Откуда берется процент на капитал? Почему, когда человек берет кредит, он должен отдавать больше? И почему именно столько процентов?
Над этими вопросами экономисты бьются веками. Одна из экономических версий происходящего называется «Теория временных предпочтений». Люди предпочитают получать блага сейчас, а не в будущем, даже если ожидаемое количество будущих благ больше. Вознаграждение сразу, а не потом. Зефирка во рту сейчас, а не две в обозримом нестабильном будущем. Имеет ли эта теория основание быть?
Вот отдыхал я в джакузи в фитнес-центре в окружении девушек в неприлично тонких стрингах и невольно слушал, глаза были заняты, их разговоры. Одна другой говорит: «Ну в чем проблема? Закажи на «Вайлдберриз»!», а фифочка ей в ответ: «Две недели ждать, долго, не буду».
Вот ключ! Зайдите на маркетплейс и выберите себе какую-нибудь сто пятьсот необходимую безделушку, например, беспроводной микрофон Lococo, чтобы делать «ко-ко-ко», когда проводишь публичные выступления. И вы увидите, что получить товар уже завтра дома можно за 1500 рублей, а если подождать 20 дней посылочку из Китая, то такой же за 1000 рублей.
Товарищи, революция свершилась, а мы еще находимся на стадии ее отрицания. ИИ-агенты стали разумнее разумного и к ним можно обращаться за консультациями. Мы можем использовать нейросети для получения ответов от уже мертвых людей или тех, до кого нам не дотянуться.
Алгоритм такой. Пишешь нейросети DeepSeek запрос: представь, что ты (имя человека) чтобы ты сказал про систему кредита?
Например, «Представь, что ты Владимир Ленин, чтобы ты сказал о системе кредита». Ответ нейросети:
В.И. Ленин (стукнув кулаком по трибуне):
*«Кредитная система — это тончайшая сеть финансового рабства, наброшенная буржуазией на шею пролетариата! Банкиры, эти современные феодалы, создают деньги из воздуха, обогащаясь на процентах, в то время как рабочий класс вынужден расплачиваться инфляцией за их спекуляции!Разве это не ясно, товарищи? Каждый рубль, выданный под процент — это хлыст в руках капиталиста! Каждая 'низкая ставка' — лишь приманка, чтобы затянуть петлю долга туже!
Инвесторы на одном из своих жизненных этапов обращают внимание к предметам антиквариата. И вот обнаружил на своем опыте, что антиквариат обесценивается.
Серебряные монеты нужны только коллекционерам или чудикам. Продают их по цене металла, и спроса особо не наблюдается. От слова совсем, хотя, пожалуй, это единственные предметы, которые сохраняют отметку времени. И в их основании стоимости лежит ценный металл, продукт взрыва звезд.
Старинные же книги распродают по дешевке все, кому они достались без крови и пота. На «Авито» ежедневно выбрасываются объявления от людей, вступивших в наследство или нашедших в подвале предков непонятные коробки с книгами. Они смотрят цену в интернете, делают от нее скидку и продают. Для них эти предметы не имеют ценности. Так приобрел серию книг «Промышленность и техника» в 11 томах по низу рынка. Рассказал об этом знакомому букинисту. А тот в ответ: «Ты купил 11-й том «Воздухоплавание»? Так он один(!) стоит как все десять». А мне так все продали лишь бы продать.
Финансовая грамотность — это, в том числе, страхование рисков.
После того как купил дачу, решил от греха подальше ее застраховать. В Сбербанке, плата ~1500 в месяц, выплаты до 2-х миллионов. Со страховкой все же спокойней вкладываться в ремонт.
И вот настал день, когда все работы по даче были завершены, осталось только въехать. Захожу в свой кабинет на радостях, а там… обвалился потолок. Залив. Затопление! Прорвало бак на чердаке, 7 кубов стремилось заполнить мой дом. Благо успели заделать течь гидропломбой «Гидроласт Стоп 1» (рекомендую иметь под рукой, холодная сварка не помогла).
Зачем люди занимаются бизнесом? Что-то там придумывают?
Ради денег? Тогда они должны получать от инвестиций в свое дело больше, чем дает вклад в банке на эту сумму. На самом деле, люди затевают бизнес ради игры, развлечения, образа жизни. Но эта заметка не об этом.
Если бизнес не дает доходность выше вклада в банке или облигаций ОФЗ, то чем люди занимаются? Как это назвать, когда они наводят суету, работают, а в результате их доходность намного меньше? Уже сколько раз писал, что отели и гостиницы на море — это не бизнесы. Их доходность около 5% на капитал. Это самодеятельность ради развлечения.
Так, чем тогда является вклад в банке или доход от облигаций? Может это есть плата за то, чтобы ты НЕ ЗАНИМАЛСЯ никаким бизнесом? Зачем нужна еще одна кофейня или отель у моря? Если они не создают своим появлением новый поток клиентов, то значит они забирают часть пирога у других! Сумма дохода всех участников не меняется, а перераспределяется. В случае появления новых отелей у моря, кому-то приходится подвинуться или работать за более низкий процент на капитал. Они и выживают, кто довольствуется небольшим процентом.
Жила-была девушка-маркетолог, и хотела она донести мысль до своей корпорации, что отцы — тоже люди. Что их можно и нужно использовать в рекламе средств ухода за детьми. С горем пополам сквозь годы борьбы она протолкнула свою идею, и это стал один из самых удачных с коммерческой точки зрения рекламных ходов для этой компании.
Посмотрела эта девушка на скопище слабоумных в этой корпорации и решила, что проще реализовать свои идеи самостоятельно, и пусть эти компании из списка Fortune 500 платят деньги ее личной компании. И организовала она свою фирму, и зажила, и книгу написала «Это мы берем. Маркетинг на инстинктах и инсайтах». И звали ее Лесли Зейн.

Эту книгу нужно читать в первую очередь главам корпораций, которые никак не могут понять, почему их бизнес-идеи не развиваются и не идут в массы. Им нужно прекратить искать оправдания в словах: «Видно, в понедельник их мама родила. Что они ни делают, не идут дела! Крокодил не ловится, не растёт кокос; Плачут, богу молятся, не жалея слёз».
За исследования ключевой темы в экономике — асимметрии информации — ученым Нобелевскую премию давали.
Асимметрия информации наблюдается в паре «продавец» — «покупатель», когда один из них обладает большей информацией по сделке, чем другой. Если копнуть глубоко и философски, то можно увидеть, что деньги на фундаментальном уровне во многих бизнесах зарабатываются именно на асимметрии информации.

Например, рынок антиквариата. Скупщики обладают большей информацией о товаре, нежели люди, которые приносят им старые вещи, которые получили в наследство или нашли на антресолях. Покупают дешево и продают дорого. Эту картину наблюдаю на Краснодарском книжном рынке, где есть магазины антиквариата.
При этом удивительно то, что асимметрия информации продолжается дальше по цепочке продавец — скупщик — покупатель. Продавцы на рынке живут в своем замкнутом мире, не выходя на просторы аукцион-площадок интернета. И покупатель, который знает цены интернета, может приобретать на этом рынке предметы дешевле дешевого.
На популярных сайтах в ТОП заходят статьи о том, как человек строил-строил много лет большой дом для своей семьи, а как построил, то выяснилось, что дети выросли и разъехались и никому такой большой дом не нужен. Жизнь прожита, и к чему всё это было?
Как мне видится, для начала, это лишь одна сторона историй, мы не слышим рассказов, как человек построил большой дом и там живет-поживает большая дружная семья. Такие исходы этого события наверняка присутствуют в нашем мире.
Но случаи, когда человек всю жизнь шел за мечтой в виде дома и разочаровался в итоге, довольно часто встречаются. И в этой заметке объясню их причину.
Такой результат — это расплата за невежество о своей природе. Миллионы людей не удосуживают себя вопросами: кто они? Какой смысл жизни? Как произошел человек?
Если у тебя нет фундамента, философии, то что ты можешь построить?
Мне, как мне кажется, понятна эта история. Человек — это существо, которое живет внутри галлюцинаций. Отправляю вас к книге русского философа Фёдора Гирёнка «Абсурд и речь», читайте ее, чтобы потом не было обидно за прожитые годы. Или уже к Карлосу Кастанеде, там понятнее, там веселей.
Моя первая изданная книга, на которую устроили охоту читатели, называлась «Прокачка мозга на деньги и власть». Она была написана в соавторстве с Андреем Парабеллумом и Аллой Фолсом, и ее не достать в бумажном виде (есть в электронном виде, но меня почему-то исключили из авторства, хотя там 99% текста от меня).
Название этой книги придумал Александр Евстегнеев, откуда он из текста вытащил эти слова: «прокачка мозга, деньги и власть» уж не знаю, но это самое удачное название, которое было в моих книгах.

Считаю, что нужно раскрыть понятия: деньги и власть. Деньги дают власть в том плане, что вы можете решать, чему быть или не быть в этом мире. Вы своими покупками поощряете одних людей и игнорируете других. Тот, кому передается больше денег, на следующем ходе получает возможность решить, куда ему их направить. Происходит трансляция власти.
И с этой стороны интересно смотреть, почему некоторые группы считают себя привилегированными? Например, почему государство должно поддерживать автосалоны и застройщиков?