Сегодня Аэрофлот (AFLT) опубликовал отчет за июнь 2025 года, который вышел ровно через 18 дней после публикации данных за первый квартал. Все осталось как в индийском кино: снаружи все танцуют и поют, а внутри драма. По итогам квартала чистая прибыль выросла почти в 25 раз (с 1,1₽ млрд год назад) и составила 26,9 млрд рублей, но если заглянуть под капот, картина уже не такая радужная. Дело в том, что прибыль в отчете – в основном появилась за счет разовых экономических эффектов, а не стала результатом устойчивой “операционки”. А значит, инвестору стоит внимательно разобраться, что на самом деле сейчас происходит внутри компании.

Посмотрим на главное. В пассажирских перевозках все относительно стабильно. За квартал пассажиров перевезли чуть больше, чем год назад – 11,6 миллиона человек (+0,8% г/г). Внутренние рейсы показали символический рост на 0,2%, а международные прибавили почти 3%. За июнь пассажиропоток еще прибавил 5,3 млн пассажиров (+1,4% г/г): из них 4,2 млн человек на внутренних линиях и 1,1 млн на международных. Здесь сыграл сезонный фактор отпусков.
На текущей неделе российский рынок будет проходить проверку на устойчивость сразу по нескольким направлениям. С одной стороны: рост добычи нефти ОПЕК+, усиление санкционной риторики и геополитическая неопределенность. С другой – внутренние факторы: продолжающийся дивидендный сезон, ожидания по снижению ключевой ставки и устойчивость рубля на фоне ухудшающегося торгового баланса. В этом клубке индекс Мосбиржи и будет искать равновесие

Основным внешним фактором, оказывающим давление, стало агрессивное решение ОПЕК+ по росту добычи: ожидалось 410 тыс. баррелей в сутки, по факту вышло 550 тысяч. Рынок отреагировал на эту новость была сдержанно, что позволяет предположить: игроки либо заложили подобный сценарий заранее, либо предпочли проигнорировать его в текущих условиях.
Нефть марки Brent удерживается в диапазоне $69 за баррель – уровень достаточно комфортный для российских экспортеров, однако из-за динамики торгов не стоит ожидать скорого возвращения к $90 и выше. Основные причины – дальнейшее ухудшение макростатистики по Китаю и США.
С 10-х чисел июня акции ПАО «НОВАТЭК» демонстрируют восходящую динамику, отыгрывая новостной фон вокруг проекта «Арктик СПГ-2». Бумаги начали отталкиваться от локальных минимумов на фоне восстановления логистики на экспорт, ранее нарушенной санкционным давлением.

Ключевой триггер – сообщение Bloomberg о том, что 28–29 июня среднесуточная добыча на «Арктик СПГ-2» выросла с 8,9 до 14 млн куб. м газа в сутки. Впервые с ноября 2023 года СПГ был закачен на газовоз Iris, который ранее находился под западными санкциями. Отсюда следует очевидный вывод: компания смогла частично адаптировать экспортную инфраструктуру под новые условия.
Ситуация на ближневосточном энергетическом рынке также сыграла на руку НОВАТЭК. После роста напряженности между Ираном и Израилем, началась переоценка рисков поставок из региона Персидского залива. Это заставило потребителей, в первую очередь из Азии, искать более стабильные (или хотя бы альтернативные) маршруты поставок. В этом контексте российский СПГ, несмотря на санкционные ограничения, вошел в поле интереса азиатских покупателей.
Мосбиржа теперь торгуется в субботу и воскресенье: теперь она у нас как «Пятерочка» – работает без выходных. В воскресенье на пике было 2825, сегодня к обеду уже 2851. Впереди открыта дорога на 2900, а если рынок поверит в себя, то и на все 3000. Правда, для этого нужны весомые причины, а не просто: “звезды так легли”.

Рынок сейчас себя ведет как подросток на каникулах: лишь бы взрослые (в нашем случае США и ЕС) его не трогали. Пока новых санкций не завезли, 18-й пакет Евросоюза висит в воздухе – бычья пастораль у трейдеров продолжается. Любая резкость, и вся эта «конструкция из надежд» может сложиться.
На макроэкономическом фронте хорошие новости. Инфляция тормозит, да так, что ЦБ, возможно, рискнет под конец июля смягчить монетарную диету. Есть смелые прогнозы, что смягчат сильно – кто-то даже про 3% говорит: приятно, но чревато неприятностями. Однако рынок только “за”: ставка ниже – деньги дешевле – индекс выше.
Кто говорил, что в России ничего не растет? Растет. Особенно если в качестве удобрения использовать фосфаты или закупиться акциями их производителя. В этом смысле PHOR похож на инвестиционного крота: лишний раз не светится, но роет стабильно и в нужную сторону.

Когда говорят «удобрения», среднестатистический инвестор морщится. Это же не крипта, не высокие технологии и не нейросети. Однако за этим скромным словом кроется один из самых устойчивых и прибыльных бизнесов в мире. «ФосАгро» повезло: мировая потребность в еде, удобрениях и тех, кто умеет управлять сложными химическими процессами, пока не снижается. И, судя по всему, впереди все только больше и дороже.
ФосАгро – это не только фосфор и калий, это еще и стабильность, как у советского радиоприемника. Пока другие компании пишут стратегии, собирают фокус-группы и рассказывают про цифровую трансформацию, PHOR делает свою работу: производит и продает 11,8 млн тонн агрохимии в год в 100+ стран, увеличивает выручку, модернизирует мощности и расширяет ассортимент.
Акции НОВАТЭКа в июне продолжают демонстрировать устойчивую положительную динамику и по-прежнему выглядят существенно сильнее рынка. На текущий момент бумаги торгуются вблизи отметки 1080 руб., прибавив более 20% с начала года. Этот рост не выглядит случайным – он базируется на сочетании геополитики, фундаментальных факторов и корпоративных перспектив.

Обострение конфликта между Израилем и Ираном вновь поставило под вопрос безопасность ключевых логистических маршрутов в регионе Персидского залива. Все чаще звучат опасения по поводу потенциальной блокады Ормузского пролива – стратегической точки, через которую проходит до 20% мирового объема нефти и значительная доля СПГ, экспортируемого из Катара, ОАЭ и Ирана.
Для энергетического рынка это означает прямую угрозу сбоям поставок и, как следствие, скачок цен на углеводороды. На этом фоне российский СПГ, особенно не подпадающий под прямые санкции ЕС, оказывается в выигрыше, а НОВАТЭК, как крупнейший частный экспортер с растущей долей на рынке СПГ, становится одним из основных бенефициаров такого сценария.
Праздники казались тихими, и многим показалось, что впереди – спокойная рыночная неделя. Но в ночь на прошлую пятницу все изменилось: Израиль начал военные действия против Ирана. С первого взгляда – внезапно и без причины. Но если взглянуть внимательнее, можно было заметить тревожные сигналы и заранее понять, что события такого масштаба были лишь вопросом времени.

Поведение Израиля многим кажется иррациональным: впереди был запланирован раунд переговоров, а вместо этого – удары по ядерным и энергетическим объектам Ирана. Но тактика ближневосточной политики часто реализуется не в лоб, а на упреждение. И история эта куда глубже, чем просто конфликт Тель-Авива и Тегерана.
Суть в энергетике. Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия – все это ключевые звенья китайской инициативы «энергетического шелкового пути». Пекин активно выстраивал новую логистику поставок энергоресурсов, и Иран должен был стать ее сердцем. Такая перспектива, судя по всему, не устроила игроков «по ту сторону океана». Результат – военный конфликт, за которым последовали «внезапные» предложения по дипломатическим договоренностям.
Ну вот и случилось то, что и должно было случиться – ставка ЦБ упала до 20%. Казалось бы, событие предсказуемое и рынки должны были порадоваться, но в итоге вышло как на корпоративе с плохим диджеем – вроде и музыка есть, но танцевать не хочется.

Лагерь экспертов раскололся. Первая половина ожидала, что ставку оставят, но намекнут на будущее смягчение. Вторая — те, кто ставил на снижение уже в июне. Вышло как раз между: ставку немного снизили, но сигнала на следующий шаг – никакого. Получилось «ни вашим, ни нашим».
Тем не менее общая позиция рынка сохраняется: ждем еще как минимум одно снижение до конца года. Сейчас, вероятно, будет пауза – нужно переварить цифры и дать рынку остыть, но к осени можно рассчитывать на новую волну снижения. Особенно если инфляция продолжит вести себя так же прилично, как последние два месяца.
А она, кстати, просто молодец. Уже 8 недель подряд держится в районе 0,1% в неделю, что в годовом выражении – ниже 4%. В пересчете за 4 недели: около 3,5%, что, по нынешним меркам, просто подарок для монетарных властей. Если так пойдет и дальше, окно для дальнейшего снижения ставки откроется само собой.
Банк России снова собирается 6 июня чтобы поразмышлять о судьбе нашей многострадальной экономики и определить размер учетной ставки на ближайшее будущее. Сейчас она 21% – уровень, при которому и бизнесу больно, и фондовому рынку не сладко.

Рынок замер в ожидании: ЦБ что-то должен сделать. А вот что именно – обсудим ниже.
Реакция рынка: нейтрально-негативная
Если Набиуллина решит «пересидеть» еще месяц, это будет означать, что инфляционные риски по-прежнему воспринимаются как существенные. В переводе с Центробанковского: «Нам все еще страшно».
Для фондового рынка это плохая новость. Высокая ставка = дорогие кредиты = слабый потребитель + удушенный бизнес.
Итог: рынок может упасть на 1-2%, особенно в потребительском секторе. Роста не жди – топтание “на боку” скорее всего продолжится.
Индекс Мосбиржи завершил весенний период чуть ниже отметки 2830 пунктов. Финал недели, завершившейся пятницей, ознаменовался поддержкой со стороны ожиданий второго раунда прямых переговоров между Россией и Украиной. Переговоры стартовали в понедельник в Стамбуле и на короткое время вселили оптимизм в ряды инвесторов.

Помимо этого, приближающееся заседание Центробанка по ключевой ставке также добавляло интереса и осторожного ожидания на рынке.
Однако настроение инвесторов резко изменилось в выходные дни. Атаки на авиационную и ж/д инфраструктуру в России обострили геополитическую напряженность и повысили неопределенность на рынке. В результате многие бумаги, ранее находившиеся под поддержкой, начали терять в цене именно после этих новостей.
Понедельник показал заметное снижение индекса более чем на 1%, а в отдельные моменты падение доходило почти до 2%. Уровень в 2800 пунктов, который рассматривался как важная техническая поддержка, не удержался на открытии торгов, что свидетельствует о высокой чувствительности российского рынка к геополитическим факторам.