Европейская валюта начала отыгрывать свои потери к американскому доллару. На этом фоне примечательны действия маркетмейкеров на торговых площадках США. В начале года они активно ставили на падение евро к доллару, после чего с февраля по август постепенно выходили из своего «шорта». К 14 августа объем открытых коротких позиций упал до 140 тыс. контрактов — минимум с ноября 2011 г.

Пока они еще держат ставку на падение евро к доллару, но ее объемы стали гораздо меньше.
В то же самое время те же маркетмейкеры — они же дилеры, стали постепенное увеличение коротких позиций по Индексу доллара (DXY). Пока происходит постепенный набор «шортов» и он еще не закончился.

Из-за внешних шоков Минфин снизил объем сегодняшнего размещения с 25 млрд рублей до 10 млрд, кроме того, вместо двух выпусков инвесторам был предложен лишь один.
Однако даже эти действия не смогли помочь ведомству успешно распродать все бумаги. При предложении в 10 млрд рублей спрос составил 20,1 млрд, однако это позволило министерству занять лишь 5,7 млрд рублей.

С начала года Министерство финансов через продажу ОФЗ заняло 876 млрд рублей, что, кстати, на 223 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Резюме
На этом фоне Индекс государственных облигаций России падает одиннадцать торговых сессий подряд и с начала августа потерял 3,2%. Доходность по 10-летним гособлигациям достигла 8,43%, а по 2-х летним -7,96%. За месяц она возросла на 88 и 92 процентных пункта соответственно.
Несмотря на то что стоимость еврооблигаций России показала в последние месяцы отрицательную динамику, иностранный капитал не спешит выходить из них. Согласно данным Банка России к началу второго полугодия 2018 г. нерезиденты держали в валютных долговых бумагах России 16,5 млрд долларов, что всего на 387 млн долларов меньше, чем на 01 апреля 2018 г. В переводе на рубли получится примерно 23-24 млрд.

Получается, что продажи пока касались лишь рублевых активов. Напомним отток капитала с рынка ОФЗ за апрель-июнь составил 369 млрд рублей.
Резюме
На наш взгляд, данные действия иностранных инвесторов говорят о том, что они не уверены в перспективах российской валюты и активно снижают валютный риск.
На фоне серьезной девальвации рубля ведомство снизило объем операций по покупке иностранной валюты с рынка. Вчера, 09 августа, вместо 16,7 млрд рублей было потрачено 8,4 млрд.
Минфин уже прибегал к данного рода практике в апреле текущего года после того, как были объявлены санкции против «Русала». Правда тогда министерство полностью прекратило приобретение валюты. В этот раз пока решили просто сократить объемы.

К текущему моменту за 2018 г. Министерство финансов потратило на покупку валюты 2,07 трлн рублей. При среднем курсе в 61 рубль за доллар ведомство могло приобрести примерно 33-34 млрд долларов.
Резюме
Помимо санкционного давления в последние дни происходит снижение цен на нефть, что замедляет приток средств в страну. На этом фоне покупка валюты съедает весь профицит счета текущих операций. В совокупности с оттоком капитала из России это имеет дополнительные отрицательные последствия для рубля.
Согласно данным ЦБ, «Выход иностранных инвесторов с российского рынка суверенных заимствований замедлился, а доля ОФЗ на счетах иностранных депозитариев в НРД прекратила снижение и по итогам месяца составила 27,5%». То есть отток капитала замедлился в прошлом месяце, а доля нерезидентов в гособлигациях составила примерно 28-28,1%, что всего на 0,1-0,2 процентных пункта ниже, чем в июне.

Сдерживающим фактором для рубля являются действия экспортеров, которые продают свою выручку для финансирования своей деятельности. «За 2018 г. чистые продажи крупнейших экспортеров в нефтегазовой отрасли возросли с 8 млрд дол на начало 2018 г. до почти 20 млрд дол в июле 2018 г.» Причем самые крупные продажи пришлись на июнь — 68% всей выручки, кстати именно в первый месяц лета иностранцы вывели самую крупную сумму с рынка ОФЗ за всю его историю — 141 млрд рублей.
По данным ЦБ, в июне банки России продали ОФЗ на сумму в 94,5 млрд рублей. Помимо кредитных организаций от гособлигаций избавлялись и нерезиденты, реализовав бумаги на 141 млрд рублей.
Покупателями выступали прочие участники рынка, в список которых могут входить крупные юридические лица, пенсионные фонды, а также Банк России.

Напомним, что Центральный банк проводит операции на рынке ценных бумаг в качестве дилера и регулятора денежно-кредитной политики. То есть, ведомство выступает маркетмейкером и может специально поддерживать спрос для создания более ликвидного рынка.
Резюме
На наш взгляд, именно Банк России выступил главным покупателем российского госдолга в первый месяц лета. И делалось это в первую очередь для поддержания стабильности на рынке ОФЗ. В дальнейшем, когда ситуация вокруг санкционного давления утихнет, регулятор продаст накопившиеся у него облигации.
Не оказывают поддержку российской валюте и действия Минфина, который в августе собирается купить иностранной валюты примерно на 6,1 млрд долларов. Это, кстати, скорее всего, будет выше профицита счета текущих операций. То есть, поддержку рублю могут оказать либо нерезиденты, либо Банк России.
Если иностранного капитала пока не видно, то регулятор вновь появился на рынке. Центральный банк возобновил аукционы «тонкой настройки». С прошлого четверга ЦБ провел два таких аукциона. На первом было привлечено 339,2 млрд рублей, а на втором, сегодня, 1,12 трлн.

Таким образом, регулятор пытается изъять лишнюю рублевую ликвидность с рынка.
Ранее ожидалось, что банковский сектор страны в течение августа вернет Минфину РФ бюджетные средства размером в 623 млрд рублей, однако после возврата денег кредитные организации вновь занимают их у министерства. К прошлой пятнице на счетах у банков находилось почти 1,1 трлн рублей бюджетных средств.
Согласно данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, к прошлому четвергу сумма накопленных гособлигаций США на балансе 23 основных дилеров американских казначейских облигаций достигла рекордных 159,6 млрд долларов. Еще ни разу с 2001 г. маркет-мейкеры не владели таким объемом долговых бумаг.

Ситуация на долговом рынке США достаточно стабильна — доходность по 10-летним гособлигациям держится в районе 2,8%-3% с февраля 2018 г.
В свою очередь дилеры приступили к наращиванию своих позиций в американских «трежериз» с конца февраля 2018 г. и к началу августа пополнили свои портфели бумагами на 98,5 млрд долларов, увеличив свои вложения в 2,5 раза.
Резюме
К основным маркет-мейкерам на долговом рынке США относятся крупнейшие банки с Уолл стрит. В последние недели, они активно предупреждают о росте вероятности коррекции на рынках. Возможно, это одна из причин увеличения вложений в государственные облигации. Также из-за роста фондовых индексов желание покупать акции становится все меньше.
Недостаточная инфраструктура в бассейне Permian «укусила» даже BP, признался глава компании Боб Дадли в интервью для Bloomberg TV. Потери от торговли оказались небольшими для нефтяного гиганта, но с ними сталкивается очень много компаний.
Напомним, что за последний год производство «черного золота» на месторождении Permian выросло на 36% или на 857,2 тыс. баррелей и достигло 3,3 млн в день.
Столь бурный рост привел к тому, что все свободные мощности для транспортировки оказались занятыми. Это все вынудило производителей и нефтетрейдеров делать скидки, в итоге разница стоимости нефти из Permian (Midland) и той, что продается в Кушинге, выросла с 0,40 центов в начале года до 16 долларов в июле.

То есть, компании, добывающие в этом регионе, продают свое сырье примерно на 22-23% ниже эталонной WTI.
За неделю с 17 по 24 июля объем длинных позиций в портфелях хедж-фондов сократился с 419 тыс. контрактов до 412 тыс. В то же самое время короткие позиции увеличились с 17,4 тыс. до 19,9 тыс. Таким образом, чистый «лонг» по сырью опустился до 392,1 тыс. контрактов — минимум июля.

В то же самое время хотелось бы отметить, что фонды практически не делают каких-либо шагов по наращиванию коротких позиций по «черному золоту», то есть идет фиксация прибыли, а в разворот тренда они, похоже, пока не верят.
Основным покупателем нефтяных контрактов являются мелкие спекулянты — объем их чистого «лонга» составляет 44 тыс. контрактов. На протяжении всего текущего года они делают ставку на рост котировок.
Резюме
Начиная с начала февраля 2018 г., хедж-фонды постепенно выходят из нефти. На наш взгляд, отсутствие резких движений может быть вызвано несколькими факторами. Во-первых, инвесторы не хотят спровоцировать падение котировок, поэтому выход из позиций происходит неспешно.