Блог им. dubrovsky
Сегодня Аэрофлот (AFLT) опубликовал отчет за июнь 2025 года, который вышел ровно через 18 дней после публикации данных за первый квартал. Все осталось как в индийском кино: снаружи все танцуют и поют, а внутри драма. По итогам квартала чистая прибыль выросла почти в 25 раз (с 1,1₽ млрд год назад) и составила 26,9 млрд рублей, но если заглянуть под капот, картина уже не такая радужная. Дело в том, что прибыль в отчете – в основном появилась за счет разовых экономических эффектов, а не стала результатом устойчивой “операционки”. А значит, инвестору стоит внимательно разобраться, что на самом деле сейчас происходит внутри компании.

Посмотрим на главное. В пассажирских перевозках все относительно стабильно. За квартал пассажиров перевезли чуть больше, чем год назад – 11,6 миллиона человек (+0,8% г/г). Внутренние рейсы показали символический рост на 0,2%, а международные прибавили почти 3%. За июнь пассажиропоток еще прибавил 5,3 млн пассажиров (+1,4% г/г): из них 4,2 млн человек на внутренних линиях и 1,1 млн на международных. Здесь сыграл сезонный фактор отпусков.
Загрузка кресел при этом осталась высокой – на первый квартал на уровне 88%, по данным за июнь – 89,8%, что радует: самолеты не летают пустыми. Выручка за первый квартал тоже выросла: почти на 10% год к году, благодаря увеличению пассажирооборота, росту грузоперевозок и повышению тарифов как на внутренние, так и на международные направления. Все это звучит позитивно – пока не начинаешь считать расходы.
Баланс у компании пока нормальный: кэш на счетах есть (107,2 млрд рублей на конец квартала), долги в пределах разумного, лизинговые обязательства даже подуменьшились на фоне укрепившегося рубля. Свободный денежный поток тоже в плюсе, пусть и скромно (соотношение чистого долга к EBITDA сейчас составляет 2,3x). Но стоит помнить: Аэрофлот планирует вложить 100–120 миллиардов рублей в обновление авиапарка, а с такими затратами на дивиденды может просто не остаться керосина. А точнее — денег.
И вот тут начинается экономический турбулент. Затраты на топливо – почти 70 миллиардов рублей. Да, стоимость его почти не изменилась, однако объемы выросли – вот тебе и счет за авиакеросин. Техобслуживание стало дороже: спасибо санкциям и росту цен на запчасти. Зарплаты выросли на треть — инфляция дает о себе знать. В итоге операционная прибыль упала на 38%, а показатель EBITDA снизился почти на 17%.
Теперь внимание на фокус с «волшебной» прибылью. Она выросла в разы, но почти вся – благодаря курсовым разницам по валютным обязательствам, которые в этом квартале принесли почти 27 млрд рублей. Валютные долги переоценились, резервы пересчитались, и бухгалтера в Аэрофлоте хлопают в ладоши. Но если убрать всю эту магию, остается только скорректированная чистая прибыль, которая ушла в минус на 3,4 миллиарда. А именно из нее платят дивиденды: в результате «денег нет, но вы держитесь».
Помните про топливный демпфер от государства? Это та волшебная кнопка, при помощи которой власти возвращают авиакомпаниям часть расходов на топливо. Так вот, в этом квартале она сработала вяло – компания получила тут в два раза меньше (только 8,3 млрд рублей). Все из-за крепкого рубля и низкой экспортной цены на керосин. В общем, денежный ручеек обмелел.
Хорошая новость тоже есть: впервые за много лет у компании снова положительный собственный капитал: такого с 2018 года не было! Как говорится, «мы живы, и это уже хорошая новость». Более того, Аэрофлот пообещал выплатить 5,27 рубля на акцию за 2024 год, что стало настоящим событием (впервые за 7 лет). Но по итогам I квартала 2025 года в дивбазу компания не заработала ни рубля. Пока что эта ближайшая выплата, похоже, останется разовой акцией, а не устойчивой дивидендной историей.
Но все же в целом Аэрофлот продолжает держаться на плаву в значительной степени за счет господдержки и нестабильных факторов вроде курсовых разниц и резервов. Санкционные ограничения по-прежнему мешают росту – особенно с точки зрения обновления парка самолетов. Без доступа к новым лайнерам выручка компании почти уперлась в потолок.
Кстати, акции AFLT без комиссий и дополнительных платежей купить или продать через приложение Dubrovsky.
Сейчас Аэрофлот пока больше похож на красивый самолет, стоящий в ангаре: выглядит красиво, но сам не взлетает, а рассчитывает на государство. Прибыль вроде есть, но реальных дивидендов по кварталу – ноль: бумага для охотников за дивидендами пока не подходит. А вот для верящих в восстановление отрасли, снятие санкций и «долгоиграющую ставку на небо» — почему бы и нет. На текущем этапе акции Аэрофлота это больше ставка на господдержку и геополитическую нормализацию, чем на рыночную эффективность компании.
Так что пристегните ремни: впереди еще возможны зоны турбулентности.
Не является индивидуальным инвестиционным предложением.