Блог им. InveStory

UBER - поездка в сомнительном направлении

Сегодня у нас на очереди наверное самая обсуждаемая компания из сектора гиг-экономики - Uber Technologies (тикер: UBER). В прошлом году пандемия практически прикрыла большую часть бизнеса, а падение выручки и рост долгов надолго стали основными пунктами финансовых отчётов. Впрочем в последнее время дела Uber пошли на поправку и акции обновили свои пики. В свете чего, взяв в руки отчёт за первый квартал, я набрался смелости вновь взглянуть на бизнес главного такси агрегатора планеты. Что из этого вышло, скоро узнаете.

Пандемия сильно потрепала бизнес. Догнать допандемийные уровни выручки удалось только в первом квартале 2021. Рост составил 8% г-к-г, и 10% с прошлого квартала. Объем заказов также впервые преодолел предыдущие рекорды, 24% г-к-г.

Важно отметить, что восстановление бизнеса произошло на основе мощнейшего роста сегмента доставки еды, а не такси. Всего за год выручка этого сегмента взлетела на 230%, а общий объем заказов вырос на 166%! За последний квартал уже 60% всей выручки пришлось только на еду. Это вдвое больше сегмента такси с его 30%. По факту Uber переквалифицировался в доставщика еды и стал куда больше похож на Deliveroo или DoorDash, чем на такси агрегаторов, вроде Lyft.

UBER - поездка в сомнительном направлении
Успехов же в остальных сегментах всего ничего. Подразделение по разработке уберовских беспилотников признали малоперспективным и продали, также как и в Lyft. Сегмент грузоперевозок (Freight) растёт, но пока слишком маленький, чтобы влиять на ситуацию. Сегмент пассажирских перевозок (Mobility) в застое. Выручка отстаёт от допандемийных уровней на 41% и даже упала на 1% за квартал. Особенно настораживает, что это проблема не наблюдается у его основных конкурентов. К примеру, Lyft, главный конкурент Uber в США, показывает меньшее отставание от своих допандемийных уровней и заодно растёт между кварталами. С Яндекс.Такси и вовсе сравнивать не стоит, там пандемию толком и не заметили.

Не смотря на это Uber постепенно приближается к прибыльности. Скорректированная EBITDA все ещё в жутких минусах, особенно учитывая расходы в $600 млн на судебные разбирательства в Британии, но ситуация становится лучше с каждым кварталом. Чистый убыток упал всего до $108 млн с $2.9 млрд. Хотя львиная доля успеха — продажа бизнеса по беспилотникам на 1.6 млрд, это все равно существенный прогресс.

UBER - поездка в сомнительном направлении


Какие есть доводы в пользу удержания в портфеле Uber?

— Восстановление сегмента Mobility. Будет реалистично ожидать, что спрос на поездки будет восстанавливаться по мере того, как все больше людей получают вакцины. Такси пока единственно относительно прибыльный сегмент, так что с резким увеличением количества поездок есть неплохие шансы наконец увидеть хотя бы небольшую прибыль, что взбодрит котировки.

— Продолжение быстрого развития Uber Eat. В отличие от сильно развитого сегмента такси, у доставки ещё есть куда расти. Сервис пока представлен только в 20 странах, причём в основном в крупных городах. Да и в США доля рынка Uber Eat пока только 35%.

 

В долгосрочной же перспективе в игру вступают многочисленные риски:

— Высокая конкуренция. DoorDash и прочие конкуренты не менее амбициозны и не собираются сдаваться. Проблема в основном в том, что реального конкурентного преимущества у Uber нет, так что единственный способ борьбы — ценовые войны, чем все и заняты. К примеру Grubhub в 2018 зарабатывал крошечную маржу, но с приходом все новых конкурентов она сошла на нет. Ровно поэтому ни у кого из причастных нет прибыли. Учитывая, что закрываться никто не планирует, высокую маржинальность ожидать не стоит.

— Требования полноценного трудоустройства. Это значит: строгое соблюдение правил безопасности и гигиены труда, оплата сверхурочных, выплату пособий работникам и прочие расходы. Юнит-экономика Uber и без того дышит на ладан. В ноябре 2020 Uber смог отбиться от требований в США, но уже в феврале 2021 года в Великобритании это уже не вышло, что вылилось в расходы на $600 млн.

— Высокая долговая нагрузка. На сегодня компания уже накопила долгов на $7.2 млрд при оставшемся денежном балансе в $4.8 млрд. А ведь компания выжигает по $3-4 млрд в год. Долги при этом быстро разбухают, что хорошо видно на падении оборотного капитала. Всего за пару лет он просел с 10 млрд, всего до 1 млрд. Оставшихся денег хватит ещё на несколько кварталов, но перспективу очередного размытия капитала списывать не стоит.

 

Оправдывает ли Uber свою цену? 

Оценка Uber, как и всегда с убыточными “стартапами”, вопрос глубоко субъективный и зависит от вашего мнения о нескольких ключевых вопросах:

1)Сможет ли Uber выйти в прибыль в ближайшие годы? И заодно в какую?
2)Продолжится ли бурный рост или затухание уже за поворотом?
3)Выиграет ли компания от беспилотных автомобилей? 

Аналитики, например, единодушно верят в будущее компании. Верят, что выручка будет расти на 40% годовых ближайшие пару лет, а к 2030 и вовсе вырастет пятикратно. Заодно предвещают, что прибыль появится уже в ближайшие кварталы. Поэтому их средняя оценка на сегодня $69.7 (+ 34.7%).

UBER - поездка в сомнительном направлении


Мы же считаем, что Uber, как и весь сегмент агрегаторов такси и доставки, выглядит привлекательно только в краткосрочной, спекулятивной перспективе. В долгосрочной перспективе количество “если” начинает требовать значительной маржи безопасности. Но при $97 млрд капитализации, EV/Sales в 9.2х и P/S в 8.8, что не дешевле конкурентов и значительно выше исторических уровней, этого не наблюдается.

Уж слишком неопределённости вокруг долгосрочной рентабельности компании. Так что почему бы на долгосрок не зайти потом, когда прибыльное будущее уже будет ближе к реальности? Конечно это будет дороже. Но. Есть и хорошая вероятность, что это замечательное будущее не наступит никогда. В общем — покупать не стали, но в список “посмотреть через пару кварталов” добавили.

А что вы думаете о перспективах Uber и ему подобных?

Понравился наш материал? Тогда подписывайтесь на наш Telegram, чтобы получать нашу самую оперативную аналитику

  • обсудить на форуме:
  • Uber
3 комментария
А у Теслы много прибыльных кварталов? Может не в прибыли дело…
avatar
BorisN, К сожалению дело всегда в прибыли или хотя бы в её перспективах. Инвесторы ведь кладут деньги в компанию не просто так, а в надежде, что в конце концов их станет больше. В случае же с Uber деньги прожигают уже больше десятка лет, так что для долгосрочного инвестирования очень важно понимать, что компания вскоре начнёт отбивать свои затраты. Если же этого не случится, то тогда это не инвестиции, а изощрённая благотворительность.  
avatar
В 21-м веке мы оцениваем компанию не по тому, насколько выросла её прибыль, а по тому, насколько упали убытки! Представляете себе какой лакомый кусочек на бирже, всего-то 100 млн убытков, а могло бы было быть 2 миллиарда, молодцы, могут!

теги блога InveStory

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн