Блог им. bcs
Два года назад Национальная ассоциация участников фондового рынка аккредитовала программу Fintarget — маркетплейс с инвестиционными стратегиями, любую из которых можно подключить в формате автоследования. О том, сколько в этом году заработали клиенты Fintarget, что отличает автоследование от других пакетных решений и существует ли универсальная стратегия, в интервью Банки.ру рассказал руководитель департамента автоследования БКС Мир инвестиций Виктор Бондарович.
— Хотелось бы поговорить о том, с чего все начиналось и каких результатов удалось достичь?
— Два года назад это был «внутренний стартап» БКС Мир инвестиций — мы получили отдельный бюджет, сформировали команду, работа велась сутками на пролет. К IT-мощностям холдинга мы подключались в случаях крайней необходимости, в основном делали все сами. Это был вызов для команды, и мы его приняли. В результате в суперкороткие сроки, через шесть месяцев, запустили Fintarget.
— Вы не рассматривали вариант купить готовое решение?
— Готовых решений было мало, да и те не соответствовали нашим стандартам и лучшим мировым практикам. Зачем покупать то, что потом переделывать? За четверть века работы в финансовой отрасли мы накопили сильнейшую экспертизу и понимали, что инвесторам сможем предложить лучшее решение на рынке. Сперва запустил MVP — «минимально жизнеспособный продукт», оттестировали рабочую идею и укрепились в понимании, что нужно рынку: инфраструктура и «доставка ценности», то есть гарантия максимального соответствия портфеля клиента исходному портфелю стратегии, которой он следует.
— Сколько заработали ваши клиенты в этом году?
— Есть стратегии, приносящие чистый доход и 30—40% годовых. Но средняя доходность в текущем году составляет примерно 15%. Это связано, в частности, с тем, что в портфелях наших клиентов на удивление много консервативных и даже сверхконсервативных инструментов. Мы обгоняем депозиты и прочие бенчмарки, в том числе по одному из ключевых показателей эффективности инвестиций — коэффициенту Шарпа. Наш единственный реальный конкурент — это инфляция. И, чтобы сохранить привлекательность, нам важно примерно вдвое обгонять инструменты с фиксированной доходностью. У нас этот результат есть.
— Говоря о ценности продукта, сравнение неизбежно: мы получаем, по сути, ПИФ, только в другой оболочке? Там пассивное инвестирование, здесь — тоже. В чем разница?
— Существует много пассивных продуктов, это не только ПИФы, но и доверительное управление (ДУ. — Прим. ред.). Прежде всего, ПИФы и ДУ не ориентированы на частую ребалансировку портфеля. Как правило, в случае ПИФа речь идет о создании некоего собственного индекса, удовлетворяющего тем или иным критериям. Его портфель может меняться раз в квартал, редко — раз в месяц. Это в принципе иной по философии инструмент, для другого клиентского запроса. Он проще, заранее примерно понятно, какие бумаги в него входят, а подробности состава портфеля инвестору не всегда интересны. Агрессивный ПИФ — это не более активное инвестирование, это портфель с более волатильными бумагами. Уровень вовлеченности инвестора здесь низкий — ПИФы больше подходят тем, кто не готов уделять много времени на обучение инвестированию. В автоследовании инвесторы более продвинутые.
— А какой размер комиссий и порог входа в стратегии автоследования?
— Подключение к автоследованию у нас начинается от 30 тысяч рублей. Комиссии всего две — от объема активов и от успеха. Мы пришли к максимально прозрачному и честному варианту. Кстати, до конца года клиенты «БКС Мир инвестиций», которые впервые подключают стратегии автоследования, эти комиссии вообще не платят. Если же стратегия уже подключена, то можно открыть новый счет и тогда выбрать дополнительные стратегии бесплатно. Мы также убрали комиссию за отдельные сделки внутри портфеля. Теперь клиент существенно сокращает свои издержки и может подключить больше одной стратегии или сформировать целую комбинацию из стратегий, чтобы сбалансировать свой портфель и увеличить капитал.
— Кто является вашим клиентом, что его отличает, на ваш взгляд?
— В автоследовании клиент более искушенный и интересуется тем, что происходит внутри портфеля. Мы постоянно делаем глубинные интервью с клиентами и проводим исследования. В среднем восемь из десяти инвесторов постоянно следят за состоянием портфеля. Три из десяти не просто следят, а анализируют изменения и учатся. То есть большинству нравится сам процесс.
— Там же тысячи сделок в день, алгоритмы, роботы — как за этим можно уследить?
— Это не роботы и не алгоритмы. Это реальные люди — профессиональные трейдеры и брокеры с многолетним опытом успешной биржевой торговли, ежедневно доказывающие свою эффективность. Некоторые проводят сделки часто, некоторые — редко. Но важно другое: наша платформа — это инфраструктура, которую условно можно сравнить с шоссе. И клиент может сам выбирать, на чем по нему ехать — на «феррари» или на «КаМАЗе», в зависимости от своих задач. Выбор логично делается прежде всего по критерию «доходность/риск» — так вот, это характеристики не платформы, а лишь конкретной стратегии.
— И что мешает создать такой «активный ПИФ»?
— И опять не совсем так. Вот есть эксперт, скажем, по нефти, и он торгует только на этом рынке. Интересно присоединиться к его успеху? Безусловно. Но создать фонд из этого не получится. Дело в том, что в автоследовании доступен гораздо более широкий инструментарий — можно использовать плечо, причем не только для «длинных», но и для «коротких» позиций. Можно работать с деривативами — фьючерсами на нефть, валюту и прочее. То есть использовать весь арсенал биржи. Невозможно реализовать это предложение через ПИФы и ДУ, а оно явно востребовано.
— Можно, например, выбрать ориентир среди других участников рынка и копировать их действия…
— Это как раз и есть то, что мы называем «доставкой ценности», доставкой инвестиционного качества из центра экспертизы на счет клиента. Простое копирование может привести к потере этого качества — из-за волатильности рынка, низкой ликвидности инструмента, технических задержек. Это как с едой: нужно не просто ее доставить, а чтобы она была еще горячая и не помятая. Так что просто найти ориентир для следования недостаточно — потери могут оказаться системными.
— Рынок не всегда можно предсказать. Если вдруг что-то пойдет не так, ваши клиенты защищены?
— Защита клиента — наша работа. У нас за плечами огромный опыт, мы наблюдали как взлеты, так и падения фондового рынка и знаем, как реагировать в любых ситуациях. Не всегда разумным решением является распродажа активов. Потому что убыток клиент, как показывает практика, может и пережить. А вот если не успел вовремя зайти в нужный актив и заработать — это уже не прощается. И в этом тоже заключается работа автора: видеть «дно», уметь переждать продажу.
— Какие стратегии популярны у инвесторов?
— Клиенты у нас очень разные. И под каждый запрос мы подбираем индивидуальное решение из широкого перечня стратегий — спекулятивные, buy & hold, фьючерсные, облигационные, рыночно-нейтральные, дивидендные. Но, например, для защиты от убытков инвесторы чаще используют рыночно-нейтральные стратегии, доходность которых не связана с рынком, либо их диверсифицируют. Мы, кстати, стали одними из первых на финансовом рынке, кто предложил рыночно-нейтральные стратегии инвесторам. Конечно, это не «золотые антилопы», они не превращают все в золото. Но позволяют резко сократить просадки, и в общем балансе наших клиентов на них приходится 15—20%.
— А почему не сделать одну стратегию — сразу диверсифицированную?
— Не существует единой универсальной стратегии, которая подошла бы всем клиентам сразу. Да это и не нужно. Практика показывает, что три стратегии дают относительно стабильный заработок. Наши авторы, которые живут по всему миру — и в Перми, и в Женеве, — создают разные стратегии, которые могут удовлетворить потребности всех клиентов.
— Сколько в среднем стратегий подключают ваши инвесторы?
Около 30% клиентов используют больше одной стратегии. Другое дело, что у тех, кто использует всего одну, как правило, есть другие инвестиционные продукты, те же ПИФы или структурные продукты. Например, у одного из наших клиентов подключено 15 стратегий, и еще он сам активно торгует.
О пользе кабинета
— Как вы проверяете и отбираете авторов стратегий?
— Мы отбираем лучших из лучших, только 7% авторов попадает на витрину Fintarget. Потенциальный автор описывает стратегию и показывает нам трек-рекорд, а также предыдущие результаты. Критериальные настройки нашего риск-менеджмента очень высоки: мы подробно рассматриваем, что торгуется, частотность сделок, нет ли проблем с ликвидностью и волатильностью, каждый автор проходит проверку службой безопасности и размещает стратегию под своим реальным именем, а не никнеймом. Мы определяем инвестиционный профиль стратегии и делаем его предметное описание.
— То есть вы делаете полноценную инвестиционную декларацию?
— Конечно. Причем программируем кабинет автора так, что он физически не сможет нарушить декларацию. Максимум, что доступно, — это возможность выйти полностью в деньги, но и то наш алгоритм не позволит ему разом распродать весь портфель на бирже. И мы можем прервать любую подозрительную операцию.
— На такой жесткий контроль не каждый согласится…
— Да, к нам многие частные успешные управляющие пришли легализоваться и вести своих клиентов в белом юридическом пространстве, но многие и отсеялись. Они умеют зарабатывать, но нам не подходят по ряду критериев.
— Какое оптимальное количество стратегий должно быть на маркетплейсе, чтобы инвестор не запутался и выбрал для себя подходящую?
— На наш взгляд, нескольких десятков по-настоящему хороших стратегий вполне достаточно для любого запроса со стороны клиента. На данный момент на Fintarget порядка 50 стратегий. Широта выбора — важный для нас вопрос. Но качество и надежность еще важнее. Некоторые участники рынка пускают на свои площадки всех авторов стратегий, соответствующих минимальным методам отбора. И бравируют перед клиентами большим количеством стратегий. А дальше строят работу по принципу «пусть клиенты сами разбираются», «невидимая рука рынка» сделает свое дело. Такой подход — не наш путь. Мы заинтересованы в том, чтобы клиент научился, не разочаровался в рынке, в инструментах и начал получать доход от инвестиций вместе с нами. Поэтому, повторюсь, к верификации стратегий мы подходим очень серьезно и настраиваем все более мелкие пропускные фильтры при отборе.