Блог им. KDvinsky
Во вторник 29 октября «Яндекс» представил отчетность по МСФО за III квартал и 9 месяцев 2024 года. Показатели вышли сильными. Уверенный рост по всем направлениям продолжается, а маржинальность бизнеса увеличивается. Для начала посмотрим общие цифры.
III квартал:
Выручка: 276,8 млрд (+36%)
▪️ Скорр. EBITDA: 54,7 млрд (+66%)
▪️ Рентабельность скорр. EBITDA: 19,8% (годом ранее – 16,1%)
▪️ Скорр. чистая прибыль: 25,1 млрд (+118%)
9 месяцев:
▪️ Выручка: 754,4 млрд (+37%)
▪️ Скорр. EBITDA: 139,9 млрд (+71%)
▪️ Рентабельность скорр. EBITDA: 18,5% (годом ранее – 14,9%)
▪️ Скорр. чистая прибыль: 69,6 млрд (+98%)
Компания сохраняет годовой прогноз по росту выручки на 38-40%, а также цель по EBITDA в 170-175 млрд рублей. Впрочем, на мой взгляд, прогноз по EBITDA является слишком консервативным и «Яндекс» вполне может выйти на 190 млрд., если рентабельность продолжит улучшаться.
Необходимо отметить продолжение роста количества персонала. Теперь в компании работает 28 тыс. сотрудников, что на 15% больше, чем годом ранее.
Переходим к сегментам.
Поиск и портал
III квартал:
▪️ Выручка: 113,9 млрд (+26%)
▪️ Скорр. EBITDA: 58,4 млрд (+24%)
▪️ Рентабельность EBITDA: 51,3% (год назад – 51,9%)
9 месяцев:
▪️ Выручка: 310,9 млрд (+31%)
▪️ Скорр. EBITDA: 155 млрд (+26%)
▪️ Рентабельность EBITDA: 49,9% (год назад – 51,9%)
Несмотря на зрелось сегмента здесь мы до сих пор наблюдаем высокие темпы роста. Причем все это происходит на высокой базе. Поскольку сегмент уже давно является прибыльным, здесь, в отличие от других, имеется прямая корреляция: больше выручки – больше прибыли. Да, есть некоторое замедление темпов роста, но это абсолютно нормально. Но еще несколько лет «Поиск и портал» в состоянии расти двузначными темпами.
Причем рост является интенсивным и связан с улучшением работы сервисов. Так, доля «Яндекса» в общем количестве поисковых запросов достигла 65,5%, что является рекордом за все время. Яндекс.Браузер и вовсе впервые обошел Google Chrome. Все это напрямую конвертируется в рост рекламной выручки. Например, доля рекламных доходов только в Поиске составляет 39%. Сейчас «Яндекс» активно развивает новые рекламные направления. Например, 67% составил рост рекламной выручки через мобильные приложения.
Электронная коммерция, райдтех и доставка
«Яндекс» впервые отдельно раскрыл EBITDA каждого из трех составляющих данного сегмента. Поэтому цифры рассмотрим конкретно по ним.
Райдтех (III квартал/9 месяцев)
▪️ GMV: 380,6 млрд (+27%) / 1,052 трлн (+35%)
▪️ Выручка: 59,4 млрд (+32%) / 161,2 млрд (+39%)
▪️ Скорр. EBITDA: 20,2 млрд (+46%) / 58 млрд (+72%)
▪️ Рент. EBITDA (от GMV): 5,3% (+0,7 п.п) / 5,5% (+1,2 п.п)
Подсегмент Райдтех благодаря Яндекс.Такси является прибыльным с конца 2018 года. Рост стоимости на услуги такси приводит к росту выручки. Но увеличивается также и пользовательская база (49,6 млн MAU, + 15%). В «Райдтехе» также как и в сегменте «Поиск и портал» рост выручки напрямую коррелирует с ростом EBITDA, рентабельность которой вышла на устойчивые >5% от GMV. Темпы роста хоть и замедляются, но подобное происходит на фоне начинающейся высокой базы.
Электронная коммерция (III квартал/9 месяцев)
▪️ GMV: 235,8 млрд (+51%) / 654,3 млрд (+49%)
▪️ Выручка: 77,4 млрд (+45%) / 213,4 млрд (+39%)
▪️ Скорр. EBITDA: -14,7 млрд (+8%) / -38,7 млрд (+19%)
▪️ Рент. EBITDA (от GMV): -6,2% (+4 п.п.) / -5,9% (+4,9 п.п.)
С одной стороны, электронная коммерция, которая представлена не только Яндекс.Маркетом, но и Едой, Лавкой и Деливери, генерирует значительный убыток по EBITDA. С другой стороны, мы видим существенное улучшение рентабельности на 4-5 п.п. Подобное связано с тем, что Яндекс сосредоточился на развитии сервисов электронной коммерции в крупных городах, где высокая плотность населения и можно сэкономить на эффекте масштаба. Маркет по темпам роста уже проиграл Озону и Вайлдберриз. В компании это понимают и приняли решение конкурировать с двумя лидерами рынка на тех территориях, где есть экосистемное преимущество. Например, частота заказов на одного активного покупателя в Маркете выросла на 39%, а количество пользователей сервисов Лавка и Еда/Деливери выросло на 40% и 26% соответственно.
Пока сложно сказать, когда сегмент выйдет в прибыль. Но вряд ли в 2025 году. Если брать пример «Озона», то у него получилось показать положительную EBITDA при годовом GMV в 1,75 трлн рублей. «Яндексу» до этого еще очень далеко. Но в связи с вышеуказанным фактором хотя бы выйти в ноль компания, скорее всего, сможет и при меньшем показателе GMV. К тому же, здесь имеет место синергия с рентабельным рекламным сегментом. Доля рекламной выручки здесь уже составляет 5,8% от GMV, что лучше, чем у «Озона», а ее объем вырос в 2,5 раза за прошедший год.
Доставка и другие О2О сервисы (III квартал / 9 месяцев)
▪️ GMV: 78,2 млрд (+60%) / 206 млрд (+63%)
▪️ Выручка: 18,7 млрд (+37%) / 52,9 млрд (+49%)
▪️ Скорр. EBITDA: -1,4 млрд (+39%) / -3,4 млрд (+56%)
▪️ Рент. EBITDA: -1,8% (+3 п.п) / -1,7% (+4,5 п.п.)
Данный подсегмент также генерирует отрицательную EBITDA, однако уже близок к точке безубыточности. За год серьезно улучшилась рентабельность и, вероятно, в 2025 году она выйдет в положительную зону. Доставка развивается по модели Такси, которая доказала свою эффективность. Но здесь подсегмент столько же EBITDA генерировать не будет. Однако в контексте развития всей экосистемы он, безусловно, является важным. Так, количество пользователей Доставки за год выросло на 33%.
Плюс и развлекательные сервисы (III квартал / 9 месяцев)
▪️ Выручка: 23,7 млрд (+36%) / 66,3 млрд (+43%)
▪️ Скорр. EBITDA: 1,5 млрд (+45%) / 1,3 млрд (-51%)
▪️ Рент. EBITDA: 6,4% (+0,4 п.п.) / 1,9% (-3,8%)
Данный сегмент важен не столько с точки зрения финансовых показателей, сколько в качестве рекрутирования новых участников экосистемы «Яндекса». На конец третьего квартала число подписчиков Плюса составило уже 36,6 млн человек, что на 63% больше, чем годом ранее! Чтобы удержать действующих и привлечь новых подписчиков, «Яндекс» активно инвестирует в развлекательные проекты, начиная от Кинопоиска, заканчивая Музыкой. Отсюда и такие скачки по показателю EBITDA. Но главное – подписчики Плюса используют другие сервисы, внося вклад в рост их финансовых показателей. Например, более 70% в GMV электронной коммерции приходится именно на подписчиков.
Сегмент объявлений я пропущу. Традиционно в нем нет ничего интересного. А вот следующий рассмотреть имеет смысл.
Прочие бизнес-юниты и инициативы (III квартал / 9 месяцев)
▪️ Выручка: 29 млрд (+65%) / 73,7 млрд (+64%)
▪️ Скорр. EBITDA: -10,8 млрд (+4%) / -34,2 млрд (-46%)
▪️ Рент. EBITDA: -37,3% (+26,9 п.п.) / -46,3% (+5,6 п.п.)
В данный сегмент «Яндекс» сгружает все перспективные, но в основном убыточные направления вроде облачных сервисов, финтеха, Алисы, беспилотников и т.д. В общем, те бизнесы, которые сейчас требуют больших инвестиций, но могут выстрелить в будущем.
Сразу бросается в глаза резкое улучшение показателя рентабельности EBITDA – в третьем квартале чуть ли не вдвое – а также очень высокие темпы роста выручки. Особой конкретики по направлениям «Яндекс» здесь не дает. Однако видно, что компания взяла курс на оптимизацию бизнес-процессов. К тому же, по мере развития бизнесов улучшается их экономика и частично начинают зарабатывать они уже сами.
----
Необходимо отметить рост долговой нагрузки. На 30 сентября она составила 194 млрд рублей, увеличившись за квартал на 49 млрд и на 85 млрд за год. Учитывая рост кэша, чистый долг составляет 62,6 млрд, а ND/EBITDA – 0,36х, что выглядит абсолютно безопасно. Да и на процентные расходы «Яндекс» направляет немного – 7,9 млрд в третьем квартале и 23,8 млрд за прошедшие девять месяцев. Тем не менее, рост долговой нагрузки несколько удивляет, так как компания располагает достаточным денежным потоком, чтобы не прибегать к этому инструменту. Особенно по текущим ставкам.
В целом, отчетность «Яндекса» за III квартал подтвердила, что компания развивается уверенно и продолжает расти двузначными темпами. Несмотря на замедление роста некоторых сегментов рентабельность бизнеса улучшается. А дивиденды, которые по второму полугодию могут составить уже 100 рублей на акцию, являются приятным бонусом для акционеров.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией