Диапазон колебания котировок на “черное золото” заметно сократился, а волатильность упала к трехлетним минимумам. На этом фоне трейдерам необходимо находить новые способы зарабатывания денег. Если раньше небольшие вложения могли принести заметное изменение в портфеле, то сегодня для получения приемлемого результата необходимо увеличивать ставки.

На этом фоне месячный оборот фьючерсных контрактов на физическую поставку нефти на Нью-Йоркской товарной бирже достиг в августе абсолютного максимума последних нескольких лет. За август наторговали на 34,7 млн контрактов, что больше, чем в августе прошлого года на 51%. По сравнению с июлем объем вырос на 7,1 млн контрактов или на 25,7%.
Ко вторнику прошлой недели объем длинных позиций по российской валюте в портфелях фондов увеличился более, чем вдвое. По данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами объем открытого “лонга” за неделю вырос с 5,8 тыс. контрактов до 12,9 тыс., что эквивалентно 32,3 млрд рублей.

Хедж-фонды также увеличивали и короткие позиции, однако куда более скромно – их стало больше лишь на 2,3 тыс. контрактов. В итоге во вторник объем коротких позиций составлял 7,7 тыс. контрактов. Таким образом, чистая длинная позиция по российскому рублю выросла до 5,2 тыс. контрактов. Тем самым, вера в рубль окрепла до уровней начала лета 2017 г.
Это все еще меньше, чем, к примеру в апреле, тогда чистый “лонг” по рублю находился вблизи 20 тыс. контрактов, но интерес иностранных спекулянтов к российской валюте явно увеличился.
По итогам июля в портфелях банков находилось длинных позиций по доллару на 587,6 млрд рублей, а коротких на -266,9 млрд. Таким образом, чистый “лонг” по “американцу” составил 854,5 млрд рублей.

Это уже третий месяц подряд, когда ставки на рост доллара превышают 800 млрд рублей. В мае они были равны 843 млрд, а в июне 866 млрд.
Традиционно в последние три года наращивание длинных позиций со стороны банков предшествовало волне девальвации рубля. Похоже, что в это раз они не угадали. Хотя в июне-июле рост доллара к рублю и вселил некоторые надежды на более сильный скачок курса, однако в этот раз не вышло. Вполне возможно, что уже в августе они заметно сократили свои ставки на укрепление доллара.
Ссылка на статью
Согласно предварительным оценкам Минфина, к концу августа доходы федерального бюджета составили 9,6 трлн рублей, а расходы 10 трлн. Таким образом, дефицит бюджета по итогам восьми месяцев опустился до 400 млрд рублей. Напомним, что к началу лета он был равен 563,7 млрд рублей.
Месячный профицит бюджета в августе был скромнее, чем в июне и июле. Так, в первый месяц лета он был равен 74,7 млрд рублей, во втором – 65,3 млрд.

Летние месяцы не являются передовыми с точки зрения освоения средств. Обычно в нашей стране самое активное расходование приходится на декабрь. К примеру, в последний месяц 2016 г. объем затрат составил 3,2 трлн рублей, тогда как в ноябре лишь 1,2 трлн – рост более, чем в два раза. Видимо, срабатывает принцип: надо потратить все, а то в следующем году дадут меньше.
Страновые риски России продолжают снижаться на протяжении всего года и вчера достигли уровня в 133,99 п. Таким образом, наша страна стала выглядеть привлекательнее, чем Турция (162,26), Португалия (157,31), Бразилия (181,77) и Италия (137,53).

Кредитно-дефолтный своп (CDS) на суверенные облигации России не опускался так низко с 2013 г. То есть, инвесторы перестали воспринимать низкие цены на нефть и санкции как риски для экономики нашей страны, хотя они никуда и не делись.
CDS, в свою очередь, используют как барометр рисков и страхов. К примеру, в начале 2015 г. он взлетал до 613 п., что оказывало дополнительное давление на валютный рынок России.
Сегодня же небольшие цены на “черное золото” не сопровождаются высокими опасениями на счет нашей страны, что заметно снизило зависимость рубля от нефти.
Ссылка на статью
Согласно данным Центрального банка, к началу сентября кредитные организации страны заложили ЦБ долговых ценных бумаг, номинированных в долларах, на сумму в 506,8 млрд рублей. По нынешнему курсу это примерно 8,8 млрд долларов. В последний раз так много облигаций находилось в залоге у регулятора в июле 2016 г.

Стоит также отметить, что лишь три месяца назад объем залога не превышал и 2 млрд рублей – взлет за лето в 284 раза.
В основном закладывали долговые ценные бумаги других государств – на 444 млрд рублей. Корпоративных облигаций не так много – 62,5 млрд.
Спрос на евро не такой высокий, как на доллары. Долговых бумаг, номинированных в европейской валюте, заложено лишь на 3,9 млрд рублей.
Резюме
Напомним, что к июлю задолженность кредитных организаций перед Банком России по валютному РЕПО составляла порядка 1,5 млрд долларов.
Согласно данным Федерального казначейства РФ, вчера Минфин забрал со срочных депозитов банков 150 млрд рублей. Таким образом, остатки на счетах в кредитных организаций снизились до 396,8 млрд рублей.

Кроме того, путем размещения ОФЗ правительство выручило еще около 41 млрд рублей. За 12 и 13 сентября Минфин направил на выплату купонов около 18 млрд рублей. То есть, чистый приток средств составил около 23 млрд рублей.
За два дня Министерство финансов привлекло через ОФЗ и вернуло с депозитов в общей сложности 173 млрд рублей. Если в ближайшие дни эти средства не будут вновь размещены на вкладах в банках, то можно предположить, что возобновилась активная фаза финансирования бюджетных расходов.
Напомним, что на протяжении двух месяцев лета – в июне и июле – федеральный бюджет России исполнялся с профицитом. В первый месяц лета доходная часть превысила расходную на 74 млрд рублей, во второй еще на 66 млрд. Вполне возможно, что и август был профицитным. Однако вот уже в сентябре правительству понадобились как отложенные, так и заемные средства.
По расчетам картеля, во втором квартале 2017 г. мировое потребление нефти составило 96 млн баррелей, что на 300 тыс. больше, чем ОПЕК считала в августе. В то же самое время объем предложения составил 96,1 млн баррелей в сутки, таким образом, профицит сырья практически сошел на нет.

По итогам первого квартала 2017 г. производство “черного золота” превышало спрос на него на 700 тыс. бочек, теперь лишь на 100 тыс.
По прогнозу ОПЕК, по итогам всего текущего года потребление сырья составит в среднем 96,8 млн баррелей в день, тогда как не члены картеля обеспечат добычу в 64,1 млн. То есть, для картеля останется 32,7 млн. Напомним, что по итогам августа среднесуточное производство стран ОПЕК держалось на уровне в 32,8 млн.
Но это в среднем по году, а так в третьем квартале у ОПЕК будет возможность поднять добычу до 33,7 млн баррелей, а в четвертом до 33,3 млн.
К началу 2016 г. норвежский фонд вложил в нашу страну 4,9 млрд долларов, по текущему курсу это примерно 280,6 млрд рублей. Инвестиции распределены примерно поровну между акциями и облигациями федерального займа. В ОФЗ было вложено 2,2 млрд долларов или 126,4 млрд рублей, в акции – 2,7 млрд долларов или 154,2 млрд рублей.

Объем в 126,4 млрд рублей довольно-таки существенный для рынка ОФЗ, однако не такой уж и большой. По итогам июля весь рынок долговых бумаг России оценивался в 6,3 трлн рублей. То есть, на один лишь норвежский фонд приходится 2% российского внутреннего долга. Дневной оборот ОФЗ на Московской бирже примерно 7-10 млрд рублей. Поэтому, чтобы незаметно продать свои бумаги, фонду понадобится достаточно долгое время. Либо ОФЗ буду реализованы напрямую покупателю на внебиржевом рынке.
В июле 2017 г. Россия направила на зарубежные рынки товаров на 24,7 млрд долларов, в то время как в июне суммарные продажи составили 29,5 млрд. Объем ввезенной продукции в июле составил 20,7 млрд долларов, что лишь на 58 млн меньше, чем месяцем ранее.

Таким образом, сальдо торгового баланса нашей страны упало до 4 млрд долларов, такого не было аж с апреля 2003 г.! Если за 14 лет наша страна начала экспортировать в 2,5 раза больше, то импорт товаров увеличился в 3,5 раза. С такими темпами Россия уже совсем скоро может превратиться в нетто-импортера.
Резюме
Данный приток средств практически граничит с нулевым, если брать масштабы всей страны. Высокий объем импорта вызван восстановлением экономики России, поэтому, возможно, он немного снизится через некоторое время. А вот экспорт вряд ли без поддержки нефтяных цен сможет подняться выше мартовских показателей.
И-за падения сальдо торгового баланса к столь низким уровням, снижается поддержка рублю со стороны экспортеров, а они являются главным игроком, не позволяющим опуститься российской валюте. С ростом импорта будет все больше нужно иностранной валюты и спрос на нее может в один день перекрыть предложение экспортеров.
Ссылка на статью