По итогам прошлого года от экспорта нефти, газа и продуктов их переработки Россия получила доход в 189,7 млрд долларов, что на 38,6 млрд долларов больше, чем в 2016 г.
В общей сложности объем всего экспорта нашей страны Банк России оценил в 353,1 млрд долларов – плюс 71,3 млрд долларов по сравнению с 2016 г. и 11,7 млрд к 2015 г. Таким образом, на нефтегазовую выручку пришлось 53,7%. Годом ранее доля основных товаров России была равна 53,6%.

Если сравнивать с 2015 г., то вес нефтегазовых доходов снизился на 4,5 процентных пункта, а если с рекордным 2013 г., то на 13,2 процентных пункта. Тем самым, доля сырья в российском экспорте упала до уровней начала 2000-х, но произошло это отчасти из-за падения цен.
Резюме
Правда не стоит все сбрасывать на обвал котировок. В начале нынешнего столетия цены на сырье находились в районе 20 долларов за баррель, а объем поставок был ниже всего в 1,5 раза, чем сегодня.

Хедж-фонды опять приступили к наращиванию длинных позиций по нефти. Чем это может быть опасно?
За неделю объем длинных контрактов по нефти у хедж-фондов увеличился на 23,7 тыс. контрактов и достиг 486,3 тыс. В то же самое время короткие позиции показали сокращение на 9 тыс. контрактов, тем самым, чистый “лонг” по сырью вырос до 458,6 тыс. контрактов и до абсолютного рекорда ему не достает 37,5 тыс. контрактов или 2,4 млрд долларов.
В долларовом выражении сумма чистой длинной позиции по “черному золоту” равна 29,8 млрд долларов, что не является максимумом. К примеру, в 2014 г, когда нефть стоила выше 100 долларов за баррель, сумма “лонга” достигала 39-40 млрд долларов. Но в нынешних реалиях вряд ли стоит ждать увеличения позиции на треть – итак фонды накопили у себя нефти на 5 дней мирового потребления.
Однако хотелось бы обратить внимание на экстремумы по контрактам. Нефтяным котировкам было крайне сложно прибавить в цене при достижении локальных максимумов (по объему контрактов). Так было в 2008, 2011, 2013, 2014, 2016 гг.

Чистая ставка российских банков против американского доллара по итогам января составила 756,6 млрд рублей. По сравнению с декабрем 2017 г. объем “лонга” по рублю сократился на 149,4 млрд рублей, однако вот уже три месяца к ряду идет игра против американской валюты.

Если сравнивать с позициями, открытыми банками летом 2017 г., то изменения составили 1,6 трлн рублей, в пользу российского рубля. За это время курс национальной валюты укрепился к доллару на 5,3%.
Помимо прочего, снизилась разница между валютными активами и пассивами кредитных организаций страны. Если в периоды турбулентности на рынках она достигала 30-35 млрд долларов, то к началу марта опустилась до 2,1 млрд, что соответствует 0,7% пассивов.

К сегодняшнему дню зависимость российской валюты к нефтяным ценам вошла в средний диапазон последних двух с половиной лет. 10-ти дневная корреляция между курсом рубля к доллару и нефтью достигла -0,6 и находится у этого уровня достаточно продолжительное время.

Если в начале 2018 г. корреляция находилась в районе от -0,3 до 0,12, что говорило практически об отсутствии какой-либо зависимости друг от друга, то сегодня она достаточно явная. Причем корреляция даже немного выше, чем в среднем с 2016 г., примерно на -0,1.
В последних обзорах Банка России регулятор отмечал, что рубль стал более независимым к изменению нефтяных цен и теперь больше уязвим к оттокам капитала. Однако за минувший месяц корреляция явно усилилась.
Резюме
Скорее всего, при принятии решения о вложении средств в российские активы иностранные спекулянты в первую очередь смотрят на нефтяные котировки, поэтому даже при новом бюджетном правиле корреляция между двумя активами может остаться достаточно на высоком уровне.
Рынок облигаций имеет гораздо большее влияние на экономику, нежели рынок акций, особенно в Соединенных Штатах. Зачастую он заранее предвещает разворот фондовых индексов, а их падение или рост приводит к спаду/восстановлению ВВП страны, так как больше половины своих сбережений американцы хранят именно в долевых ценных бумагах.
В нормально циркулирующей экономике стоимость “коротких” заемных средств дешевле, нежели “длинных”. Однако когда дела ухудшаются происходит выравнивание доходности по краткосрочным и долгосрочным облигациям.

В то же самое время существует своего рода закономерность (конечно, с исключениями) – в периоды роста фондовых рынков спред между “длинными” и “короткими” облигациями падает и наоборот. Так было в периоды с 2002 по 2007 гг., с 2008 по 2009 гг., с 2011 г. по нынешнее время.
Если Индекс государственных облигаций России (RGBI) находится в достаточно стабильном положении – с конца февраля он потерял в цене лишь 0,6%, то долгосрочные ОФЗ подешевели гораздо сильнее.

По идее, так как от ЦБ России ждут понижения процентных ставок, то именно “длинные” облигации должны были больше остальных вырасти в цене, но этого не произошло. В последние дни спред между 10-летними и 2-летними бумагами резко увеличился. Если 15 марта он был равен 0,39 процентных пункта, то к выходным разница подскочила к 0,96 процентным пунктам. Вызвано это было в первую очередь выросшей доходностью “10-леток”.
Напомним, что нерезиденты предпочитают вкладывать свои деньги в бумаги со сроком погашения от 5 до 10 лет и реже покупают более “короткие” облигации. Таким образом, резкое, а не постепенное расширение спреда между 10-летними и 2-летними ОФЗ может указывать на то, что именно иностранный капитал начал выходить из долговых бумаг России.
По прогнозу нефтяного картеля, за первые три месяца 2018 г. мировое предложение нефти (без учета ОПЕК) увеличится на 900 тыс. баррелей с 64,2 млн баррелей в сутки до 65,7 млн. Во втором и третьем кварталах 2018 г. среднесуточная добыча сырья будет увеличиваться по 100 тыс. баррелей в три месяца. В четвертом квартале текущего года производство должно будет вырасти еще на 700 тыс. баррелей.

Таким образом, учитывая добычу ОПЕК в 32,1-32,2 млн баррелей в сутки, рынок нефти сейчас находится в профиците, который близок к 0,5-0,6 млн баррелей в день. В следующем квартале избыток должен будет сократиться до 0,1-0,2 млн баррелей. А вот уже в третьем и четвертом кварталах мир должен будет столкнуться с дефицитом, причем недостаток нефти будет равен 1,2-1,3 млн баррелей.
Резюме
Если темпы роста предложения действительно сократятся и профицит перейдет в дефицит, то во втором полугодии 2018 г. котировки нефти имеют хороший потенциал для похода вверх.
По нашему мнению, фондовые индексы США подошли к ключевому уровню сопротивления – 2780 п. Данный рубеж является предыдущим локальным максимумом, который S&P 500 установил в конце февраля, после чего была произведена попытка обвалить рынок к былым низам.
Тогда коррекция не удалась и ограничилась несколькими днями. Теперь S&P 500 нужно закрепиться выше 2780 п., если ему это не удастся, то на американских рынках, по нашему мнению, существенно возрастет риск возобновления падения.
Месяцем ранее наша уверенность во второй волне снижения рынков была гораздо выше, чем сегодня. Однако мы до сих пор не исключаем возобновления коррекции и сегодняшний-завтрашний дни могут быть достаточно важными для S&P 500.
Что делать инвесторам?
Предугадать движения рынков достаточно трудно, а частые действия могут нанести только вред позициям. Поэтому инвестору стоит находится в бумагах, несмотря на ожидания, так как они часто бывают ошибочными. В то же самое время, по нашему мнению, стоит держать от 30% до 50% портфеля в “кэше”, так как коррекция на рынках может открыть новые возможности для покупки подешевевших акций. Да и “кэш” – это тоже хороший инструмент хеджирования.
К началу текущего года нерезиденты контролировали 2,2 трлн рублей ОФЗ или 33,1 % рынка. В то же самое время иностранцы покупают не все выпуски, они предпочитают бумаги со сроком погашения через 6-8 лет. ” В отдельных выпусках доля вложений нерезидентов превышает 75%. Риск повышенной концентрации иностранных держателей потенциально может стать фактором неустойчивости в их ценообразовании”, отметили в ЦБ.
В каких бумагах самая большая концентрация иностранных денег?
“Наибольший объем вложений нерезидентов приходится на ОФЗ 26207, 26219 и 26218 с долей нерезидентов в данных выпусках в среднем 73%”, сообщил Банк России.

Причем в ОФЗ 26207 вложено порядка 260 млрд рублей, а в ОФЗ 26219 – порядка 230 млрд. Дюрация в этих выпусках составляет от 6,2 до 7,9 лет.
К 27 февраля в портфелях фондов находилось 495,3 тыс. длинных контрактов, что на 21,3 тыс. больше, чем неделей ранее. Объем коротких контрактов, в свою очередь, практически не изменился. Таким образом, сумма чистого “лонга” увеличилась до 465,8 тыс. контрактов. Рост позиций хедж-фондов совпал с повышательной коррекцией на рынке нефти.

Открытие длинных позиций фондами происходило за счет производителей и своп-дилеров – они напротив увеличили свои “шорты” по сырью, то есть воспользовались отскоком, чтобы застраховать себя от дальнейшего снижения цен.
Мелкие спекулянты по-прежнему ставят на увеличение стоимости “черного золота” – объем их чистого “лонга” составил 24.8 тыс. контрактов.
Резюме
Действия хедж-фондов, на наш взгляд, являются показательными – они до сих пор не верят в сильную коррекцию цен. Если сырью все-таки удастся нащупать почву под ногами и вновь перейти к росту, то они окажутся в выигрыше, однако если этого не случится, то фонды могут послужить причиной последующего обвала, так как объем открытых ими “лонгов” пока все еще значительный.