Блог им. Slayerqt
В апрельском разборе (https://t.me/anti_trend/482) отчета за 2024 год я отмечал, что динамика грузооборота была невнятная, но ещё важнее, что рубль тогда начал яростно укрепляться, поэтому разумно было ждать сдержанных показателей группы за первое полугодие. В целом так и вышло — чуда не произошло, но и ухудшения тоже. Прибыли аналогичны 1-ому кварталу 2024 года. Компании удалось такое провернуть благодаря работе над расходной частью и процентов с депозитов по кубышке. Третий квартал становится дном по показателям и впереди по идее сплошные улучшения.


Во-первых, от 80 у рубля одна дорога, и мы уже наблюдаем, как процесс активизировался.
Во-вторых, расширение квот на добычу в ОПЕК+ даёт двойной позитивный эффект на НМТП: с одной стороны это давит на цену нефти и та давит на рубль, а с другой объемы перевалки наливных грузов тоже будут поддержаны.
Третий элемент пазла — это стройка терминала по перевалке руды (СП с Металлоинвестом). Эксплуатацию планируется начать с 2027 года. Добавится сначала 10, позже 12 млн тонн перевалки в год. Это не очень много в общих масштабах НМТП (сейчас около 130 млн тонн), но с другой стороны тарифы по сухогрузам сильно выше, чем по нефти и нефтепродуктам. Так что финансовый эффект всё же будет ощутимым.
В-четвертых, сохраняется опцион на приватизацию, но эта история тянется уже лет 10, если не больше. У кого-то уже наверное дети выросли, а слухи про продажу пакета государством всё продолжают иногда всплывать.
Таким образом, получается, что все графики для НМТП направленны вверх. Пусть и под не слишком большим углом. В том числе и график капекса на строительство терминала, но пик расходов должен по идее быть, если не во второй половине этого года, то в начале 2026, потому что к 2027 уже запускаться. Оценка по EV/EBITDA тем временем исторически низкая — всего х2.8. Котировки прижаты рынком в целом и крепким рублём.

Из рисков можно наверное отметить завершение конфликта: тогда торговля с ЕС может как-то налаживаться и откроются дополнительные торговые пути. Но предсказать этот момент очень сложно. Тем более, что США давят на ЕС, чтобы та не закупала российскую нефть вообще. Есть также риск взыскания дополнительных налоговых сборов, но от этого сейчас не застрахована ни одна компания. Мажор в виде гос-ва скорее даёт защиту от кейсов по типу ЮГК.
Критический сценарий ЦБ, где нефть по $35, а ставка 20+ тоже не слишком пугающий сценарий здесь, поскольку нефть по такой цене запульнет рубль на 120+ и это полностью компенсирует любое снижение грузооборота из-за падения экономики. Кубышка опять же работает лучше при высокой ставке.
Так что, несмотря на все истории про портовую мафию, НМТП в целом стабильно платила дивиденды по див политике и без уважения эти ребята не поступали. В целом идея здесь направлена на рост размера дивиденда раза в х1.5 за 2027 год. За счет роста прибыли от девала рубля + роста грузооборота. Думаю, что эта бумага станет первой, которую включу в портфель в ближайшее время.
Телеграм: t.me/anti_trend