Блог им. gpbinvestments

Уголь пустили по воде. Кто выиграет от нового пути в Азию?

Сибирский уголь может пойти в Азию новым логистическим путем — через реку Енисей и Северный морской путь России. Первые поставки могут начаться уже этим летом.

🚂 Зачем нужен новый коридор 

Главные транспортные артерии, по которым идет экспорт на рынки Азии, — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Еще до февраля 2022 года и последовавшего за ними поворота на Восток железнодорожные пути работали на пределе пропускной способности. Из-за перегрузки Транссиба и БАМ экспортеры начали отгружать уголь через порты юга и северо-запада России и отправлять уголь китайским потребителям на кораблях. Новый маршрут потребовал дополнительных расходов на фрахт судна и услуги страхования, из-за этого выросли издержки на логистику, что поставило под угрозу рентабельность поставок: по некоторым сортам они даже ушли в минус.

🚢 Каким может быть путь

Минтранс России хочет решить эту проблему, запустив новый трек в Азию через Енисей и Северный морской путь. Это поможет разгрузить Восточный полигон и увеличит грузопоток в Арктике. Угольный трафик пройдет через три ключевых порта: Красноярский и Лесосибирский речные порты могут стать крупными хабами по перевалке угля с ж/д транспорта на речные суда. После погрузки они будут доставлять грузы в морской арктический порт Дудинка для последующей перевалки на морские суда и перевозки через акваторию Севморпути. Преимущество нового водного маршрута — наличие готовых железнодорожных ниток, подходящих к речным портам: через Красноярск идет Транссибирская магистраль, а до Лесосибирска идет ее ответвление от станции Ачинск. 

🏗 Что это даст

Новый логистический маршрут позволит разгрузить восточную часть железной дороги и в разы сократит протяженность железнодорожных и морских путей при поставках угля в Азию. Это снизит затраты производителей и трейдеров и повысит маржинальность экспорта. Новый маршрут позволит также экспортировать и другие товары: пиломатериалы, зерно, алюминий и продукцию черной металлургии. Сейчас они также отправляются на экспорт через перегруженную Транссибирскую магистраль и БАМ или через трансграничные переходы в Китай с последующей отправкой морским транспортом в другие страны Юго-Восточной Азии.

💰 Кто еще будет в плюсе

Речные порты Красноярска и Лесосибирска, а также морской арктический порт Дудинка принадлежат структурам Норникеля. Горнодобывающая компания может получить дополнительные барыши за счет коммерческой перевалки угля, бункеровки и ледовой проводки судов. Если исходить из рыночных расценок, среднестатистический валовый сбор за осуществление двойной перевалки (с ж/д вагона на речные баржи и далее на морское судно), услуги бункеровки и ледовой проводки судов может составить до $15–20 в расчете на одну тонну. 

Однако точный объем выручки пока предсказать невозможно, так как неизвестна пропускная способность портов и наличие флота.

2 комментария
слышал я краем уха что «структуры» слишком большие для себя барыши выбивают, причём похоже что с использованием не вполне чистоплотных методов. маловерные грешники.

 


 

avatar
если бы там были дороги вагоны и суда, и еще там жили люди на кр. севере — давно бы так возили. в статье ни цифр ни графикоф так помечтать не вредно
норникель тоже планировал круглогодично вывозить драги подводными лодкамив Аргентину, списанными. 
avatar

теги блога Газпромбанк Инвестиции

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн