
Как показывает анализ агентства количественной информации «Сиала», в августе наблюдается всплеск ремонтных остановок нефте- и газоконденсатоперерабатывающих (ГПЗ) заводов. «Основная причина относительно высоких простоев — последствия атак украинских БПЛА», — говорит эксперт агентства Владимир Никитин.
Вместе с тем спрос на бензин в августе традиционно достигает пика — оценочно около 110 тыс. тонн в сутки. Для сравнения: в среднем по году производство бензина в России ожидается на уровне 119 тыс. тонн в сутки, потребление — 101 тыс. тонн, а профицит — около 18 тыс. тонн. Таким образом, профицитность российского рынка бензина составляет всего порядка 15% от объёма производства. По дизелю этот показатель оценивается в 41%, а по мазуту — в 81%.
Ввод эмбарго на зарубежные поставки с этой точки зрения стал логичным и своевременным шагом. Запрет, однако, не касается экспорта по межправительственным соглашениям, в том числе в страны ЕАЭС, хотя и ограничивается для этих потребителей согласованными квотами.
В частности, по словам Никитина, речь идёт об экспорте в ближнее зарубежье — Грузию, Центральную Азию, Афганистан, Монголию. В 2025 году по железной дороге в эти страны экспортируется в среднем 16 тыс. тонн в сутки. Этот объём съедает практически весь профицит, оставляя на экспорт морем в страны дальнего зарубежья менее 3–5% производства, не считая поставок из российских портов белорусского бензина, говорит он.
«Таким образом, повышенное потребление бензина в разгар автомобильного сезона вкупе с высокими внеплановыми простоями НПЗ и ГПЗ сделали баланс бензина в стране с учетом условно обязательной части экспорта отрицательным. Данный балансовый дефицит и приводит к предпосылкам роста биржевых цен на топливо сейчас и необходимости микроменеджмента поставок бензина», — считает Никитин.
При этом сложный период позволяют преодолеть созданные в стране запасы объёмом 1,8 млн тонн бензина (по состоянию на 4 июня 2025 года). Они сдерживают рост цен, а при условном дефиците 20 тыс. тонн в сутки хватит на 90 дней, что соответствует международным стандартам, отмечают в «Сиале».
По данным «Сиалы» на 9 августа, простои установок атмосферной и атмосферно-вакуумной дистилляции нефти на НПЗ вследствие ремонтов составляют 126 тыс. тонн в сутки. «Часть из них заложена в средний отпуск по году, то есть относится к плановым ремонтам, но уход в простой Рязанского, Новокуйбышевского и Афипского НПЗ должен негативно влиять на фактический объем производства бензинов по сравнению с плановым (по мощности переработки в сумме на 63 тыс. тонн в сутки)», — говорит Никитин.
Поскольку выход бензина при первичной переработке нефти составляет около 19%, то снижение производства за счёт этих НПЗ могло составить около 12 тыс. тонн в сутки, приводит расчёт собеседник РБК. Ещё около 7 тыс. тонн в сутки производства бензина могло быть утеряно из-за внеплановых простоев установок фракционирования газового конденсата на Астраханском газоперерабатывающем заводе и Афипском НПЗ. При переработке газового конденсата выход бензина составляет 50–70%, а суммарный объём выбывших мощностей заводов оценивается в 12 тыс. тонн в сутки.
Для полного доступа требуется подписка на РБК Про.
https://pro.rbc.ru/news/689a301c9a794756fca00a3e?utm_medium=messenger&utm_campaign=rbc_news&utm_content=689a301c9a794756fca00a3e