2022-й еще не закончился, но уже сейчас можно сделать определенные выводы о том, как инвесторы его пережили. Что было с рынком в 2022? Чего ждать в ближайшем будущем? Будет ли мировой кризис? И как инвестировать, чтобы никакой кризис не мог навредить вашему портфелю?
Об этом мы поговорили с портфельным управляющим компании Live Investing Евгением Домрачевым.
— Евгений, мы уже знаем, что для инвесторов 2022 — тяжелый год. Как думаете, самое страшное позади? Или ждать еще сюрпризов?
— Я думаю, дно ММВБ уже позади. Чисто с технической точки зрения есть несколько очень сильных сигналов, что по большинству основных российских компаний дно мы уже показали. Индекс, думаю, дно уже отрисовал.
— А инвестирование вообще живо? Потому что волной этого года с биржи унесло очень многих инвесторов. Что думаете на этот счет?
— Инвестирование всегда будет живо, если инвестировать с умом. А если вы влетели в одну бумагу all in, а то и с плечами, и оказались в ней перед началом спецоперации, ну… мои соболезнования. Что сказать.
Ну, вы управляете крупными капиталами. А ведь у многих людей 100-200 тысяч. Стоит ли с такими деньгами вообще лезть в инвестиции?
Стоит. Конечно, когда у вас маленький объем средств, то временные и энергетические затраты кажутся чрезмерными. Вроде столько паришься, изучаешь компанию, вложил в нее 100 тысяч, через полгода заработал 25-30% и вроде как не те деньги. Но в инвестировании основной критерий — это время. Если вы пришли как инвестор на год, вы не туда пришли. Всё. Здесь суть в том, что вы покупаете хороший эмитент, который фундаментально отвечает всем вашим требованиям и в расчете на то, что он не просто вырастет локально в течении часа, недели, месяца, а что у него есть очень серьезные предпосылки на крупный рост. Вы оцениваете это в первую очередь через фундаментал компании, через отчетность. Далее в помощь приходит техника, где мы просто конкретизируем ту или иную точку входа. Конечно это работает. Просто ставьте разумные цели.
Рекомендую использовать инвестирование в таймингах от 3-5 лет. Текущий момент, конечно, это огромная возможность. Если вы хотите купить и через месяц сделать Х — вам не в инвестирование. Но, если вы понемножку в такой период времени как сейчас вкладываете и покупаете просевшие наши бумаги, поверьте, через 3-4 года это будет очень неплохая доходность.
Ну, и основной плюс инвестирования — оно не требует ежедневного присутствия на рынке. Если в фазу активного трейдинга (скальпинг, интрадей) вы должны постоянно находиться перед терминалом, то правильное инвестирование доступно для большинства состоявшихся людей, у которых есть работа, бизнес, какие-то основные активы, и они просто пассивно их приумножают. Но если покупать все от балды, то легко можно на черных лебедях крупно наотдавать.
— Сколько реально зарабатывать на инвестировании, если инвестировать правильно? В процентах.
— Мне удается только с инвестирования вытаскивать где-то 35-50% годовых. Это с ошибками, жадностью и другими человеческими факторами. Это средний результат. Есть такое негласное правило: хороший портфельный управляющий иксует счет за 3 года. Приличный счет, разумеется. Это нельзя сравнивать со скальперскими сделками.
Например, текущий провал по российскому рынку (он обесценился примерно в 3 раза) легко принесет вам в перспективе 25-30% годовых. Наши бумаги очень недооценены из-за геополитических событий.
— Какое будущее вы видите для российского рынка? И как скоро он начнет расти?
— По времени сказать сложно. Основной критерий, который сдерживает рост, это СВО. Как только она хотя бы технически закончится, реакция рынка сразу будет видна. Сейчас крупные зарубежные инвесторы боятся вкладываться в наш рынок, это рискованный актив. А без крупных инвесторов не может быть роста.
— Иностранные инвесторы вернутся?
— Вернутся. Не одни, так другие. Американские, европейские, китайские — для рынка это значения не имеет, так как тут все решают деньги. Как только геополитические события урегулируются, мы увидим ракету.
— А на других рынках сейчас есть перспективы? Китайский, американский рынки. Есть смысл сейчас в них инвестировать?
— Это не то, что смысл, это жизненная необходимость. Банальное правило диверсификации. Меня на СВО спасла именно диверсификация. Большая часть моего американского портфеля в хорошем плюсе, конвертация бакса в рубль на хаях тоже принесла прибыль.
— Ну, сейчас много разговоров про мировой кризис. Что он уже на пороге. Это правда? И не будет ли еще большего обвала, чем в 2022-м?
— Я люблю волновую структуру Эллиота, и сейчас вижу сигналы к тому, что в ближайшие годы случится серьезный завал. Индекс S&P500, промышленный индекс Доу Джонса сейчас находятся прям на серьезных хаях. Формально это окончание крупного цикла, который длился с 1932-го, по-моему, года. Т.е. корректироваться мы будем даже не на лои ковида, а на середину лоев 2008 года. Провал с такой высоты — это обесценивание всех компаний. Это очень серьезный завал. Мы слушаем всё, следим за рынком и да, если просто в ожидании этого кризиса ничего не делать, то можно так просидеть очень-очень долго. А можно брать те движения, которые дает рынок прямо сейчас, и дает он вполне не плохо. А так да, в 23-25 годах я жду более серьезного кризиса.
— Как вы к этому готовитесь?
— Я сокращаю позиции американские. Вот текущий рост буду прикрывать, буду перекладываться в защитные активы. Скорее всего, буду просто закрывать большую часть американского портфеля и смотреть, что уже дальше будет. При этом наш рынок тоже провалится, но ниже текущих лоев мы, во-первых, уйти не должны, а во-вторых, до этого момента мы должны прилично восстановиться.
— То есть мы отрастем, но можем упасть обратно?
— Если американский рынок сложится капитально, то мы пойдем вместе с ним. Даже несмотря на то, что сейчас корреляции нет. Рецессия, которая там ожидается и падение рынков, оно кратное. Оно очень сильное. Просто стоять в стороне в позиции “нас это не касается” мы не сможем точно.
— Почему этот кризис неизбежен?
— Потому что в США надулся денежный пузырь — Штаты печатают столько денег, сколько хотят, и эти деньги ничем не подкреплены. Рано или поздно это закончится. Сейчас страны постепенно переходят на покупки в собственных государственных валютах, соответственно, контроль США над этими процессами постепенно теряется.
— Ну, так, может, стоит подождать следующего кризиса для инвестирования? А не рисковать сейчас.
— Начинать инвестировать — это не значит ворваться в рынок и скупать все, что просело. Сейчас самое время начать присматриваться, изучать. Каждый кризис все плачут: “Все, рынку конец, больше ничего не будет!”. И что в итоге? В итоге мы всегда видим восстановления. Возьмите Сбер, который после каждого кризиса делает иксы. Всегда есть те, кто кричат, что инвестирование не работает, и те, кто пользуется возможностями и делает деньги.
— А как вообще эти возможности использовать? Как инвестировать с умом? И много ли таких инвесторов?
Как и везде, профессионалов — меньшинство. Если вы в 2-3 предложениях можете объяснить, почему вы купили эту компанию в этой точке и с какой целью, то, наверное, вот эти 2-3 предложения уже вас характеризует не как хомяка на рынке. Если вы отвечаете, что “она тупо дешевая, она упала, вроде как до этого росла, а сейчас рухнула — надо покупать” — ну, извините, вы — хомяк. Отборный такой, матерый, который будет отдавать свои деньги.
Возьмем пример: отчет Сбербанка, который оказался неплохим, прибыльным в 2022-м году. И вот на данный момент Сбер стоит дешевле, чем его капитализация. Это как? Если он тупо не будет в убыток работать, если он покажет прибыль — это уже 50% роста, что мы, собственно говоря, уже видим. Он просто летит вперед, летит очень хорошо. Как только он вернется к выплате дивидендов, а это, скорее всего, будет по итогам 23-го года — это будет крайне сильный сигнал на восстановление. Тем более активы Сбербанка, которые можно было конфисковать за рубежом, уже конфисковали. Вся деятельность, которая у него сейчас осталась, она внутренняя, т.е. санкции сильно уже на нее не повлияют. В интервале 2-3 лет это восстановление может не к максимуму, конечно, сразу, но 1,5-2х к текущим своим ценам. Вот вот это аргументация почему я покупаю Сбербанк. Не просто потому, что он стоил почти 400, а сейчас стоит 100.
— Обучиться инвестированию тяжело? Любой человек может постичь эту науку?
— Тут вопрос в самоотдаче и мотивации. Кто-то хочет инвестировать, сидя на диване и одним пальцем. Но это не будет работать. Если же вы изучаете, копаетесь, работаете, то у вас будет результат.
Практиковаться можно довольно медленно. Формально вышел отчет, вы его прочитали, сделали выводы, проследили за компанией месяц-другой, увидели какие-то изменения… Тот же скальпинг можно освоить за 2-3 месяца более менее, с инвестированием потребуется больше времени, потому что вы совершаете не так много сделок.
Я вообще считаю, что профессиональный трейдер обязан сочетать разные стили торговли. Моя торговля состоит из двух фаз. Первая — инвестирование. Я покупаю ценные бумаги, смотрю и не дергаюсь, если какая-то бумага упала или выросла на три процента. Но я люблю и поспекулировать, и тут знание портфельного инвестирования очень помогает мне выбирать бумаги и читать график, а знания в интрадей-торговле позволяют конкретизировать точку входа. Инвестирование и спекулирование — это разные стороны одной медали. Если вы умеете и то, и другое — это великолепно, это позволит вам больше зарабатывать.
Еще один момент — вы морально спокойнее, когда у вас есть некая подстраховка. Например, у вас не идет спекулятивная торговля, но при этом вы видите, что пара эмитентов в вашем портфеле подросли. Или, наоборот, портфель в локальной коррекции, но несколько спекулятивных сделок помогают заработать деньги именно сейчас.
— Дайте наставление инвесторам, которые пострадали в этом сложном году и отчаялись.
— Это испытание. Как говорится, все, что нас не убивает, делает сильнее. И если вы сойдете с этой дорожки, то признаете свое поражение как инвестор. Это просто факт, и не важно, кто виноват — обстоятельства, геополитика, какие-то люди. А я считаю, что царапаться нужно до последнего.
Неудачи бывают у всех, даже у самых крутых трейдеров и инвесторов. Но мы не сдаемся!
Балабол. Газпром вообще не вырос, Сбер дешевле чем три года назад. Зачем вообще эту чушь слушать
— аааааааааа… бегите отсюдаааа… всё плохо… спасайся кто может!!!!!!!
Тогда его портфель схлопнется. На чём же он будет тогда зарабатывать?