Новости рынков | С действующим высоким уровнем ключевой ставки вернуться к прибыли будет непросто — гендиректор М.Видео Феликс Либ в интервью Интерфаксу
Генеральный директор ПАО «М.Видео» Феликс Либ в интервью Интерфаксу:
Сейчас и наша компания, и весь рынок бытовой техники и электроники находятсяв крайне непростом положении
С начала 2025 года вся отрасль ощущает снижение продаж на фоне продолжающегося охлаждения потребительского спроса. В первом квартале снижение рынка составило около 10%, в апреле мы видим порядка 15% потерь в нашем сегменте.
Мы усилили фокус на операционной эффективности, повышаем наш клиентский сервис, расширяем ассортимент СТМ и эксклюзивных линеек брендов, развиваем финтех-продукты и экосистему One Retail, которая представляет собой связь между нашими онлайн- и офлайн-каналами продаж.
Финализируем работу над стратегией на ближайшие три года, планируем представить в 3кв.
2024 год мы прошли с ростом GMV на 5%. Трафик в прошлом году был минусовой у всего ритейла. В силу естественных причин средний чек подрастает: если в 2023 году он был около 12 тыс. рублей, то в 2024 году — 14 тысяч рублей, а в некоторые недели мы доходили и до 16 тыс. рублей.
По итогам прошлого года доля уникального для рынка ассортимента, включая наши СТМ, бренды, линейки и товары, представленные только в «М.Видео-Эльдорадо», выросла до 21% (в 2023 году — 15%). Сейчас самостоятельно под брендом «М.Видео Only» (включает СТМ и эксклюзивные бренды — ИФ) продается более 1,8 тыс. товаров.
Теперь 25% ассортимента нам приходится закупать с помощью механизма параллельного импорта. Он предполагает необходимость использовать специальные финансовые инструменты для обеспечения платежей, либо предоплачивать закупаемый товар
С начала 2025 года наш долг вообще не прирос. Мы сейчас активно работаем над снижением стоимости обслуживания долга и балансировкой нашего долгового портфеля.
С февраля мы провели ряд успешных переговоров с банками, что позволило пересмотреть график платежей и размеры процентных ставок по уже выданным займам. По итогам первых четырех месяцев этого года мы не только не нарастили, но даже снизили расходы на несколько процентов, несмотря на инфляцию.
Чистый убыток компании, в первую очередь, связан с последствиями жесткой ДКП, о которых я уже говорил, и существенным ростом процентных расходов, включая проценты по аренде.
Снижение ставки даст экономию на обслуживании долга — примерно около 1 млрд рублей в годовом выражении при снижении ключевой ставки на 1 п. п.
С действующим высоким уровнем ключевой ставки вернуться к прибыли будет непросто, т.к. в хорошие времена EBITDA бизнеса в нашем сегменте приносит примерно 6-8%, чего не хватит для покрытия процентных расходов по заимствованиям.
До февраля 2022 года свыше 50% выручки нашей компании приходилось на три бренда — Samsung, LG и Apple, которые официально покинули стран
Доля неевропейских брендов в ряде товарных категорий «М.Видео-Эльдорадо» выросла до 68% в 2024 году.
Наши акционеры завершили дофинансирование в объеме 30 млрд руб
В результате допэмиссии мы ожидаем, что поступление денежных средств в компанию, которое произошло в рамках дофинансирования, будет соответственно отражено в распределении долей владения между акционерами. Как окончательно будет выглядеть наш акционерный состав, будет известно после завершения процесса допэмиссии. Мы ожидаем, что это произойдет в III квартале.
Мы рассчитываем, что наши миноритарии примут активное участие в допэмиссии и поддержат компанию в реализации новой трехлетней стратегии.
В прошлом году мы открыли 100 магазинов, большинство из которых — компактного формата.
В конце прошлого и начале текущего для повышения маржинальности бизнеса мы закрыли десятки неэффективных магазинов, в первую очередь «Эльдорадо», которые находились рядом с точками «М.Видео».
Мы смотрим на рынки других стран, прежде всего СНГ
Наш маркетплейс есть и динамично развивается. В 2024 году продажи 3P (сторонними продавцами — ИФ) товаров выросли на 20%, до 19,3 млрд рублей. Понятно, это не Ozon или Wildberries, но в доле 566 млрд рублей GMV в целом по компании, 20 млрд рублей — это фактически 3,5% от всего оборота. Это мы говорим только о маркетплейсе, доля онлайн-продаж у нас существенно выше — около четверти от всей выручки