Блог им. InvestHero
В этом году с сентября снижаются в два раза выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу, из-за чего они постепенно перекладывают эти расходы на потребителей. В результате цены на топливо вырастут. Подробнее об этом поговорим в статье.
Обычно потребительские цены на бензин растут темпами ниже инфляции.
Потребительские цены на топливо (бензин, дизельное топливо) на внутреннем рынке России обычно растут темпами ниже инфляции. Например, в 2021-2022 гг. инфляция составляла 8,4% и 11,9% соответственно. При этом цены на бензин выросли на 7% и 5% соответственно (с 45 руб./л в 2020 г. до 48 руб./л в 2021 г. и 51 руб./л в 2022 г.), а на дизель – на 5% и 10% соответственно (с 48 руб./л в 2020 г. до 50 руб./л в 2021 г. и 55 руб./л в 2022 г.).
С сентября этого года выплаты по демпферу, которые сдерживают внутренние цены на топливо, снизили в два раза.
При продаже топлива (бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке нефтяники получают выплаты из бюджета, которые компенсируют разницу между экспортными ценами и ценами на внутреннем рынке. Этот механизм демпфера должен сдерживать рост цен на топливо в России. В апреле 2023 года Минфин предложил с сентября в два раза снизить такие выплаты, а в июле был принят соответствующий закон.
С июля рост цен на топливо на внутреннем рынке ускорился.
Нефтяники, вероятно, перекладывают рост расходов на потребителя, повышая внутренние цены на топливо. Также из-за снижения демпфера предположительно вырос экспорт, в том числе «серый» (когда компании покупают топливо по низким ценам на внутреннем рынке и продают по более высоким на экспорт). Поэтому в июле-августе 2023 г. рост цен на топливо на внутреннем рынке ускорился.
В 2023 году инфляция в России замедлилась до 5,7% г/г в 1-м полугодии и до 4,7% в июле-августе. При этом цены на бензин и дизель за этот период выросли на 1% г/г (с 50,8 руб./л в 1П 2022 г. до 51,2 руб./л в 1П 2023 г.) и 7% г/г соответственно (с 54,6 руб./л в 1П 2022 г. до 58,4 руб./л в 1П 2023 г.). А в июле-августе рост цен ускорился: цены на бензин выросли на 6-8% г/г соответственно (с 50,5-50,7 руб./л в июле-августе 2022 г. до 53,4-54,7 руб./л в июле-августе 2023 г.), на дизельное топливо – на 8-12% г/г соответственно (с 54,5-54,7 руб./л в июле-августе 2022 г. до 58,8-61,2 руб./л в июле-августе 2023 г.). Мы ждём, что до конца года рост цен на нефть продолжится, и, соответственно, цены на топливо на внутреннем рынке будут расти темпами выше инфляции, так как нефтегазовым компаниям надо постепенно компенсировать эффект от снижения демпфера (ожидаем, что на это может уйти 1-2 года).
Вывод
Начиная с июля, из-за ожидаемого снижения топливного демпфера в два раза с сентября 2023 года цены на бензин и дизельное топливо ускорились: в августе цены на бензин выросли на 8% г/г, на дизель – на 12% г/г. Темпы превысили инфляцию (в августе инфляция составила 5% г/г), хотя раньше цены на топливо росли в пределах инфляции. Мы ждем продолжения роста цен на нефть до конца года, а внутренние цены на топливо по темпам будут превышать инфляцию, так как нефтяники будут компенсировать эффект от снижения демпфера. Этот процесс займет пару лет.
Наталья Шангина, Senior Analyst
А всё началось с отмашки делай что хочешь и как хочешь, потом разберёмся. Разобрались. Ага. До полной венесуэлизации.