Блог им. MindMoney_Magazine
«Впервые за много лет мир может столкнуться с дефицитом алюминия. Китай, на который приходится 60% мирового производства, достиг предела мощности и намеревается наращивать импорт, – пугает читателей Forbes. — Эпоха избытка металла сменяется периодом дефицита, с начала года цены планомерно растут».
Руководитель аналитического центра Mind Money, к.т.н. Игорь Исаев в интервью изданию уточняет, что если Китай действительно будет соблюдать свой широко анонсированный «потолок» (а вероятность этого очень высокая), то уже в ближайшие годы глобальный рынок может столкнуться с дефицитом. Пик недостачи приходится на сегменты «зеленого» алюминия или алюминия низкоуглеродного цикла. Это создаст окно возможностей для UC Rusal, который активно продвигает свой бренд ALLOW — алюминий с низким углеродным следом, произведенный c использованием энергии ГЭС.
Напомним, в принятом ЕС в феврале 2025 года 16-м пакете антироссийских санкций в дополнение к запрету на импорт обработанных алюминиевых изделий из России введены и ограничения на ввоз первичного российского алюминия. Для плавного перехода к отказу европейского бизнеса от российского алюминия введен механизм квотирования, позволяющий ЕС импортировать 275 000 т алюминия из России в течение 12 месяцев, что соответствует 80% импорта ЕС в 2024 году.
Игорь Исаев подчеркивает, что для UC Rusal это означает необходимость ускоренной переориентации на рынки Азии, Турции и Ближнего Востока. «Спрос на алюминий остается устойчивым, особенно в строительстве, транспорте и производстве упаковки, — поясняет представитель Mind Money. — В условиях приближающегося потолка производственных мощностей в Китае и глобального ESG-сдвига UC Rusal может усилить свою стратегическую роль, но уже вне европейской орбиты».
Так, в первом полугодии 2025-го Китай уже увеличил импорт российского алюминия до $3 млрд против $1,8 млрд за тот же период прошлого года. Кроме того, Южная Корея за тот же период также увеличила импорт почти вдвое, до $632,6 млн против $365,85 млн, на фоне растущего спроса на легкий металл в секторах электроники и автомобилестроения. Это позволит UC Rusal компенсировать потери в Европе и осуществлять переориентацию на азиатские рынки в спокойном режиме, считает эксперт.
В некоторых важных производствах, например, в самолетостроении заменить высококачественный первичный алюминий невозможно ничем, напоминает Исаев. «На фоне вероятного в скором времени дефицита алюминия российская алюминиевая корпорация оказывается в уникальной позиции: несмотря на геополитические ограничения, на первый план выходят стратегические преимущества, — отмечает Игорь Исаев. — Ключевым фактором здесь является уникальная гидроэнергетическая база его предприятий: более 90% алюминия UC Rusal производится на электроэнергии мощных сибирских ГЭС, что обеспечивает низкий углеродный след и позволяет позиционировать продукцию как экологически чистую, особенно востребованную в условиях ужесточающихся ESG-стандартов. Компании, ориентированные на ESG, готовы платить выше за продукцию с низким углеродным следом».
Вспоминается годная песня на эту тему.