Уходящая неделя была предбанником перед следующей неделей с блоком ключевых экономических данных США, включая нонфарм.
Экономические отчеты США выходили сильными, PMI за сентябрь показал прекрасный рост (хотя сопроводиловка была печальной), недельные заявки по безработице были низкими (что указывает на стабильный уровень безработицы), дюраблы превысили прогнозы, а ВВП США за 2 квартал был пересмотрен на повышение из-за более сильного роста потребительских расходов.
Рост ВВП США во 2 квартале на уровне 3,8% с текущим прогнозом по росту ВВП США в 3 квартале на 3,9% указывают на расцвет экономики США, опровергая опасения о резком замедлении.
Данные говорят об отсутствии экстренной необходимости снижения ставок ФРС, подтверждая мнение о том, что снижение количества новых рабочих мест связано с политикой иммиграции Трампа.
Трамп продолжает ужесточать иммиграционную политику, сначала через повышение сбора за рабочую визу H-1B до 100 000 долларов с текущих 215 долларов, а затем через ограничение выдачи коммерческих водительских прав негражданам США.
Главным на предстоящей неделе будут выступления членов ФРС, многие из них уже анонсированы, график будет уточняться на ежедневной основе.
Внимание участников рынка будет сконцентрировано на выступлении Пауэлла во вторник на тему экономических перспектив, но Пауэлл вряд ли скажет что-то новое.
Наибольший интерес представляют выступления членов ФРС, назначенных Трампом в первый срок, Боуман и Уоллера, главный фокус на отсутствии их голосования за снижение ставки на 0,50%, что было бы логичным после выражения ими особой точки зрения в ходе июльского заседания за снижение ставки на 0,25% по причине замедления рынка труда.
Выступления Боуман анонсированы трижды на этой неделе, по теме экономических перспектив и монетарной политике она выскажется во вторник и пятницу.
Выступление Уоллера пока не анонсировано, его послушать будет интереснее всего, т.к. он является кандидатом на пост главы ФРС (или являлся им до сентябрьского заседания ФРС).
Глава ФРБ Нью-Йорка Уильямс выступит в понедельник в 16.45мск (иногда опаздывает на сутки) и его мнение тоже важно, ибо он входит в состав из трех членов ФРС, участвующих в разработке предлагаемого решения.
Вторые сутки экономисты спорят о том, каким было снижение ставки ФРС: ястребиным или голубиным.
Доводы приводятся разные.
В основе голубиного сценария акцент делается на изменении приоритета ФРС с инфляции на рынок труда.
Ястребиное снижение ставки в основном базируется на риторике Пауэлла, который не дал гарантий по дальнейшему снижению ставки, заявив о зависимости от данных.
Представлю свою точку зрения.
Снижение ставки ФРС было ястребиным на момент его оглашения, ибо реакция рынка – это разница между ожиданием и результатом.
Когда результат совпадает с ожиданием: реакции либо нет, либо возможно движение из-за закрытия позиций краткосрочными спекулянтами, которые, как правило, открывают позиции в расчете на неординарный исход, приводящий к сильному движению на эффекте неожиданности.
Главное расхождение ожидания с результатом: количество инакомыслящих, практически все банки ждали 3 инакомыслящих, минимум двух инакомыслящих, а за снижение ставки на 0,50% голосовал только Миран, соглядатай Трампа, утвержденный Сенатом в состав ФРС полтора дня назад.

Общая ситуация
Главное изменение: снижение страха инвесторов в отношении риска глобальной рецессии по причине торговых войн.
Превалирующим страхом, согласно отчету Банк оф Америка, сейчас является риск второй волны роста инфляции по аналогии 1970-х годов.
Также быстро растущим риском является страх потери независимости ФРС и, как следствие, девальвация доллара, но на самом деле риск второй волны роста инфляции и потеря независимости ФРС – это один риск, разбитый на подкатегории.
Трамп уделяет первостепенное значение захвату большинства в ФРС, явно планируя кардинальное изменение политики после окончания срока полномочий Пауэлла в мае 2026 года.
На текущий момент у Трампа 3 голоса в совете директоров ФРС, но этого мало с учетом, что 12 членов ФРС принимают решение по ставке из 17.
Судьба члена управляющего совета ФРС Лизы Кук остается пока неизвестной, два суда приняли решение о запрете увольнения Кук, Трамп подал апелляцию в последнюю инстанцию – Верховный суд.
В любом случае, Трампу нужно минимум 6 голосов членов ФРС, включая главу ФРС, без Кук и ухода Пауэлла из совета директоров ФРС их получить невозможно, а Пауэлл при желании может остаться в совете директоров и после окончания срока на посту главы ФРС.
Сегодня в центре внимания будет заседание ФРС: решение по ставке и новые прогнозы будут опубликованы в 21.00мск, пресс-конференция Пауэлла начнется в 21.30мск.
Рынки почти единогласно с вероятностью в 94% ожидают снижение ставки на 0,25% (6% на снижение ставки на 0,50%), при этом в цену финансовых инструментов заложено ещё 2 снижения ставки ФРС по 0,25% до конца года.
По ФА логичным является как снижение ставки ФРС сегодня на 0,25%, так и на 0,50%, ибо очевидно, что одним снижением ставки ФРС не обойдется, данные по рынку труда США с июня и ревизия на понижение за год заслуживают как минимум два снижения ставки ФРС.
С другой стороны, экономика США продолжает рост, а падение создаваемых рабочих мест может быть связано с иммиграционной политикой Трампа, розничные продажи США вчера вышли сильными, риска рецессии пока нет.
Но решение ФРС не подлежит сейчас анализу через одну призму экономической целесообразности.
Огромное внимание уделяется тому, как ФРС сможет себя сохранить в качестве института США на фоне одержимости Трампа идеей захвата ФРС.
Ключевым событием предстоящей недели станет заседание ФРС.
На заседании в среду ФРС снизит ставку и представит новые прогнозы, включая траекторию ставок, в 21.00мск.
В ходе пресс-конференции с 21.30мск Пауэлл должен обосновать решение ФРС по снижению ставки, привычно опровергнуть прогнозы членов ФРС по траектории ставок и дать понимание зависимости темпов и сроков снижения ставки ФРС от динамики инфляции и занятости в США, установив приоритеты между этими двумя показателями.
Большинство банков ожидают снижение ставки ФРС на 0,25% с прогнозами ещё двух снижений ставок в этом году и 2 снижений ставки в следующем году.
Тем не менее, текущая ситуация по рынку труда США указывает на возможность снижения ставки сразу на 0,50%, на прошлом заседании Пауэлл не исключил возможность превентивного снижения ставки при резком замедлении рынка труда, а год назад снижение ставки в сентябре на 0,50% было названо превентивным шагом и аналогия уместна.
Возможно, финальным отчетом, который позволит ФРС определиться с размером снижения ставки в среду, станут розничные продажи США с публикацией во вторник: слабые розничные продажи снизят страхи ФРС по росту инфляции (низкий спрос препятствует повышению цен) и позволят рассмотреть снижение ставки на 0,50%, а сильная розница подтвердит снижение ставки на 0,25%.
Почти все ключевые экономические отчеты США, начиная с нонфарма за август, указывают на необходимость снижения ставки ФРС.
Количество созданных рабочих мест с июня, пересчет на понижение в два раза созданных рабочих мест за год с марта 2024 года по март 2025 года, резкое падение инфляции PPI США в августе, рост первичных недельных заявок по безработице – все указывает на логичность снижения ставки ФРС на 0,50% в ходе заседания 17 сентября.
Общая инфляция CPI США в августе выросла на 0,2%гг по году и превысила прогноз на 0,1%мм, но это явно не тот рост, которого панически опасались члены ФРС с апреля.
Почти всегда можно найти противоположные аргументы: количество новых рабочих мест упало из-за политики иммиграции Трампа, ибо уровень безработицы пока не продемонстрировал аналогичного роста, первичные недельные заявки по безработице выросли из-за технической смены категории безработных в Техасе, а экономисты по-прежнему ждут рост инфляции от пошлин с пиковым проявлением к концу года, не говоря о том, что Трамп собирается опять повышать секторальные пошлины.
Общая ситуация
Главным ожиданием для инвесторов является заседание ФРС 17 сентября.
До начала периода тишины перед заседанием члены ФРС почти единогласно отрицали возможность снижения ставки более, чем на 0,25%, называя снижение ставки на 0,50% паническим, но с тех пор вышло два экономических отчета США в пользу более агрессивного снижения ставки ФРС на сентябрьском заседании.
Понятно, что ФРС будет продолжать занимать выжидательную позицию до проявления основного эффекта пошлин Трампа, что ожидается экономистами в октябре-ноябре этого года, но данные США за август показывают неправоту ФРС и необходимость в помощи рынку труда через большее снижение ставки, чем на 0,25%.
ФРС для принятия решения по размеру снижения ставки в сентябре оценит ещё два ключевых отчета: инфляцию CPI сегодня и розничные продажи 16 сентября.
Реакция рынков на слабые данные по рынку труда и низкую инфляцию PPI США важна, ибо она свидетельствует об изменении корреляции.
Конечно, можно сказать, что рынки ждут упорно ястребиный ФРС с небольшим снижением ставок при Пауэлле, но это лишь часть понимания.
Главный акцент на предстоящей неделе будет на пересчете количества созданных в США рабочих мест с марта 2024 года по март 2025 года 9 сентября и на отчетах по инфляции в США: PPI в среду, CPI США в четверг.
Вопреки традиции, члены ФРС не дали намеков относительно своего решения на заседании 17 сентября после публикации провального нонфарма в пятницу перед началом периода тишины.
Единственным членом ФРС, выступившим после публикации нонфарма в пятницу, стал голубь ФРС Гулсби, который заявил, что пока не принял решение о том, как будет голосовать на заседании 17 сентября, ибо до заседания выйдет ещё ряд важных отчетов.
Члены ФРС видят охлаждение рынка труда, но, с учетом скромного роста уровня безработицы, стремятся объяснить падение найма иммиграционной политикой Трампа, опасаясь роста инфляции.
Рынки полностью учитывают в цене снижение ставки ФРС в сентябре на 0,25%, при сильной ревизии нонфармов за год на понижение на фоне отсутствия роста инфляции выше прогнозов нельзя исключать снижение ставки на 0,50%, что приведёт к сильной реакции рынка, ибо снижение ставки на 0,50% в сентябре не учтено в ценах финансовых инструментах.
Первая неделя сентября была необычно спокойной, валюты и фондовые индексы торговались в узком диапазоне.
Причина: отсутствие у инвесторов ответов на ключевые вопросы.
Основным событием уходящей недели был отчет по рынку труда США за август, он вышел провальным по количеству новых рабочих мест, а очередная ревизия на понижение показала отрицательное количество новых рабочих мест, созданных в июне.
После такого нонфарма был бы логичен рост рыночных ожиданий на снижение ставки ФРС в сентябре на 0,50%, но трейдеры к закрытию недели учитывали лишь 8% шанс снижения ставки на 0,50% в сентябре, при этом снижение ставки на 0,25% полностью в цене.
Безусловно, ФРС будет учитывать риски роста инфляции и члены ФРС ранее отказывались от снижения ставки в сентябре на 0,50%, называя такой шаг паническим.
Пауэлл ранее указывал на концентрацию внимания ФРС на уровне безработице U3, который напрямую указан в мандате ФРС, т.к. падение количества рабочих мест может быть связано с иммиграцией.
Да, уровень безработицы U3 составил 4,3%, невзирая на очень низкое количество новых рабочих мест, созданных за лето.