Блог им. vlaimir
Почему легендарный инвестор Уоррен Баффетт не вложился в интернет-компании в эпоху доткомов? Он тогда, и прибыль не получил, но и не потерял состояние после краха пузыря доткомов. Какая же мысль остановила его от таких инвестиций?
В книге «Танцуя к богатству» приводятся статьи о Баффетте и одна из них «Мистер Баффетт про биржу» от 22 ноября 1999 года объясняет логику его действий.
Приведу фрагмент из нее.
«Что ж, я думаю, будет полезно заглянуть назад, в прошлое, и посмотреть на пару индустрий, которые в начале XX века уже изменили нашу страну: автомобили и авиация. Сначала возьмем автомобильную промышленность: у меня есть список из семидесяти производителей автомобилей и грузовиков, которые осуществляют деятельность в нашей стране. Когда-то были машины Berkshire и Omaha. Естественно, я заметил их. Но также была целая телефонная книга других производителей.
Все говорит о том, что раньше существовало по крайней мере две тысячи производителей в индустрии, которая оказывала невероятное влияние на человеческие жизни. Если бы вы предвидели во времена появления автомобилей, как эта индустрия будет развиваться, вы бы сказали: «Это явно не дорога к богатству». Итак, к чему же мы пришли к 1990-м? После корпоративной бойни, которая никогда не прекращается, у нас остались всего лишь три автомобильные компании США — которые и сами-то не являются раем для инвесторов. Вот вам индустрия, которая оказала огромное влияние на Америку — и также невероятное влияние, хотя и непредвиденное, на инвесторов.
...
По-настоящему невероятным бизнес-изобретением первой четверти века, кроме машин, были самолеты — еще одна индустрия, чье просто великолепное будущее вызывало у инвесторов приступы слюноотделения. Итак, я обратился к истории, чтобы проверить производителей самолетов, и обнаружил, что в период с 1919 по 1939 год существовало примерно триста компаний, выпускающих самолеты, и только маленькая горсточка из них еще существует сегодня. Среди самолетов, производившихся тогда — должно быть, мы были Кремниевой долиной того времени, — были одновременно и Nebraska, и Omaha, два самолета, на которые даже самый преданный житель Небраски не будет сейчас полагаться.
Двигаемся дальше к неудачам авиалиний. Здесь, говорит Баффетт в своей речи, помахав листом бумаги, список ста двадцати девяти авиалиний, которые за последние двадцать лет объявили себя банкротами. Континентальные авиалинии оказались умнее — этот список для них в два раза длиннее. Что касается 1992 года, на самом деле, — хотя картинка улучшилась с того времени — доход, который принесли с начала авиационного бизнеса все авиакомпании страны, был нулевым. Абсолютно нулевым».
Но это не помешало Баффетту после коллапса доткомов инвестировать в выжившие компании. Его компания является одним из акционеров Apple.
В итоге получается, что изобретения, изменившие мир, не сделали инвесторов богаче! Это к тому вопросу, когда вы захотите инвестировать в новую прорывную технологию, например, типа Nikola, машин на водородном топливе, или полетов в космос, аля, Virgin Galactic, то вспомните, что думает об этом всем Баффетт.
Впечатляющий график падения цены акций Nikola более чем в 20 раз от пика:
P.S.
Баффетт продолжает:
«Я не буду подробно разбирать другие популярные бизнесы, которые в корне изменили наши жизни, но не смогли принести абсолютно никакого дохода инвесторам США: например, производство радио и телевизоров. Но я сделаю вывод из истории этих бизнесов: ключ к инвестированию — это не оценивать, как сильно индустрия повлияет на общество или как сильно она вырастет, но скорее определять конкурентное преимущество любой конкретной компании и, превыше всего, продолжительность этого преимущества. Продукты и сервисы, которые имеют мощную, надежную основу, — именно они принесут вознаграждение своим инвесторам».
Владимир Никонов
Подкасты о финансах и саморазвитии на Яндекс-музыке:
https://music.yandex.ru/album/7328601