Не могли бы Вы по-простому объяснить влияние инфляции на цены? Потому, как раньше я думал, что повышение инфляции на 5% повысит цены на 5-10%, а, получается, цены повышаются в разы.
Хазин:
Значит, дело в том, что совершенно неважно, насколько выросли цены, важно, как считают. Дело в том, что у каждого человека и у каждой структуры есть своя корзина потребления более-менее устойчивая. И по этой причине у каждого человека есть свой индекс инфляции. То есть, если человек любит помидоры, а помидоры сильно выросли в цене, то его корзина очень сильно подросла. А другой человек вообще помидоры не покупает, он этого может вообще не заметить. Ключевая проблема любых статистических органов — это правильно подобрать корзину. И те индексы, которые выдаются, они зачастую к реальности не имеют никакого отношения. Там индекс потребительской инфляции может не означать ничего.
Но я привожу пример. Например, берется не какой-то конкретный продукт, потому что вот этот продукт, как помидоры в моем примере, может резко подскочить в цене, а берется группа близких товаров.
Ну, например, когда мы говорим о ценах на мясо, то имеется в виду бифштексы, имеется в виду фарш, имеется в виду еще что-то. И вот дальше статистические органы смотрят: ага, цены на бифштексы выросли на 20%, цены вот на это выросли на 10%, а цены на фарш не выросли, но только за счет того, что в него стали добавлять больше жира и хлеба. И тогда они пишут: цены на мясо не изменились, потому что вам ничего не мешает покупать фарш.
И таких фокусов десятки и сотни. По этой причине существует целая куча других индексов. И, если мы внимательно посмотрим, то увидим, что они иногда публикуются, типа фиксированная корзина. То есть берется некая фиксированная корзина якобы абстрактного человека, и смотрится на ее цену. Разумеется, официальный орган говорит: ребята, ну что за бред? Зачем у вас включен вот этот такой дорогой товар? Не надо его включать. Они говорят: вы знаете, когда мы его включили, он был дешевый, и его цена не менялась, а потом он неожиданно в какой-то момент подскочил. А вот мы его специально оставляем для того, чтобы сравнивать с тем, что было три года тому назад.
Поэтому людей, которые понимают, как устроены эти цифры, мало, они, что называется, дорого стоят. И, в общем, это надо учитывать, конечно, их вот такие вот особенности. Поэтому та цифра, которая произносится как бы официальными лицами, может не иметь вообще никакого отношения к реальности и к тому, что вы видите на прилавках магазинов.
🔥 — Хазин понятно объясняет
🤔 — Не всё так однозначно...
👍 — Хороший вопрос
#вопросответ@khazinru
t.me/khazinru/8666