!

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

После того, как рассказали про объемы — надо рассказать о тарифах (умножив объемы на тариф — получим выручку). Но с тарифами сложно — во-первых их непросто откопать, во-вторых, они и в $  и в рублях, при этом Компания всегда считала основной валютой своих отчетов — доллар, так будем считать и мы.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

“Стивидоров обязали устанавливать тарифы в рублях в 2018 году для сдерживания цен для российских клиентов на фоне ослабления рубля. Отсрочка до 2025 года была предусмотрена только для российских компаний, имеющих на 1 января 2018 года валютные обязательства по инвестпроектам для развития инфраструктуры морских портов. В отрасли критиковали поправки, предупреждая о резком сокращении инвестиций.”

Валютные обязательства у НМТП есть, поэтому тарифы следующие (данные взяты из официальных тарифов портов, которые они публиковали на своих сайтах + пересчет рублевых тарифов за 22-23 года).

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Финансовые показатели выглядят стабильно, рентабельность была высокая если нет колебаний курсов валют (долг валютный)

(прибыль 2021 посчитана исходя из обратного пересчета дивидендов, которые выплатили за 21 год — отчета так и нет, поэтому где-то будет использовано LTM или последние 12 месяцев)

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Операционная прибыль (без переоценок долга и активов при перепродаже, зерновой терминал тогда продали ОЧЕНЬ выгодно в ВТБ). Операционно порт выглядел неплохо, учитывая, что операционная прибыль в валюте и от девальвации он выигрывает.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Денежные потоки отличные — CAPEX порт практически не требует, медленно отрабатывали долг и платили дивиденды.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Дивиденды платят от прибыли (обещали 50%), но смотрят на FCF — с ним исторически все в норме.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Долг и чистый долг — в 2010 купили порт Приморск за 2,15 млрд $ (вдумайтесь, только НМТП сейчас стоит 1,4 млрд $ при этом долг практически полностью отработан!)

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Проценты по кредитам — после покупки Приморска проценты сильно съедали чистую прибыль НМТП, но сейчас все в норме.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Сегменты — самое интересное. Сколько зарабатывает выручки и прибыли Новороссийск, а сколько Приморск? Исходя из этого можно понять, насколько вырастет прибыль и выручка в дальнейшем при росте загрузки портов нефтью (трубопроводы ведь меняют на нефтеперевалку)

Разбивка по выручке — кажется странным, что Магомедов и Транснефть купили порт за 2 млрд $ с выручкой в 200-250 млн $? Портом в Балтийске можно пренебречь, но развязка дальше (пока Приморск это ¼ в выручке группы).

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Разбивка по операционной прибыли — уже интереснее, Приморск — ⅓ или ¼ опер прибыли группы.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Разбивка по CAPEX и Амортизации — самое интересное, по сути порт в Приморске новый (низкая амортизация) + не требует CAPEX, почти всю опер прибыль можно записывать в доналоговую прибыль. А главное — есть точки роста в выручке из-за свободных мощностей

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Капитал и капитализация + сделки M&A с приморском и НМТП Транснефти + Магомедовы

НМТП в 2011 году у Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько купило совместное предприятие Транснефти и Суммы (Магомедов, который сейчас сидит в СИЗО). Купили 50,1% за 2,5 млрд $ (тогда это 7,8 руб на акцию). Потом на НМТП выкупили порт Транснефти и Суммы Приморск за 2,15 млрд $ (по сути вернули себе деньги), но получили огромный долг на балансе НМТП — его отрабатывали несколько лет.

Магомедов в СИЗО продал свою долю в НМТП Транснефти за 750 млн $ (10 руб на акцию), получается в убыток. Сейчас весь НМТП без долга (он почти отработан, стоит 1,4 млрд $, хотя 12 лет назад его оценивали в 4-5 млрд $).

Капитал на акцию при этом прирос.

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Дивиденды (политика стандартная для госкомпаний — 50% прибыли от МСФО, но смотреть на FCF)

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

ПРОГНОЗ

Прогноз основных показателей исходит из роста перевалки нефти/нефтепродуктов в портах присутствия (замена “Дружбы”) — скорее даже возврат к показателям 2019 года.

Чистый долг обнулится уже в 2024 году, компания либо будет делать новый CAPEX (Мариуполь, Дальний Восток?), либо может удвоить дивиденды!

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

Инвестиционная программа понятная и с высоким IRR (в основном связана с ростом перевалки сухих грузов)

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

ТАБЛИЧКА МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ

Основные мультипликаторы за 13 лет — исторически текущая оценка весьма неплоха, тем более порт “наращивает показатели”, а не стагнирует. В теории даунсайд ограничен 40-50% если все будет совсем плохо, но апсайд 200% вполне может быть, при условии возвращении мультипликаторов к средним!

Таких цен уже не будет © Максим Орловский

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

ОЦЕНКА

Оценка выполнена через DCF с ставкой дисконтирования 15%. Выглядит интересно — цель 9,3 рубля или +70% от текущих..

НМТП: каких дивидендов ждать от южных нефтяных ворот России в условиях санкций?

РИСКИ

👉 Основной риск — теракты в Новороссийске (близость к зоне СВО) и остановка добычи/экспорта нефти из России (рассматриваю риск как крайне маловероятный)

👉 В структуре капитала НМТП было много ГДР (5,4% АК), сейчас большая часть вероятно заблокирована, но навес существенный — если кому-то удалось купить за копейки в евроклире, лить в стакан могут долго.Но если что готов выкупить.

“По состоянию на конец 2021 года на долю миноритарных акционеров НМТП приходилось около 13,95% акций компании, включая 5,4% в виде глобальных депозитарных расписок НМТП”

Выводы

👉 НМТП стабильная и надежная инвестиционная идея — рост операционных и финансовых показателей неизбежен (из-за санкций)

👉 Основной риск: недружественные действия Транснефти и теракты в портах присутствия (низкая вероятность)

👉 Выручка порта защищена долларовыми тарифами, правда они могут закончится вместе с чистым долгом (чистый долг обнуляется в 2024 году). 

👉 Форвардные дивиденды 10+%, недооценка к Балансу и прибыли историческая — порт уникален, при сделках M&A (исходя из прошлых оценок), НМТП должен стоить 4 млрд $, а не 1,4 млрд $, как сейчас.

👉 После сегодняшнего разбора нарастил позицию в личном портфеле по 5,5 руб и довел долю НМТП до 30% (потратил весь кэш) — цель 9 рублей минимум.

Спасибо за внимание.

  • обсудить на форуме:
  • НМТП
★4
25 комментариев
ура ура👍
Очень солидное чтиво!
к такому надо готовиться!
Тимофей Мартынов, много времени потратил на сбор данных, капец они закрытые (большую часть в вебархиве доставал). Ну и Приморск удивил + суммы, за которые эти порты покупали. Возможно в рыночной экономике это и 15 рублей за акцию может стоить (4,3 млрд $ всего, недорого).
avatar
Когда уже РДВ прочтет тебя и пампанет порт?:)))

Олег, отлично! Спасибо!

Волатильность конечно бешеная у данной бумаги. 

Алексей Юрченков, да уж, зато кандидат на иксы вместо крота и телеграфа, если телеграмы подключатся))
avatar
Олег Кузьмичев, дык в том то и дело, что при такой естественной волатильности памперы позу не собирают (либо я что-то не понимаю). Они любят тишину в бумаге, хотя бы временную. А тут практически каждую неделю плюс-минус 8-10 процентов.
Алексей Юрченков, возможно есть продавец, который конвертнул гдрки…
avatar
Олег Кузьмичев, хотелось бы, чтобы уже все гдрки продали и бумага успокоилась. А то каждый раз берусь за нее и волатильность отбивает охоту, да еще товарищи Шарп и Сортино так серьезно на меня смотрят с портретов
Алексей Юрченков, у меня подозрение, что в НМТП все-таки есть продажа какая-то, которая сдерживает рост.
то есть пампануть ее не так-то просто
Здесь что-то перепутано? Основную прибыль Приморск все таки приносит или Новороссийск?





Анатолий Полубояринов, перепутано, поправил. Спасибо
Анатолий Полубояринов, спасибо за внимательное чтение!

Конспектик:

👉 Целевая цена 9,3 руб. (+70%)

👉 Рост перевалки нефти неизбежен: нужны новые маршруты в дружественные страны, трубопроводы под угрозой.

👉 36 млн тонн нефти из Дружбы перейдут в порты (20% поставок по системе Транснефти). В Новороссийске перевалка 19 млн тонн нефти в Приморске 42 млн тонн.

👉 Риски: теракты (близко к военным действиям), недружественные действия Транснефти. Есть навес ГДР, было 5,4% от АК и около 40% от фрифлота.

👉 Перевалка растет, но ниже чем в 2018-2019 году. И почти вдвое ниже чем 10 лет назад — значит есть все мощности для роста.

👉 Тарифы в долларах, финансовые показатели стабильны. Операционная прибыль и денежные потоки напрямую коррелирует с объемами перевалки.

👉 Низкие капзатраты, свободного денежного потока хватает чтобы платить дивиденды ежегодно.

👉 В 2010 году потратили 2,1 млрд долл. на покупку порта Приморска. Весь НМТП сейчас стоит 1,4 млрд. Долг за покупку уже практически полностью выплачен.

👉 Основная прибыль идет в Новороссийске 2/3, хотя по выручке он занимает ещё больше, около 75%. В Приморске рентабельность выше. Важно относительно рисков теракта.

👉 Стоит уже меньше 1 капитала. P/E (2022 г.) = 5, P/E (2025) = 3,2

👉 Прогноз — возврат к показателям 2019 года — рост свободного денежного потока до 400 млн долларов (+85% к 2021 году). Див. доходность 16,7% в 2025 году. 2023-2025 годы доходность около 15%, в 2022 году 10%.

Анатолий Полубояринов, 
В 2010 году потратили 2,1 млрд долл. на покупку порта Приморска. Весь НМТП сейчас стоит 1,4 млрд. Долг за покупку уже практически полностью выплачен.
главное чтобы теперь еще какой-нибудь порт не купили втридорога
Тимофей Мартынов, да это их хитрый ход был чтобы деньги вывести видимо
Тимофей Мартынов, по сути схема известная, так же АФК Система Эталон купила например.
даже на несколько млн рублей тяжело купить
да ладно купить, — другое дело продать!
https://smart-lab.ru/uploads/2023/images/04/58/02/2023/02/28/07c35ef3de.png

стало быть перевалка нефти сократилась за 10 лет со 113 до 61 млн т.
почему?

причина: новые маршруты: Китай, Козьмино, Усть-Луга.

Стало быть мощности по перевалке у НМТП сильно незадействованы?
Тимофей Мартынов, да, именно так. Но сейчас будут перегружать дружбу в Приморск и Новороссийск — это уже происходит. В Новороссийске еще на 10 дней меньше плыть в Индию, что несомненный плюс при текущих ставках на фрахт.
Молодца! 
Хороший пост!
Отличный анализ
Крутой разборище! Единственное скажи Олег, каким ты методом проводил дисконтирование? По Демодерану?  Если да, то мне кажется это несколько некорректно, так как наш рынок прайсит в основном дивы. А дивы ~0.7 мне кажется не дадут такую переоценку как стоит в табличке.
Жека Аксельрод, fcf будет прайсить, дивы могут быть в 2 раза выше, я брал 50% от прибыли)) денежный поток ОГРОМНЫЙ!
Олег Кузьмичев, так да, согласен

теги блога Олег Кузьмичев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн