В прошлом посте посвященном тематике сверхдоходов, я рассказывал про нарративы, и про то, как они создают сверхприбыль. Сегодня хочу поговорить про другой концепт – торговлю против рыночного консенсуса.
Многие, кто сделал себе имя и состояние в 2008 (к слову, Далио в их числе), играли против мнения большинства, которое ставило на продолжение роста рынка. В теории это выглядит так, у нас есть гипотетическое событие, вероятность которого, например, рынок оценивает в 2%. Но фактически, рынок недооценивает это событие, и реальная вероятность его наступления, например 10% или даже 20%.
В итоге некоторые активы неправильно оценены, т.к. рынок закладывает в их стоимость 2%-ую вероятность этого события, а те, кто смотрит против этого консенсуса, получают отличную возможность для сверхприбыли. Чтобы не быть голословным, решил показать этот концепт на конкретном примере:
Tesla стоит более $600млрд, Airbnb около $100млрд, причем вторая даже не прибыльная. Почему рынок готов давать этим компаниям такие оценки? Ведь если считать их справедливую стоимость, то ни одна модель и ни одни прогнозы не смогут их оправдать.
На мой взгляд, причины тут две, которые между собой пересекаются.
Первая причина, это, конечно же, валютные риски. Если вы хотите сохранить покупательскую способность своего капитала на десятилетия вперед, то в каких компаниях вы можете это сделать? Apple, Google? Но история учит нас тому, что лидеры всегда меняются, и если посмотреть на те компании, которые доминировали на рынке 10, 20, 30 лет назад, то там, за редким исключением, нет повторяющихся имен. Сохранить свой капитал можно в тех компаниях, которые станут лидерами именно завтра, что позволит пронести (а, возможно, и неплохо приумножить) вашу ценность через время. Поэтому люди покупают акции потенциальных завтрашних лидеров.
Вторая причина, это то, что любая история роста на сегодняшний день – большой дефицит. На графике ниже видна доля компаний в мире, чьи темпы роста выручки превышают 8% в год. Видно, как последние годы доля таких компаний сильно сокращается, что отражает низкие темпы роста всей экономики. А раз рост становится дефицитным, то и цена его становится выше.
В широком понимании инфляция, это обесценивание денег. Это процесс увеличения денежной массы против числа товаров и услуг. Например, денежная масса выросла на 10%, а число товаров и услуг на 2%, это значит, что спрос на них вырастит, а вслед за ним и их цена.
После кризиса 2008 года мы получили своего рода феномен, когда инфляция очень четко разделилась на финансовую и потребительскую. Ниже на графике видна доходность некоторых классов активов, и различные формы потребительской инфляции в посткризисный период. И мы видим четкое разделение. Зарплаты выросли за этот период времени на несколько десятков процентов, а вот акции и высокодоходные облигации принесли несколько сотен процентов. Разница в десятки раз!
С одной стороны стоимость жизни, стоимость товаров и услуг в это время росла такими же темпами, как и зарплаты, а значит, уровень жизни среднестатистического человека за этот период остался неизменным. С другой стороны те, кто владел финансовыми активами стали богаче в несколько раз.
Airbnb крайне перспективная компания, которая является ярким примером компании, меняющей свою индустрию, наряду с такими компаниями как Uber, Tesla и иже с ними. В этом видео я разобрал ее главные преимущества и недостатки, сравнил с главными конкурентами, а также рассмотрел цены, по которым эта компания может стать интересной для покупки.
Реальные ставки по корпоративным бондам инвестиционного рейтинга пересекли нулевую отметку.
А по гособлигациям многих развитых стран ниже нуля уже давно и номинальные ставки. В такой ситуации cash rate (дивиденды+байбэки) фондовых рынков в районе 4% выглядит супер заманчивой. И в теории она должна значительно упасть, а оценки фондовых рынков улететь в космос (ведь что-то, всегда лучше, чем ничего).
Насколько справедлива эта логика? Давайте посмотрим на Японию, первооткрывательницу в современной истории нулевых ставок. Если сравнить начало периода нулевых ставок, и текущую стоимость, то за 20 лет индекс вырос в два раза. С учетом дивидендов рост оказался еще больше. Но нельзя сказать, что акции получили какую-то сверх естественную поддержку. Ведь даже спустя тридцать лет, они так и не переписали предыдущий максимум.
Еще каких-то несколько десятилетий назад, курить было модно. Даже я в своем детстве помню брутального ковбоя Marlboro (актер этого образа, к слову, с очень печальной судьбой и годами борьбы против курения), который как магнит приковывал к себе внимание и вызывал только лишь позитивные ассоциации. А найти фильм из жанра нуара, где не было бы сигарет, как мне кажется, практически не возможно. И все тогда относились к этому как к некой безобидной забаве, ну что тут такого, попускал дымок, да и все.
Но шли годы, и проблемы связанные с сигаретами становились очевидными. Десятки болезней, снижение продолжительности и качества жизни – все это превратило сигареты из неотъемлемого атрибута брутальных мужчин и сексуальных женщин, в дурную привычку, вызывающую лишь сочувствие.
Причем же тут TikTok? Это ведь безвредные короткие видео, призванные развлечь своего зрителя. Все так. Как и в случае с сигаретами, изначально это выглядит вполне безобидно. Но давайте разберемся, в чем суть этого продукта, и почему он так популярен.
Фондовые рынки развитых стран торгуются вблизи своих максимальных значений по целому спектру различных мультипликаторов. Попросту говоря, рынки стоят дорого. Но даже сейчас мы можем найти по-настоящему недооцененные инструменты. И в этом видео мы поговорим про один из них.