Московская биржа и Ассоциация независимых директоров (АНД) представили итоги исследования «Рынок
IPO. Новые
эмитенты», посвященного ключевым изменениям на рынке первичных размещений. Презентация результатов состоялась 6 августа 2024 года.
Комплексные изменения на фондовом рынке повысили интерес к IPO со стороны новых
эмитентов и частных инвесторов. Целый пласт молодых компаний получил доступ на рынок, тогда как прежде IPO было закономерным шагом для крупных компаний, лидеров своих секторов. Сейчас публичное размещение как инструмент рассматривают быстрорастущие компании, чьи мотивы выхода на биржу могут отличаться.
- Сегодняшний рынок — более гибкий и открытый, чем прежде: смягчился общий регуляторный и рыночный контроль, на рынок получили доступ молодые эмитенты с незрелым КУ – появился феномен «IPO на вырост». Есть риски для устойчивости модели, связанные с недобросовестными действиями участников рынка и преждевременным выходом на IPO неготовых компаний. Текущее состояние участники рынка видят как переходное.
- Изменилась структура мотивов IPO – больший вес приобрели HR-мотивы, акции как валюта M&A, рост узнаваемости бренда и повышение репутации, стимулирование менеджмента к переменам и совершенствование управления.
- Ключевые узкие места в подготовке – вывод на IPO недавно созданных холдингов, создание СД непосредственно перед сделкой, формальный подбор НД (выбор «серийных» директоров, практика набора НД среди «друзей» и др.).
- Потеря предпринимательского духа и рост бюрократии – одни из стоп-факторов выхода на IPO. Правильно сформированное КУ и Совет с достаточной совокупной компетенцией уменьшает бюрократизацию, а декларация о рисках позволяет сохранять предпринимательский аппетит к риску.
- Жизнь в статусе ПАО меняет культуру компании – убеждения, ценности, привычки. Наиболее сложны — пересмотр представлений собственника – смена парадигмы «свое» на «наше», повышение публичности, необходимость более тщательно аргументировать и согласовывать решения.
- Бум IPO и уход с рынка иностранных специалистов усилили дефицит кадров, которые способны провести IPO и работать с публичным рынком капитала. Это составляет острую проблему для небольших компаний, которые конкурируют за кадры с крупными ПАО. Растет значение современных практико-ориентированных программ подготовки кадров.
- В период подготовки к IPO на менеджмент ложится двойная нагрузка, которая сохраняется после сделки. Целесообразно продумывать мотивацию команды заранее — лучше, если к моменту IPO, уже принята программа.
- Доминирование частных инвесторов заставляет осваивать новые правила игры. У них иные восприятие эмитентов, стимулы к принятию решений, каналы получения информации. Меняется содержание IR-функции: IR + PR + Marketing.
- С25 IR-функции на новом рынке выполняют все сотрудники, которые общаются с внешними аудиториями. Целесообразно погружение в тематику публичности более широкого круга сотрудников.
and.storage.yandexcloud.net/IPOResearch.pdf
www.moex.com/n71738?nt=0