Российский рынок авиаперевозок постепенно восстанавливается – налаживаются контакты с дружественными странами, расширяется число и частота международных и внутренних рейсов, улучшается качество внутреннего авиасообщения. Стоит ли инвесторам обратить внимание на российские авиакомпании?
Развитие рынка во многом будет зависеть от работоспособности воздушного флота России. Сейчас авиакомпании разбирают часть судов на запчасти, чтобы поддерживать состояние других лайнеров. При этом у авиакомпаний мало российских самолетов, то есть отказаться целиком от эксплуатации Boeing и Airbus пока не представляется возможным.
Усиленное производство отечественных самолетов запущено, но целиком заменить зарубежные суда на российские получится только через десятилетие (при условии, что по всем программам будет успех). При этом вопрос с зарубежными поставщиками и лизингодателями остается открытым – даже если с «той стороны» компании также заинтересованы в сотрудничестве с российскими авиаперевозчиками, любая сделка станет нарушением санкций.
Что касается крупнейшей отечественной авиакомпании, то «Аэрофлот» вернулся к ежемесячной публикации статистики, исходя из которой можно делать общие выводы и по всей отрасли. Последние операционные данные «Аэрофлота» за февраль подтверждают тот факт, что в отрасли есть позитивные тенденции. Так, авиакомпаниям группы было перевезено 3 млн человек, что на 6,3% (г/г) выше, при этом показатель на внутренних линиях повысился на 12,1% (г/г) до 2,3 млн. Процент занятости пассажирских кресел по группе увеличился на 12,4 п.п. и составил 87,4%.
Показатели авиакомпаний России по итогам 2022 года оказались сильными во многом благодаря масштабной поддержке государства. И в текущем году власти продолжают оказывать им помощь – правительство выделило 25,3 млрд руб. на перевозки внутри страны авиакомпаниям, которые должны будут сохранять пассажирооборот на внутренних линиях на уровне не менее чем 90% от показателя за аналогичный период 2022 года. В то же время авиаперевозчики продолжат выполнять рейсы по более чем 300 субсидируемым региональным маршрутам.
Наталия Пырьева, аналитик ФГ «Финам»