02.08.2018
В 2018 году федеральный бюджет потратит 9,8 млрд рублей на господдержку льготного лизинга самолетов SSJ100 — это в 2,5 раза меньше, чем планировалось. Без господдержки эти самолеты покупают слабо — они часто ломаются, а запчасти достать сложно.
Минтранс РФ разработал постановление о предоставлении в 2018 году субсидии из федерального бюджета ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК, принадлежит Минтрансу) в размере 9,8 млрд рублей для приобретения восьми самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ100) производства АО «Гражданские самолеты Сухого» (входит в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию). Сейчас документ проходит общественную экспертизу на федеральном портале нормативных правовых актов. Планируется, что будет утвержден в сентябре.
Эксперты говорят, что если государство не будет субсидировать лизинг российских самолетов, то спрос на них в России будет стремиться к нулю из-за проблем с сервисным обслуживанием и частых поломок.
Лизинговая поддержка
Руководитель направления стратегических коммуникаций ГТЛК Владислав Мищенко пояснил ПРОВЭДу, что три SSJ100 лизингополучателям поставят уже в этом году, остальные пять — в 2019-м. «Потенциальных лизингополучателей не раскрываем, но переговоры находятся в продвинутой стадии», — отметил он.
За счет бюджетных средств ГТЛК оплачивает производство SSJ100 для сдачи в льготный лизинг российским авиакомпаниям. Программа лизинга Sukhoi Superjet-100 с господдержкой была запущена три года назад. В 2015 году за счет государственной субсидии в 30 млрд рублей ГТЛК закупила и передала в лизинг 32 самолета SSJ100. В 2016 году бюджет радикально уменьшил сумму, до 4 млрд рублей, которых хватило лишь на четыре SSJ100, а не на 28, как рассчитывала ГТЛК. Самолеты были переданы авиакомпаниям «Азимут», «Ямал», «Якутия» и «ИрАэро». В прошлом году ГТЛК не получила бюджетных субсидий, зато привлекла синдицированный кредит на 30 млрд рублей.
В 2018-м изначально шли переговоры о выделении субсидии до 25 млрд рублей. Причины столь резкого сокращения объема субсидий власти не поясняют.
С 2011 года, когда компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) приступила к серийному выпуску Sukhoi Superjet-100, эксплуатируется 133 самолета этой модели. Из них 34 продано зарубежным авиакомпаниям: это Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда и госструктуры Казахстана.
ГТЛК занимается продвижением лизинга SSJ100 с 2015 года по поручению президента. Тогда государство внесло в ее капитал 30 млрд рублей. Через ГТЛК правительство поддерживает и малую авиацию: для лизинга вертолетов Ми-8 и «Ансат», самолетов L-410 в ее капитал внесено более 10 млрд рублей. Также ГТЛК получила около 10 млрд рублей под поставку 444 троллейбусов и на два парома для линии Ванино-Холмск.
Ранее сообщалось, что ГСС планирует до 2036 года выпустить еще 600 SSJ-100 для российского и мирового рынка. В ноябре 2017-го в Росавиации заявляли о достигнутых договоренностях с Италией о поставках самолетов SSJ100 в Европу. В апреле 2018-го года ГСС подписала два соглашения с иранскими авиакомпаниями Iran Air Tours и Aseman Airlines на продажу модифицированных самолетов SSJ100R. Планируется, что поставки начнутся в 2020 году, каждая компания получит по 20 таких самолетов.
SSJ100R, в отличие от базовой модели SSJ100, использует не американские системы (они составляют 10% систем в SSJ100), а российские: например, вместо вспомогательной силовой установки Honeywell R220 он укомплектован установкой ТА18-100С производства ПАО «НПП «Аэросила». Замена американских систем на российские позволила продавать эти самолеты на экспорт без разрешения США. В частности, поставки в Иран были бы невозможны без американских экспортных лицензий, а учитывая противостояние США и Ирана после выхода Америки из иранской ядерной сделки в мае 2018 года, получить такие лицензии вряд ли было бы возможно.
Согласно данным, представленным в утвержденной в 2017 году Правительство РФ Стратегии развития экспорта гражданской продукции авиапрома до 2025 года, в 2018-2024 годах авиакомпаниям мира потребуется 8485 среднемагистральных самолетов вместимостью более 140 кресел: 2620 судна — в странах Евросоюза, 1990 — в Китае, 1975 — в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и 1900 — в Северной Америке. На 75% этого объема авиакомпании уже заключили контракты. Поэтому для экспорта SSJ100 приоритет отдается рынкам Китая, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В частности, стратегия предусматривает в 2018-2025 годах поставку на экспорт 215 лайнеров SSJ100 и МС-21 (новая модель самолета корпорации «Иркут», начало серийного производства запланировано на 2020 год) на общую сумму $7,65 млрд.
Без господдержки не обойтись
Спрос на продукцию «Сухого» скромный: в 2017 году он поставил заказчикам всего 30 судов. Крупнейший российский эксплуатант SSJ100 — «Аэрофлот». В июле 2018-го он получил 45-й SSJ100, в планах компании приобретение еще пяти лайнеров. Для сравнения: американский производитель самолетов Boeing в 2017 году выпустил 763 самолета, в 2016-м — 748, европейский Airbus — 718 и 688 воздушных судов соответственно. В авиапарке «Аэрофлота» 241 судно производства корпорации Boeing.
«Без госпрограммы льготного лизинга покупать российские самолеты может позволить себе только «Аэрофлот», для всех остальных без дополнительного финансирования со стороны государства это было бы невозможно», — комментирует Борис Рыбак, гендиректор аналитического агентства «Инфомост». По его словам, с точки зрения экономической эффективности анализировать эту программу невозможно. СМИ со ссылкой на отзывы пилотов неоднократно писали, что SSJ100 — очень «сырая» модель, из-за частых поломок и отсутствия запчастей самолеты больше времени проводят на земле, чем в воздухе, и использование этих воздушных судов убыточно для авиакомпаний. SSJ100 никогда не станет интересным для частных авиакомпаний, утверждали пилоты, так как перевозчикам пришлось бы превратить часть самолетов в доноров, с которых снимаются запчасти, чтобы другая часть авиапарка могла летать. Детали для Airbus и Boeing можно заказать и получить в любой точке мира за несколько часов, а для SSJ100 их ждут месяцами. Запчасти для российского самолета производятся в крайне ограниченном количестве из-за очень небольшого спроса на SSJ10, поясняют эксперты.
На конференции российских эксплуатантов SSJ100 в 2016 году российские авиакомпании рассказали, что у «Аэрофлота» самолеты «Сухого» летают в среднем по часу в сутки, а у «Газпром авиа» — по 20-25 минут. Для сравнения: у Boeing 737 этот показатель составляет 13-15 часов в сутки.
Только в апреле 2018 года российский кабмин наконец приступил к решению этой проблемы: из резервного фонда Правительства РФ выделено 6 млрд рублей на развитие семейства самолетов «Сухой Суперджет 100», в том числе 4 млрд — на формирование оборотного склада запасных частей, остальные 2 млрд — на НИОКР по повышению надежности SSJ100, увеличение его ресурса и импортозамещение компонентов самолета. На складе будет обеспечен запас минимум из 700 запчастей для ремонта и обслуживания воздушных судов, говорилось в пояснительной записке к соответствующему постановлению правительства.
«Эти меры повысят надежность «Суперджетов» и, надеюсь, увеличат объемы их продаж», — заявил на апрельском заседании кабмина премьер Дмитрий Медведев.
Преимущество продукции «Сухого» — относительно невысокая стоимость: с учетом господдержки один самолет вместимостью 98-140 пассажиров обходится покупателю в 1,23 млрд рублей ($19 млн по текущему курсу). Boeing 737-700 на 128-149 кресел вчетверо дороже — $85 млн.
Однако перевозчики предпочитают продукцию иностранных авиастроителей — из-за ее более высоких эксплуатационных качеств. Например, авиакомпания «Победа» («дочка» «Аэрофлота») в конце июля заявила, что намерена купить 30 самолетов Boeing 737 MAX 8, получив 50% скидки от производителя за большой заказ и потратив на покупку $1,76–1,95 млрд (по $60-65 млн за борт). Группа компаний S7 в 2018-2020 годах намерена получить 10 Boeing 737 MAX и 24 воздушных судна семейства Airbus A320neo. Самолеты Boeing потребляют меньше топлива, чем российские, у них ниже уровень шума и выше летные характеристики, отмечают эксперты.
провэд.рф/article/49415--sukhoy--zapravyat-subsidiey-v-10-mlrd-rubley.html
А если он не захочет поддерживать российский авиапром?
Тогда пусть ходит мимо дешевых ресурсов из России.
Все эти преимущества можно легко компенсировать ввозными пошлинами на использование иностранной авиатехники.
Вот жеж маскали…