На фондовом рынке часто можно услышать идею, что «Ростелеком» является одной из лучших идей под снижение ключевой ставки. Действительно, бизнес компании диверсифицирован, работа ведется на растущих рынках, а большая долговая нагрузка позволит резко сократить процентные расходы в будущем.

Среди публичных компаний ближайший аналог «Ростелекома» — МТС, идею по которому я расписывал 3,5 месяца назад и спустя прошедшее время только убедился в ней еще больше.
Но что с «Ростелекомом»? Посмотрим отчет за третий квартал и девять месяцев.
III квартал:
▪️Выручка: 208 млрд. (+8,2% г/г)
▪️Операционные расходы: 172,5 млрд (+6% г/г)
▪️Операционная прибыль: 36,3 млрд (+19,5% г/г)
▪️Финансовые расходы: 30,8 млрд (+40,7% г/г)
▪️OIBDA: 80,6 млрд (+10,7% г/г)
▪️Чистая прибыль: 5,62 млрд (годом ранее — убыток в 6,7 млрд)
На убыток годичной давности смотреть не нужно. В телеком-компаниях он постоянно подтвержден ряду бумажных факторов.
9 месяцев:
▪️Выручка: 602,3 млрд (+10,3% г/г)
▪️Операционные расходы: 495,7 млрд (+9,4% г/г)
Британский Reuters сообщает, что в декабре нефтегазовые доходы федерального бюджета могут составить 410 млрд рублей. Это самый низкий уровень с августа 2020 года, когда было 405 млрд рублей. Причины очевидны: падение стоимости Urals и крепкий рубль.

Западные издания вроде Reuters, Bloomberg или WSJ публикуют про Россию много фейковой информации. Но, когда речь идет о финансово-экономической теме, то здесь чаще всего данные оказываются верными. Более того, они постоянно дают инсайды, ссылаясь на свои «источники» в различных министерствах и ведомствах. Так информацию о грядущем повышении НДС первыми сообщили именно западные СМИ.
Но сейчас я бы хотел обратить внимание на следующий момент. А именно — на целесообразность дальнейшего функционирования механизма бюджетного правила. В декабре для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин продает валюту и золото на 5,6 млрд. рублей в день. Вкупе с продажами ЦБ получается 14,55 млрд в день или же под 400 млрд в месяц (выходные не считаем).
АФК «Система» является одной из самых нелюбимых компаний российского фондового рынка. Причина понятна. Входящих денежных потоков не хватает на обслуживание огромного долга, который постоянно увеличивается. Только за три квартала (с 31.12.2024 по 30.09.2025) чистый долг корпоративного центра вырос ещё на 15% — с 391 до 449 млрд рублей. На проценты за три квартала ушло 62,6 млрд рублей — огромная сумма.

Большинство активов также перекредитовано и выкачивать с них еще больше дивидендов уже нельзя.
Однако именно в таких историях происходит кратная переоценка акций в том случае, если появились факторы, которые приводят к развороту показателей. Главное — заметить их до того, как об этом узнает весь рынок.
Теоретически в АФК «Системе» такое может случиться. Два главных фактора — постепенное снижение ключевой ставки и начала выплат дивидендов «Озоном», где «Системе» принадлежит треть. Есть ещё один косвенный фактор — возможное ослабление рубля в 2026 году, что должно позволить «Сегеже» выйти операционно хотя бы в минимальный плюс.
Оптовая цена на топливо снизилась на днях до июльских минимумов. Теперь она находится на следующем уровне:

Напомню, что в топливе 1 тонна не равно 1000 литров, но об этом позже.
Анализируя оптовую цену на бирже, мы можем примерно представлять, как идут дела в розничном бизнесе «Евротранса» (АЗС «Трасса»). Поэтому сравним биржевую цену и стоимость для клиентов на АЗС. Разница и валовая маржинальность получается следующая:
АИ-92: 43,58 руб. => 60,68 руб. (39,2%)
АИ-95: 52,06 руб. => 66,98 руб. (28,6%)
ДТ: 49,96 руб. => 72,48 руб. (45%)
По 92-му маржинальность превысила рекордное значение начала мая, по 95-му и дизелю находится вблизи этих отметок.
Подобное, безусловно, является плюсом для компании и её акционеров. С конца сентября и до начала ноября маржинальность работы независимых АЗС уходила в минус. Соответственно, был риск того, что у «Евротранса» может случиться то же самое. Однако компания традиционно делает большие запасы в «низкий» сезон, которые потом разливает на свои АЗС, а также продает оптом после роста цен. В этом году такая стратегия в очередной раз подтвердила свою надежность. На АЗС поступал купленный еще за дешево бензин, что позволило компании пережить тяжелый для рынка период. Сейчас же вновь все хорошо.
Вчера логистическая компания «Монополия» ушла в технический дефолт: не смогли погасить второй выпуск облигаций всего лишь на 260 млн рублей. Сумма не особо большая, особенно если учитывать тот факт, что в январе предстоит погашение третьего выпуска на 3 млрд.

«Монополия» сообщает, что постарается исполнить свои обязательства в ближайшее время:
Компания не отказывается от своих обязательств и рассчитывает погасить номинальную стоимость в ближайшее время — о точных датах сообщим дополнительно
Что же. У них есть 10 рабочих дней — посмотрим.
Сейчас же я напомню то, что писал три месяца назад. Заголовок статьи звучал следующим образом: Не гонитесь за доходностью. «Монополия» погрузилась в кризис:
https://dzen.ru/a/aLK741L7_WsW0PeA
В материале я подробно разбирал финансовое положение компании и её операционные результаты. Вспоминаю это как раз для того, чтобы сказать: "А я ведь говорил". Потому что в инвестициях после определенных событий важен взгляд назад для анализа того, какой тогда казалась ситуация и что случилось сейчас. Это необходимо для неповторения ошибок в случае их допущения.
В ноябре портфель вырос впервые с августа. В сентябре была просадка на 4%, в октябре — боковик с символическими 0,7%. Зато ноябрь дал +2,48%. Расчеты я делал 1 декабря. За прошедшие несколько дней позиции в портфеле также подросли, поэтому декабрь пока тоже начался хорошо.

За 11 месяцев портфель прибавил 42,48%. Органический рост (без пополнений) составил 38,3%. Ставил цель выйти по итогам года на 40+% органического роста. Вероятность достижения цели повысилась. Возможно, учитывая рост котировок за последние дни, значение уже вышло на ±40%. Но окончательные итоги подведу в начале января.
Перейдем к актуальному на 1 декабря портфелю (округление до десятых).
Кэш: 1,6%. В ноябре полностью закрыл маржу. После продажи «Ленты» и покупки других позиций осталось немного кэша, который находится в LQDT.
Акции (58,6%)
1. Яндекс: 10,1%
2. Озон: 8,2%
3. ВТБ: 7,6%
4. Т-Технологии: 5,6%
5. МТС: 5%
6. Россети Волга: 4,7%
7. Евротранс: 4,6%
8. МТС-Банк: 3,4%
9. Цифровые привычки: 2,7%
На днях на сайте ЦБ были опубликованы отчетности по РПБУ российских финансовых организаций. Меня, разумеется, интересует в первую очередь МТС-Банк, чьи цифры по РПБУ плюс-минус совпадают с МСФО, если не учитывать валютную переоценку.

Поэтому давайте вначале вспомним результаты по МСФО за третий квартал:
Для понимания: за все первое полугодие было заработано 3,47 млрд рублей, а только за третий квартал — 6 млрд. Трансформация модели бизнеса из POS-кредитования в транзакционный проходит более чем успешно. Я бы даже сказал, что быстрее ожиданий. Пока нельзя однозначно сказать, продолжит ли МТС-Банк зарабатывать по 6 млрд минимум за квартал, но то, что доходы будут высокими относительно капитализации, — факт.
Компания Whoosh, занимающаяся краткосрочной арендой электросамокатов, была главным первопроходцем на этом рынке. Во многом именно она сформировала привычку у жителей крупных городов перемещаться по улицам на самокатах. Во многих случаях это действительно удобно. Особенно в час пик когда такси стоит дорого, а метро и наземный общественный транспорт переполнены.

Но, в отличие от «Юрента» (МТС) и «Яндекса», ВУШ не имеет за собой крупную материнскую компанию, которая могла бы поддержать в сложный период. А такой наступил во второй половине 2024 года. Чтобы выдерживать конкуренцию, ВУШу приходилось ускоренно наращивать флот и привлекать новые займы. Но одно дело кредитоваться и размещать облигации под 10-12%, другое — под нынешние и прошлогодние ставки. По итогам 9 месяцев 2025 года чистые финансовые расходы составили 1,9 млрд рублей, что на 73,4% выше, чем годом ранее.
Переоценил ВУШ и емкость российского рынка. Компания постоянно заявляла о потенциале в городах с населением больше 100 тыс. человек. По факту основная часть поездок и выручка все равно формируется в 10-12 крупных городах. Расставлять самокаты в условном Томске (где я был) особого смысла не вижу. В результате нарастили флот до 245 тыс. единиц, но ожидаемой отдачи не последовало.
Сегодня крупнейший застройщик России группа «Самолет» представил операционные результаты за октябрь. Примечательно, что обычно компания не отчитывается по итогам каждого месяца. Операционку мы видим раз в квартал, а финансовые результаты и того реже — раз в полгода.
Однако октябрь получился настолько сильным для текущего рынка, что «Самолет» решил сообщить об этом в обязательном порядке. В принципе, правильно: если есть успехи — о них должны знать. Впрочем, хотелось бы последовательности: либо переход на ежемесячные операционные отчетности, либо оставляем квартальные. Потому что когда ситуация тяжелая — нам об этом сообщат в последний момент.
Необходимо отметить, что в октябре рынок недвижимости в целом почувствовал себя неплохо. Так было выдано 105 тыс. ипотечных кредитов, что на 10% выше, чем в октябре прошлого года. Причем выросла как льготная, так и рыночная ипотека. Для понимания: за первое полугодие спад составил 55% (г/г).
Помимо этого, продолжается тенденция на укрупнение рынка.
До конца года IT-компания FabricaOne.AI намерена провести IPO на Московской бирже. Предприятие является «дочкой» инвестиционно-технологического холдинга «Софтлайн» и специализируется на разработке корпоративных IT-продуктов и решений на основе искусственного интеллекта.

Понимаю, что ИИ звучит сейчас модно и все подряд хотят назвать себя ИИ-компанией, но FabricaOne, действительно, работает непосредственно в этом сегменте. Понятно, что не на своих моделях, но это и невозможно.
Нам, как инвесторам, важна не столько технологическая составляющая, сколько инвестиционная привлекательность и возможность заработать. Причем с дочерними компаниями различных холдингов появляется сразу два варианта: либо непосредственно на «дочке», либо на корпоративном центре. Но об этом ниже.
Посмотрим на финансовые показатели FabricaOne. Компания как раз недавно представила отчет за девять месяцев: