Продолжающийся обвал на мировых рынках вопреки политике американских денежных властей давно предсказан экономической теорией. Это явление подпадает под понятие морального риска. Его суть в том, что если застраховать человека, он будет меньше стараться предотвратить страховой случай и совокупные издержки общества для возмещения страховых случаев вырастут. Когда государство страхует экономику, предотвращая кризис, оно сталкивается с тем же моральным риском: сами люди уже будут меньше осторожничать при выборе направления инвестирования или финансовой схемы. Значит, государству для получения прежнего эффекта в виде поддержания экономики на плаву будут требоваться все более и более сильные средства.
Антициклическая политика проводится для уменьшения амплитуды циклов. Когда по мере подъема экономика становится более финансово хрупкой, фискальная политика поддерживает спрос, что обеспечивает фирмам выручку. Денежная политика увеличивает доступность кредитов, что имеет значение для закредитованных фирм, которые, не получив очередной займ, могут обанкротиться сами и потянуть за собой других.
Но сглаживание циклических колебаний имеет оборотную сторону. По словам Р. Поллина и Г. Димски, «сами депрессии создают условия для возвращения к финансовой прочности и подъему… (и поэтому) депрессии функциональны: они разрушительный, но необходимый механизм «уничтожения капитальных ценностей»…, который возвращает капиталистическую финансовую структуру к состоянию равновесия».
Если цикличность – это внутренне присущий механизм развития капитализма, то каждая фаза цикла необходима для наступления следующей фазы. Это значит, что без депрессии не будет и подъема. Когда же политика направлена на предотвращение кризиса, фактически она превращается в поддержание на плаву хрупкой финансовой системы. Чтобы в экономике начался уверенный подъем при наличии прочной финансовой системы, необходимо разрушение возникшей в продолжение прошлого цикла хрупкой системы, и это возможно только при помощи кризиса и последующей депрессии. Таким образом, возникает «вопрос, … чем заменить уничтожение капитальных ценностей в качестве стабилизационного механизма».
Когда государство при помощи фискальной и денежной политики вмешивается в ход делового цикла, с одной стороны, кризис отчасти ослабляется, отчасти отсрочивается, с другой стороны, то же самое происходит и с подъемом. Уверенный подъем возможен только при наличии прочной финансовой системы, возникновение которой требует разрушения хрупкой системы. Поскольку же, благодаря политике, последняя сохраняется, в экономике не может возникнуть прочная финансовая система, и, соответственно, не может иметь место и уверенный подъем.
Кризис и депрессия – это те издержки, которые требуются от хозяйства для того, чтобы в нем периодически могли возникать подъемы деловой активности. Антициклическую политику обосновывают тем, что кризисы создают слишком большие издержки, чтобы с ними можно было мириться, и альтернативу этим издержкам представляет политика. Кризис и политика выступают как два альтернативных способа перейти к подъему, один из которых естественный, другой – искусственный, и сравнивать их нужно по связанным с ними затратам.
Однако затраты, порождаемые кризисами, должны либо оставаться постоянными от цикла к циклу, либо снижаться. Ведь кризис – естественный способ перехода к подъему. Все кризисные тенденции, которые возникают в хозяйстве в ходе делового цикла, полностью уничтожаются в результате кризиса. Кроме того, если хозяйство функционирует без серьезного вмешательства государства, рациональные агенты привыкнут к периодическим кризисам. Они будут наблюдать за тем, что им предшествует, и сделают выводы относительно того, что их вызывает. В результате их действия в фазе подъема будут более осторожными, и темпы, с которыми в хозяйстве будет возникать финансовая хрупкость, будут замедляться. Поэтому можно даже предположить возможность естественного уменьшения амплитуды циклов и естественного снижения затрат перехода к подъему.
Совершенно по-другому обстоит дело с политикой. Относительно динамики затрат, порождаемых ею, они должны расти от цикла к циклу. Политика обеспечивает переход к подъему таким образом, что в хозяйстве происходит постепенное накопление такого опыта прошлых циклов, что предотвращение каждого последующего кризиса создает все большие издержки.
Когда основным механизмом перехода к подъему является кризис, это дисциплинирует рациональных агентов и приучает их к осторожности. Слишком рискованные инвестиционные проекты отвергаются, а фирмы, у которых нет достаточных поступлений для уверенного осуществления того или иного инвестиционного проекта, за него просто не берутся. Таким образом, кризис создает у экономических агентов такой опыт прошлого, который благоприятно влияет на настоящее и будущее.
Однако когда в качестве такого механизма выступает политика, опыт прошлого оказывает деструктивное влияние на настоящее, этот опыт накапливается и его негативное влияние усиливается. Поскольку политика направлена на поддержание на плаву финансово хрупкой экономики, у спекулятивных и Понци фирм, благодаря которым возникает финансовая хрупкость, меньше оснований опасаться банкротства.
За счет такой политики от цикла к циклу все более рискованные инвестиционные проекты благополучно доводятся до завершения и все больше молодых и незрелых фирм осуществляют крупные инвестиции. При наступлении следующего цикла у агентов допустимый уровень рискованности инвестиционных проектов и способов их финансирования (соотношение внешнего и внутреннего финансирования) снижается, и для предотвращения очередного кризиса требуются все большие фискальные и денежные инъекции. Это требует от государства все большего бюджета и, соответственно, большего налогового бремени. Политика как способ предотвращения кризисов, будучи в начале более дешевым механизмом перехода к подъему, чем кризис, постепенно дорожает вплоть до невозможности ее продолжать.
В результате возникает необходимость отказаться от использования такой политики, и здесь обнаруживается ее обратная сторона: ее использование в течение одного или нескольких циклов приводит к накоплению в хозяйстве такого опыта, который при отказе от ее использования приведет к значительно более сокрушительным кризисам, чем если бы она никогда не проводилась.
Это как раз то, что мы и видим. Благодаря политике в американской экономике уже более десяти лет не было кризиса, предприниматели, инвесторы и банкиры привыкли к тому, что кризис все отсрочивается. Но если все к этому привыкли, значит и учитывают в своих бизнес-схемах, в результате средства, которые действовали раньше, не действуют теперь. Остается два варианта: либо сильно увеличить дозу, чтобы искусственно поддержать экономику в состоянии бодрствования еще некоторое время, либо отпустить ее в свободное падение.
asskorobogatov.livejournal.com/45475.html