Эмоциональное благополучие зависит от дохода, но на уровне дохода в 75,000$ в год оно перестаёт расти, а с дальнейшим ростом дохода — наоборот, начинает снижаться.
Итак, законопроект, облагающий налогами вклады и купоны по облигациям, подписан. Вступают изменения по НДФЛ в силу с 2021, но можно уже на основе информации из закона делать умозаключения и начинать приспосабливаться к новой реальности.
Посмотреть данные по законопроекту можно на сайте Думы: https://sozd.duma.gov.ru/bill/862653-7 Рекомендую смотреть выжимку «Заключение Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам» — в ней хотя бы частично закон переведён с чиновничьего языка на русский: http://sozd.duma.gov.ru/download/5946A985-9E70-46B7-8A50-E9158D6A8C0E
Нашел прекрасное интервью (старое, 2018 г.), в котором Баффетт рассказывает о ключевых выходных для Мирового Финансового кризиса 2008 года — с 12.09.2008 по 14.09.2008 (на следующий день Леманы обанкротились и пошло-поехало).
Посмотреть с переводом на русский можно здесь:
Кратко в моей интерпретации:
В субботу звонят Леманы: «Баффетт, помоги!». Говорю — пришлите факс мне в отель, распишите мне все условия и сколько вам денег надо — а я пошёл на ужин. Вернулся, спрашиваю — факс приходил? «Нет, не приходил, у нас и факса-то нет в отеле».
Через 10 месяцев увидел, что они MMS-ку прислали на телефон...
Но я бы и так не стал их покупать, читал годовой отчет ещё в марте 2008, там и так всё было ясно.
А за день до этого звонили из AIG, я им сказал: «Вы свои активы сами видели? Это вы мне должны ещё доплатить, чтобы я вас к себе взял».
А сам дал кредит Голдманам $5 млрд, через 2,5 года вернули $6.15 млрд. А потому что компании надо выбирать, а не покупать то, что сильнее всех упало!
Прошел месяц с момента, когда мы увидели пик американского фондового рынка.
Пару месяцев назад мир был другим, но прилетел классический «чёрный лебедь», и сейчас вам может показаться, что развитие событий было очевидным и легко предсказуемым 🌝 И это, кстати, одна из характерных особенностей «чёрных лебедей», я писал об этом осенью.
Давайте посмотрим, кто пострадал больше всего (дано падение за 1 год, по сравнению с мартом-2019):

Данные finviz, ссылка на диаграмму для разглядывания
1. Нефтегазовый сектор — добыча и обслуживание.
Гигант отрасли — ExxonMobil, -54%
Наихудший результат — Apache Corporation, -87%
2. Бренды одежды для премиум и среднего класса.
Наихудший результат — Capri Holdings, -83%
3. Страховые компании и банки второго эшелона.
Гигант отрасли — AIG, -50%
Наихудший результат — Lincoln National Corporation, -64%
Когда я подбирал материал по 30-летнему пенсионеру из США и 40-летнему пенсионеру из Канады, я заметил за собой один момент — мне, как человеку в начале длинного пути было интересно пролистать множество страниц их записей, отмотать время на 2008-2009 годы и посмотреть, что они писали о ситуации тогда — во время катастрофического падения фондового рынка. Для той ситуации мы с вами знаем будущее сейчас, и хотелось отследить ход их мыслей в стрессовой ситуации.
Записал больше для себя самого в будущем взгляд на сегодняшнюю ситуацию, а также решился на некоторые корректировки в плане:
1. Падение на 27% по S&P500 (от пика 3400 до 2480 за 22 дня), и на 29% по IMOEX (от пика 3220 до 2290 за 52 дня) — ещё не повод для того чтобы кричать что «всё пропало», а может даже наоборот. Я оказался к падению готов. Можно себя самого полгода назад похвалить за грамотные принятые решения.
2. Стресса от плохих красных цифр нет вообще, но есть стресс от девальвации рубля. рублёвый доход при наложении на план, исчисляемый в $$$ демонстрирует слабость и зависимость от курса рубля, но об этом я писал не раз. И это не моя персональная проблема, это проблема всех россиян. Что ж, не в первый раз, переживём
Тим из Канады, и вот что он хочет вам рассказать:
Я вышел на пенсию в 2017 году, за полгода до моего 40-летия.
Я пришел к идее досрочного выхода на пенсию в 2006 (в 28 лет), сказав жене “Рея, а давай попробуем”, и мы начали экономить немного денег, постепенно сокращая расходы, выясняя, что важно для нас, а что не очень-то и важно. Нам потребовалось около 11 лет, чтобы накопить деньги на досрочный выход на пенсию.

Когда мы начали это делать, у нас были непогашенные кредиты на образование, взятые давно. Первым шагом было погашение существующего долга, а потом всё стало проще — мы взглянули на то, куда расходуются деньги, и сосредоточились на том, как эти расходы сократить. Например, вы смотрите на счет за электроэнергию и думаете “хм, как можно уменьшить расход?” и… переводите свои лампочки с ламп накаливания на светодиоды — и видите результат: счёт стал меньше. Мы просто сделали то же самое на других счетах, например, на счетах за продукты питания или одежду. Нужно ли нам покупать фирменный знак X, меня это волнует или нет? Затем мы выясняли, как устроить так, чтобы мы питались вне дома только пару раз в год, как правило, это наша годовщина и дни рождения и иногда другие особые события. Наши расходы очень сосредоточены на вещах, которые действительно важны для нас.