Блог им. RiskTrader

Наука и Жизнь


 Совершенно случайно мне тут попалась подборка журнала «Наука и жизнь» за 70-е и 80-е годы прошлого века.

Наследие СССР так сказать.

 Не буду вдаваться в подробности от кого и как, но скажем так, от одного очень уважаемого человека.

 Сначала как то скептически отнесся к этой груде макулатуры, но все же прежде чем выбросить решил сначала полистать.

И о чудо, мне зашло!

Совершенно другой мир, даже не знаю как описать, другое мировоззрение что ли.

Например, там конкурс проводился на самый лучший рассказ о Шерлоке Холмсе среди читателей. Могу сразу сказать, что уровень не хуже Конан Дойля, кайф после прочтения.

В целом создается впечатление о более высоком интеллектуальном и нравственном уровне советских людей, чем у современных граждан нашего современного, так называемого общества. 

Еще попадался журнал «Квант» и «Вокруг света» 80-х годов, но к сожалению мало. 

Журнал «Квант» вообще крутяк! Но домохозяйки и местные зайки не поймут, так как это журнал для школьников-технарей, которые любят математику и физику.  Но там много и исторических интересных статей касательно науки, и даже юмористические задачки есть. А самое главное там публиковались задачи от вступительных экзаменов в МГУ, НГУ и прочее…

Вот думаю, мне будучи школьником очень не помешал бы такой интересный журнальчик. Но наверное это только технари поймут. 

А о журнале «Вокруг света» комментарии излишни.

А что вы можете интересного рассказать о забытых журналах СССР? 



Данная публикация является личным мнением автора. Мнение владельца сайта может не совпадать с мнением автора.

5.6К | ★6
159 комментариев
Радио, Техника молодежи, Юный Техник.Моделист Конструктор, Катера и яхты, Крестьянка За рулем, Роман-газета Рыболов-спортсмен)
Ветерок, «Техника молодежи» прикольное название   я это все не застал, увы не знакомые мне названия
avatar
RiskTrader, Мурзилка!!!!
Барвинок!
RiskTrader, ну вы и пионером не были :)
RiskTrader, эээх. Фантастикой в нём зачитывался. А вот «Моделист-конструктор» Не зашёл, человек-снежинка, руки не из того места растут
avatar
RiskTrader, журнал квант и сейчас выпускается. есть подборки в pdf в том числе.
качество не хуже чем СССР.

кроме журналов тогда не было информации а письма цензурировались и качество напечатанных соответствующее.

и сейчас дети олипиадники есть читают и используют.
и библиотеки тоже остались.

RiskTrader,  там тире "-" (кому? — молодёжи). В 50-60-е площадка для публикования прорывных проектов (в подробностях) типа жилых пирамид за полярным кругом, подводные газовозы, пассажирские экранопланы и т.д, что на десятилетия опережало время, но было вполне реализуемо. Многие выпуски (первая часть) посвящались конкурсам и слётам автосамоделок, и авиасамоделок и вообще малой авиации. И всё это в СССР можно было зарегистрировать, и всё это ездило, плавало (десятки реальных плавающих авто, круче чем у Бонда), и летало (и гидропланы, и вертолёты с жигулёвским двигателем, и персональные автожиры...). В первой части журнала еще несколько страниц было посвящено какому-нибудь строящемуся и введённому в эксплуатацию соременнейшему производству, или комсомольской стройке — дань эпохе. А вторая половина — история и описание создания какого-либо вооружения (по годам — самолёты, танки и т.д.), разбор случаев НЛО  и пропаж в Бермудском треугольнике, фантастика (например многосерийная журнальная публикация «Час Быка» Ефремова и т.д.). Школьники зачитывались (как и «Наука и жизнь», и «Моделист-конструктор»), и мировозрение нынешних 60-70-летних сформировано в детстве вот этой информацией, а не псевдоинформацией, в которой сидят нынешние подростки в своих смартфонах. Но тогда головы большинства были заняты научно-техническим прогрессом, знаниями, изобретательством, а не трейдерством и валютными спекуляциями.
Ветерок, хорошие были журналы, «Радио», «Юный Техник», «Моделист Конструктор» выписывал для души. Модели, схемы, чего только мы не паяли и не собирали, ну и «Пионерскую правду», конечно, это было обязательно)
Жаль, нет сейчас полноценной детской организации, она обязательно должна быть!
avatar
Ветерок, Радио
avatar
"  В целом создается впечатление о более высоком интеллектуальном и нравственном уровне советских людей, чем у современных граждан нашего современного, так называемого общества. " ---  НЕ новость. 
ВВШ Free.Solo., это все легко объяснить, люди в то время много читали, интернета не было
avatar
RiskTrader,  — да.  и это лишь ЧАСТЬ обьяснения. 
RiskTrader, не потому. Печатные издания цензурировались и тщательно  отбирались публикации. Не было шлака и бредятины антинаучной как сейчас.
avatar
Йоганн, я помню момент, когда в «Комсомольской правде» начали печатать всякий шлак, вроде о жизни звёзд, гороскопы, всякие небылицы, и тогда «комсомолка» Упала в моих глазах, перестал всерьёз читать эту газету.
avatar
Йоганн, плюс основная масса пейсателей не имели выхода за пределы собственной кухни, лавочки и тд ))
avatar
ВВШ Free.Solo., 26 лет расчеловечивания россиян дали свои плоды…
avatar
Ildar As, ---   так и есть.  цель почти достигнута.
ВВШ Free.Solo., ну да…
Проглотило бы ТО поколение «поляки сами виноваты» про 39й год?  Вот именно…
avatar
журнал Здоровье добавлю
это был пласт целой культуры восприятия мира
например Юный техник за примерно 68 год
рассказ о том что два чувака сидят в лесу и один идет сдаваться в цифровое рабство, а другой остается в лесу 
тогда было непонятно что такое цифровое рабство — сейчас актуально 
Валерий Калачев, раньше по другому как то люди на мир смотрели
avatar
RiskTrader, нет
константа сохраняется точно 
просто раньше мир не знал сколько дураков живет рядом с ним 
сейчас уже знает
иначе бы самолеты уже давно не летали 
Ровесник.Офигительный был журнал.
Ну и Metal Hammer.)
Дмитрий Киреев, в СССР же вроде не любили металла ))
avatar
RiskTrader, в СССР не любили металл? Да обожала его молодежь.Что наши группы «Ария»,«Черный Кофе».Что западные — Accept,Scorpions,AC DC,Motorhead, и т.д.
Дмитрий Киреев, я из наших 80-х слушал «Кино», «Наутилус», «ДДТ», «Алиса». Крутой был рок так то 
avatar
RiskTrader, мне наш рок не нравились в то время, по причине того, что они косплеили и в музыке и в имидже западные группы.У тех же " с The Cure. многие «слизали» и музыку и имидж.
Мне больше западный тяжёлый рок заходил.Accept,Helloween,Motorhead ,Mаnowar и т.д.
Дмитрий Киреев, я вот кстати планирую переслушать все эти группы, это же классика по сути, а я к своему стыду  некоторые группы вообще в первый раз слышу.
avatar
RiskTrader, ну да классика.Хотя они и не «деды „тяжёлого рока как Deep Purple,Rainbow или Black Sabbath, но то что они отцы его, это 10000%.
Кстати те же Manowar в 2024 году выступали на вручении премии “Оскар».
m.ok.ru/video/8869530110660

RiskTrader, помню в Ровесники году в 1986 вроде начала публиковаться «Рок Энциклопедия Ровесника».Вот это было круто!
Дмитрий Киреев, интересно было бы бумажную версию глянуть, только мало у кого она сохранилась, вот действительно была бы крутая инвестиция 
avatar
RiskTrader, ну это да.Там наверное журналов 30 если не больше было.Так как в каждом номере печатали лишь про группы, на одну букву.
В первом журнале были группы на букву А и т.д по порядку.Вроде где в конце 90-х эта энциклопедия вышла отдельной книгой.
Дмитрий Киреев, ахаха
avatar
RiskTrader, а что фильм «ДМБ» не смотрели?
Дмитрий Киреев, смотрел, давно правда, пересматривать уже надо 
avatar
Ещё помню «Пионер»,«Смена», Юность, Костёр.
Я читал Науку и жизнь с первого класса. Технику молодёжи. Вокруг света. Да ещё кучу всяких журналов. Здоровье, Работница, Человек и закон, Советская милиция, Моделист конструктор, Радио. Молодежные были Смена. Ещё какие-то. Всё выбросил, дурак. Сейчас можно кому-нибудь продать или отдать даром. Через Авито или через группы ВК.
Дмитрий-Димас Ермаков, сейчас это раритет, можно было бы неплохо навариться. Я вот может старый «Квант» и взял бы у кого по дешевке ))
avatar
RiskTrader, 

Квант вроде и сегодня есть, но в электронном виде.
погуглите.
Да, помню, очень классный был журнал.
Для развития интеллекта и гимнастики ума.
avatar
Выписывал порядка 8 журналов. Военное обозрение, радио, моделист конструктор, крылья родины, авиация и космонавтика, спортивная жизнь России( как то так), Авторевю венгерский, швейцарский aviarevue, ровесник.
Клетчатый, журналом Радио кстати многие до сих пор пользуются, это пример хорошей долгосрочной инвестиции 
avatar
RiskTrader, так элементная база давно уж изменилась
RiskTrader, или в другом смысле?)))
RiskTrader, инвестиции прчем? Радио журнал и все, схему собирай.
Все такое чтиво обычно хранится на дачах. Очень даже приятно вечерком было почитать пятилетний номер науки жизнь.
Хорошо, что я продал родительскую дачу, вместе с этой макулатурой, не любитель в земле ковыряться. Да и потребностей в урожае таких уже нет.
В школе поматематике ьыли 5ки и квант хороший журнал, но сср посыпался и в Москва с общагами тоже, плюс оказалось высш математика фурье хреновый офицерик, они везде должны стоять в метро и тд итп.
Потом 90е млн и денег не было....
Вы душу поймали. Вам стало хорошо.
Здорово. Такая ностальгия. Очень люблю Науку и жизнь, Следопыт, Вокруг Света: за 80- е года.(К сожалению, родителям- пришлось выкинуть- почти все журналы, тех лет при переезде в меньшее жильё.) А Юный Техник- несколько штук я продал пару лет назад по 35 руб/ шт.
avatar
Alex Under, Вокруг света очень интересный журнал, даже просто полистать интересно
avatar
крокодил 🐊 forever
avatar
CouponHunter, )))
Я затем разбирал журналы на интересные темы и относил в переплетений цех. Там делали одну увесистую книгу с самыми кошерными темами. И не было у меня столько макулатуры лишней. Все компактно
Клетчатый, не плохо придумано
avatar
А для знатоков Кукрыниксы ( в 4х томах)
avatar
Крокодил, Чаян, Огонек, Весёлые картинки.
Наука и жизнь — крут. Когда был подростком — в начале нулевых — читал у деда на даче. Подчерпнул оттуда многое. Но почему-то сейчас вспоминается только статья о системах чисел. Двоичной, восьмеричной. Наверное потому, что сам не догнал толком и спрашивал у деда.

В прошлый отпуск нашел пару журналов «сделай сам» 90-го года. Это прямо срез эпохи. Добрая доля статей как сделать что-нибудь для хозяйства, из палок и известной субстанции. По крайней мере так это воспринимается из времени, когда 90% вещей с описанным функционалом просто покупается в магазине. И запомнилась публикация письма читателя с осуждением редакции в формате «вы тут предлагаете много всего делать, но простому советскому гражданину даже этих материалов не достать» — мол пишите про поделки из материалов ещё доступнее.
avatar
Юный техник. Они даже подробно ответили мне, когда я им написал идею как сделать вечный двигатель — вроде в 4 классе )
Левша. Изобретатель и рационализатор. Моделист конструктор. Наука и жизнь. Техника молодёжи.
Помню, как в Моделист конструктор появилась первая реклама — ощущение, что мир сильно меняется.
avatar
Журналы безусловно хорошие.

Почему —
В шестидесятые был упор на физику
Ядерка космос транзистор и т д.
Вот журналисты и подключились
Научно технический прогресс в массы или востребованное для масс.


Теперь что —
Тики токи Инстасрама За деньги все или как вам одинокая покупательница квартиры лолллиной с сотней миллионов — типа а дайка куплю пятикомнатную мне же с ребенком жить негде… И это все видят люди и наши дети.
Ну и какая тут может быть индустрия науки и Советская фантастика с роботами коммунистами ??


Папа а чё у тебя бмв7 нет как у соседа Рамзана с рынка ?
А он советскую фантастику читал на даче (мама)

Справедливости ради отмечу что все эти мегатонны литературы не дали нам ни ПК ни Виндоус ни смартфона ни Мерседеса и даже Киа
Не говоря о кроссовках Адидас.
То есть практическое отбивание затрат на эту литературу для государства похоже было нулевое и те кто мог бы двигать ситуацию это поняли что лучшая мотивация это деньги а не журнал на даче.
avatar
Al Bax, наверное по по этому решили свернуть проект СССР и перейти на рельсы капитализма. Бабки-бапки. 
Vadim Skrizki, проект СССР не свернули 
просто та СССР сама сдохла как идея и чуть всю страну не утянула в пропасть
а так кому то этого хотелось
мы просто вернули в социум буржуев которые единственно способны приносить в общество прибыля 
а  вот распределение прибылей обществом в лице государства осталось на уровне СССР
поэтому у нас сейчас СССР 2,0
настоящий капитализм это как в курнике 
кто украл тот и пан 

у нас пока украсть не очень получается 
да и буржуинство не спешит расти на выжженном поле 
а так все получилось отлично 
могло быть как в югославии или ливии 
Vadim Skrizki, а деньги это и есть мерило эффективности
avatar
Al Bax, глупый ты…
avatar
Zvr, ну ты умный.
Что изобрел в жизни?
Теорема ферми может доказал?
avatar
Al Bax, я тоже глупый
avatar

Al Bax, НТП потенциал среди народа был, но тормозили инициативы.

Человек у нас изобрел самый быстрый процессор на 315-х транзисторах, но его не пустили в серию, так как костное руководство предпочитало делать херовые аналоги капиталистических поделок.

avatar
Йоганн, про кт315-

avatar
Al Bax, да, это были самые дешевые транзисторы, и из них человек спаял принципиально новый процессор с инновационной архитектурой для своего времени.
avatar
Йоганн, там новой была постановка задачи конвейера.
Сам транзистор был проработкой западных аналогов


avatar
Науку и жизнь, Химию и жизнь выписывал точно, может еще чего — не помню уже. Моделист конструктор возможно
avatar
журнал «веселые картинки» и газета «пионерская зорька»,
это были мои настольные издания!
..
сделав меня в классе начальной школы политинформатором 🤗 и никто не «пожалел»,
классная даже смирилась с моей политграмотностью.
..
если бы я в то время занялся бизнесом, то я бы смог всех подписал на эти издания и не только🔥
Выписывали " мурзилка" наука и жизнь",… здоровье и что мать там выписывала уже не помню… Но не долго выписывал… Ходил в библиотеку и там читал и домой брал… Просто понял что не нужна макулатура, где в редком журнале было именно мне что-то интересное…
 пионерская правда реальная штука была 
Журнал «Земля и Вселенная». Очень много было статей о телескопостроении.
Рептилоид, в итоге построили телескоп?
Или как всегда…
avatar
Al Bax, построил (150mm — апертура, рефлектор системы Ньютона). Было мне тогда 13 лет. С тех пор это моё самое главное хобби.
В целом создается впечатление о более высоком интеллектуальном и нравственном уровне советских людей, чем у современных граждан нашего современного, так называемого общества. 
А так и было. Люди очень много читали хорошей литературы — выходили миллионными тиражами действительно качественные книги и журналы. 

А так на меня произвела большое впечатление статья Капицы (того, который нормальный, а не его сынка) опубликованная в середине восьмидесятых. Он там опубликовал прогноз что в течение 50 лет Европа исламизируется. Тогда это звучало как что-то нелепо-фантастическое. А время прошло и вуаля — его прогноз оправдывается. 
к сожалению современные реалии другие… главный ресурс современной экономики это ДЕБИЛЫ) извините за грубость. Ими легче управлять, впаривать кредиты итд 
Мысль не моя процитировал умного человека -  www.youtube.com/watch?v=Tb-WTifS2Q8&t=94s
Михаил Ростов Папа, это плохо. Не надо цитировать умных. Где оно это мерило, что тот умный, а этот нет. Так что лучше не цитировать, а своими словами так, как думаешь.
Все_Умные_а_я_дурак, так я и своими, дураков на дебилов заменил).
Михаил Ростов Папа, тогда управлять было ещё легче.
avatar
Михаил Ростов Папа, это верно для мировой экономики где управляют глобальные корпорации. им нужны не производители-конкуренты а потребители, которые возьмут кредиты, разворуют деньги с помощью коррупционеров, окажутся в полной зависимости от иностранного бизнеса, банков, мировых правительств. тогда их можно будет надолго и безопастно сделать своим кормом
avatar
Михаил Ростов Папа, это верно для мировой экономики где управляют глобальные корпорации. им нужны не производители-конкуренты а потребители, которые возьмут кредиты, разворуют деньги с помощью коррупционеров, окажутся в полной зависимости от иностранного бизнеса, банков, мировых правительств. тогда их можно будет надолго и безопастно сделать своим кормом
avatar
Михаил Ростов Папа, а вы правы 
сегодня дебилы вторая нефть точно
см как кучно пошло обман пенсов и подростков 
и это только начало
у всех нынче деньги не в наличке 
а там нажимай кнопки и греби бабло 
мечта пиратов
поэтому процесс дебилизации общества это понятно кому выгодно
Валерий Калачев, да про кнопки верно. Поэтому не забываем золотые монеты)
Еще был этот интересный журнал.В нем подробно описывалось все связанное с иностранной военной техникой, тактикой и все остальное связанное с этой тематикой.
avatar
Ностальгия чертова 
avatar
Раиль, это не ностальгия
это медленное восприятие нашего прошлого в СССР как нечто необыкновенно сытного для мозгов 
ни у кого иных поколений этого не будет никогда 
а у нас было 
мы успели хапнуть и в этом часть нашего счастья бытового 
Я бы не переоценивал интеллектуальный уровень советских людей и их интерес к научным знаниям. Именно у них Кашпировский, Чумак, религия в одночасье заменили «науку и знания» в конце 80-х.
avatar
Cash, наука изучает материальный мир, законы природы. чумак кашпировский религия это не наука а работа с подсознанием. в этом нет противоречий. но христианская религия опастсна потому что консервативна боится науку, знание, прогресс
avatar
Igor, потому что попы ничем не отличаются от кашпировского 
только обрядами 
Igor, нет там никакого подсознания, страх и жадность те рефлексы ))
avatar
Cash, с Руандой что случилось, немцами, народом Шиллера и Гете, украинцами, которые вместе с нами воевали с нацистами?
Дело в другом, деструктивная пропаганда, как это неудивительно делает из человека скотину, причем, удивительно другое — на интеллигенцию она влияет не в меньшей степени, чем на темный народ хуту. Власти не должны были допускать мошенников до СМИ. История с Кашпировским и Чумаком говорит только лишь об этом.

Сегодня тоже немцы убеждены, им опять промыли мозги, что мы собираемся на них напасть. Наверное, телепортировавшись через Польшу. Ну вот так пропаганда работает
avatar
Ratio_, а на кого Россия за свою тысячелетнюю историю нападала? Ни на кого )
avatar
Cash, с конца Холодной войны мы искренне хотели на всем этом противостоянии поставить точку, перевернуть страницу. Было бы правильным с этого момента считать. Они ведь тоже на словах это говорили, а на деле?
На деле европейцы и американцы ничего переворачивать не захотели и их военное продвижение к нашей стране стало причиной конфликта. Шаг за шагом они продвигали военные базы ближе к нашим границам, в конце концов когда речь зашла о заселенных русскими землях, землях, где каждый метр земли был и является русским, земли, которые формально и незаконно, без спроса людей живущих на этих землях были переданы, опять же чисто формально, при СССР.
Тогда пришлось ответить.
Так то у них был план разместить в русском Крыму свои военные базы вместо нашего Черноморского флота и навязывать русским же свою волю.
Этого не должен был допустить не то что Путин, а не один здравомыслящий президент России.
Поймите это.

Агрессоры те, кто создали этот конфликт, накачивают обманутых украинцев оружием в своих интересах.
avatar
Ratio_, так всю историю так. Все они всегда были агрессивными, а мы только оборонялись. Вы ведь согласны, что в Европе неонацизм процветает. Лавров об этом говорит. СВО по денацификации Германи, Польши, Франции — это ведь не нападение, а самозащита? Путин сказал, что Финляндия ждёт распада России, чтобы оттяпать нашу территорию по реке Сестра, т.е. хотят реванша. Мы ведь вправе активно этому противостоять?
avatar
Cash, опять же, следует считать с окончания Холодной войны и распада СССР.
Не надо опять за всю историю. Вы с окончания Холодной войны ответить не можете, а претендуете за всю историю.

Правильно считать с окончания Холодной войны и распада СССР.
Появилась новая Россия, новая Украина, которая обязывалась жить в мире с Россией, ввиду огромных областей заселенных русскими. Крым вообще был автономным образованием, имел особый статус по причине компактного проживания русских, а так же ввиду формального и спорного вхождения в состав УССР.

Кто все это захотел разрушить и разрушил эту хрупкую конструкцию? Запад.
Оранжевая революция в 2005м при поддержке Запада, курс на НАТО и пошло поехало. Мы вообще до этого ничего не предпринимали против Украины и против Запада. Так как Украина худо бедно соблюдала условия мирного сосуществования.
Даже ответили, в смысле словами, просто словами и то с опозданием, Мюнхенская речь когда была?
avatar
Ratio_, а я опять обращаюсь ко всей истории России. Назовите хоть один факт нападения России на какое-либо государство )

Так согласны, что если руководство решит провести СВО против Европы, которая хочет нас развалить, то это логичный шаг в рамках самообороны?
avatar
Cash, поход князя Олега на Царьград)
avatar
Ratio_, ответ на агрессивные действия византийцев, которые не выполняли условия предыдущего договора )
avatar
Cash, 
Весной 1667 года Степан Разин, собрав под свои знамена около тысячи, а по некоторым данным и больше, отчаянных «степных волков», направил их не к персидским берегам 


Василий, он казак в допетровские времена, т.е. не имел отношения к государству. Действовал исключительно в личных целях )
avatar
Ratio_,  накачивают обманутых украинцев оружием в своих интересах.
нету там обманутых украинцев
там или внуки бандеровцев или жаждущие халявы
для них война это барыш и халява и ничего более 
кто жил на укре не даст соврать 
там кумовство похлеще чем у азиатов 
А мы выписывали литературные журналы — «Новый мир» и «Октябрь»…
Александр Мерков, 

у нас дома всегда была «Роман-Газета» — все повести советских современных писателей выходили массовым тиражом.
не помню точно, но тираж был под миллион экземпляров.
avatar
Stanis, Тоже выписывали! Огромная подборка была по годам. Все повыбрасывал, эх…

Александр Мерков, видать, ценность это не представляло для Вас.

Я храню до сих пор, надеюсь, внукам передать. Ничего лучше пока не встретил по качеству печатного материала.

avatar
Йоганн, Да, Вы правы. Читать — читал, но не осознавал ценности владения этим. Они были очень смелые по тем временам. Может быть — самые смелые…
Stanis, если на почитать, то можно добавить «Юность». Повести там печатались хорошего уровня. Ну, и приложение к журналу «Сельская молодёжь» — «Подвиг».
Я, к примеру «Семнадцать мгновений весны» там прочитал. А через несколько месяцев фильм вышел, как по заказу.
avatar
Александр Мерков, это уже при Перестройке, наверное. В брежневские времена читать там было нечего.
avatar
Cash, Верно. При Брежневе я «Чиполлино» и «Волшебник Изумрудного Города» читал. Тоже опасные книги, даже сейчас).
Александр Мерков, Чиполлино написал коммунист Джанни Родари, у меня была в детстве пластинка с радио постановкой )
avatar
 еще забыли такие журналы как " Корея" и других соцстран.
«Коммунист» часто полагалось обязательно выписывать членам КПСС.

«Иностранная литература» пользовалась особым спросом.
Там печатались новинки зарубежных авторов.
avatar
Радио
avatar
по схемам из моделист-конструктор строили в авиамодельном кружке планеры и кордовые бойцовые модели особым шиком считались объемные копии. хорошая была подготовка и перспективно для технических специальностей, не только пилили и сверлили но и мозгами учились работать. выступали на соревнованиях, рубили соперникам ленты на хвостах и крутили горки и бочки. это еще до периода дронов, появлялись первые радиоуправляемые системы но для этого их надо было достать и купить а цена была в пределах 400 советских рублей. из этого вырос интерес к радио-журналам, паяли первые схемы переделки для радиоуправления..
ну а после этого дорога была на коллективную радиолюбительскую радиостанцию и первые связи на «пионерском диапазоне» и выписанный из посылторга за 40р набор «кварц» и самостоятельно собранный первый трансивер «радио-лопавка». очень серьезно дрюкали нас старшие коллеги 🪓 за нежелание учить морзянку для телеграфа, вот такой был период 90-00гг.
раскрыть комментарий
avatar
А. Г., а каждый номер «Науки и жизни» начинался с передовицы про роль партии и ЛИЧНО Л.И.Брежнева в развитии советской науки.
avatar
Cash, может быть. Я же до перехода во вторую физ-мат школу в 7 классе читал только научные исторические труды и историческую художественную литературу. С тем же Пикулем я познакомился в свои 11  лет, а императрицу Фике (сборник) вообще прочёл в 8.

Это из сказок, кроме фильмов и Волшебника изумрудного города с продолжениями и трёх Незнаек, ничего и не помню. 

А в физмат школе пришлось продвигаться по математике и потому уже было не до таких журналов, а для статей в научных журналах МГУ. И там всё было иначе.

Так что мои сведения о журналах только когда стал уже взрослым слушателем технического факультета ВШ КГБ.
avatar
А. Г., любой номер начинался с роли «руководящей линии партии».
Что касается Пикуля, то он был очень популярен.
Историки его не любили, т.к. считали, что он не специалист.
Пикуль был нашим Дюма, интерес к истории у многих возник после прочтения его книг.
Вряд ли ошибусь если предположу, что и фантастику Ефремова, Беляева и пр. тоже читали в детстве.
avatar
раскрыть комментарий
avatar
Cash, да сейчас нет проблем, задай Алисе в промпт «напиши что нибудь историческо-блевотно-патриотическое на 500 страниц» вот тебе личный пикуль готов.
По-моему никто не упоминал самый распространенный советский журнал «Огонек». Фишка его была в том, что в середине журнала был цветной постер (картина какого-либо художника и т.п.). Вообще при СССР все журналы были черно-белыми, полиграфия цвете была редкостью. Помню учебник по истории за 5 или 6 класс с цветными картинками, так он был напечатан в ГДР.
avatar
Cash, Нейдёт с ума зловещий карнавал: ГУЛАГ - тюрьма - этап - лесоповал, и всюду мнится чёрный воронок ушибленным журналом "Огонёк"
Cash, впервые услышал про этот журнал в сериале «Восьмидесятые» 
avatar
Был журнал Юный натуралист для детей. Читала от корки до корки. Один раз письмо туда писала с вопросом про своего бесхвостого сиамского кота. Ответили быстро и грамотно.
На Квант была подписка, т к собиралась поступать на физтех.Задачи были очень сложные. Прекрасный журнал.
Науку и жизнь читали всей семьей. Там были интересные и практичные советы.
Газета Пионерская правда — первые страницы пропаганда, а потом очень интересные материалы. Кстати, в этой газете прочитала объявление о физматшколе при Томском университете, записалась туда, мне присылали задания, я отправляла решения, их очень вдумчиво проверяли, объясняли ошибки, а потом пригласили в физматлагерь в Томск. Совершенно бесплатно, мама оплатила только авиабилеты Там началась моя любовь науке.
Не удалось сделать карьеру ученого в связи с нагрянувшей перестройкой, но полученные знания и логика по жизни помогала в других профессиях вседа.
Хорошие были времена и журналы.
avatar
Елена, спасибо за отзыв! Задачки сложные, согласен, я даже удивился уровню, ведь рассчитано на старшеклассников.
avatar
Все журналы до 1995, где минимум фоток, никакой графики, всё нарисовано руками, где под каждым рисунком, изображением имя автора, и всё это в каком-то живом стиле и с душой кажутся чем то инопланетным. А все эти фантастические изобретения, идей, создают впечатление другой немного наивной но высшей технократической цивилизации. Маск отдыхает!
И еще, один очень важный момент, это чувство сплоченности, мысли о будущем, понятные ориентиры, и человечность! Вера в то что за нами будущее, и понятный враг — империализм..
Вайб «Атомик харт»))
avatar
22022022, понятный враг — империализм..
ну так империализм остался врагом 
22022022, В точку!
avatar
При жесткой цензуре цель данных изданий была просвещать, а не развлекать.
В целом создается впечатление о более высоком интеллектуальном и нравственном уровне советских людей, чем у современных граждан нашего современного, так называемого общества. 
Это не так. Граждане СССР были в среднем глупее и наивнее, чем сегодняшние россияне. Статистически уровень интеллекта каждого поколения СССР и потом России существенно выше, чем предыдущего.

Падение интеллектуального уровня только в текущем поколении наблюдается. «Поколение Альфа» глупее «Поколения Z».
avatar
сейчас тоже есть хорошие журналы
avatar
Я бы не переоценивал интеллектуальный уровень советских людей и их интерес к научным знаниям. Именно у них Кашпировский, Чумак в одночасье заменили «науку и знания» в конце 80-х.

Ну, да. После всех этих чтений переписок «Энгельса и Каутского»:
— Это какой-то позор!



avatar
Aprova3, на самом деле в журналах хватало и мистики. Секреты бермудского треугольника, левитация, НЛО, путешествия во времени, итп))) Так что не удивительно что некоторые поверили и в «заряженную воду»
Разве может ТВ врать? Разве может Кашпировский тупо прогревать гоев?
avatar
22022022, это была осмысленная политика, чтоб в курилках не политику обсуждали а инопланетян с барабашками… я помню газеты 1991года, чем больше был политический писец тем больше было инопланетян и дескать контакт уже в перьми и летающая тарелка фото на первых полосах газеты  известий
avatar
Aprova3, тогда пропаганда была дескать в советских газетах и по телеку только правду вещают...

и вот реально так и было… раз по телеку показывают — значит правда… а тут хоба чумак, барабашка, кашпировский, инопланетяне, пермская аномалия, бермудский треугольник...


avatar
Любила кино, ходила на все премьеры, поэтому покупала советский экран.
avatar
Да еще были «кругозор» с отдельным вложением «колобок» 👍
это для любителей грампластинок, в каждом из изданий было до 7шт. сказки, стихи маршак-барто. детские песни!
..
вот были времена
Кекиус Максимус, помню такой журнал. Там  внутри пластинки были гибкие голубоватого цвета.
Мои дети на даче читают. Мурзилка, юный натуралист, вокруг света, Квант. Не сжигаем и не выбрасываем
Елена Говал, это журналы на все времена, детям то точно интересно картинки поразглядывать 
avatar
cccр — другая цивилизация, наблюдаем результат систематического развращения и разлома морали по первым каналам, кроме журналов еще передачи были куда более интеллектуальные. 
Константин Р, по телеку днем крутили научпоп и телеуроки… типа дети дома днем пусть смотрият полезное...

в день показывали 1 мультфильм в гостях у сказки… и 1 фильм вечером после программы время.... 
avatar
Один факт рушит всю систему рефлексии по СССР, как высокоообразованному обществу-сразу с  распадом совка повылазили Кашпировские и Чумаки и вчерашние читатели «наука и жизнь» такой же толпой побежали за банками, чтобы наполнить их водой и поставить перед телевизором))это тупорылое дерьмо крутили сутками по центральным каналам))совкодрочерам привет!
Мелисов Андрей, как раз наоборот. И есть закономерность для таких времён/периодов. Научная в смысле, не сам дошёл. Уважаемые люди писали.
Волны эволюции: духовное/много/по лбу//материальное/много/по лбу//духовное/...
В начале XX так же возникли *Блаватская, Рерихи и всё такое* /две фамилии — даже не вершинка же того айсбергища. Хотя вроде бы вообще, на типа высокультурной типа базе самого серебряного из серебряных века.
Но это шаг вперёд, а не назад был.
Просто, представить, что за окном. До и после, и вокруг. Реальность: единственная. И никакой другой: прошлое вот, будущего не знает никто.
Как РФ начнёт уже разваливаться (не под корень, понятно, а вот это текущее всё нагромождение дичи) — то будет точно такой же всплеск к мистике.
Закон природы. Всё новое — хорошо забытое старое.
==
publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i_jizn'''_(jurnal)/
Наука и Жизнь с 1890 любой/почти/но до 2013 только

starosti.ru/
ещё один, тоже с 1890, но этот крут
вырезки газет, тоже ограничения оцифровки заметны
стиль непривычный, но вот события
неожиданные — мягко сказано, хотя так-то ничего сверхособого
в основном политика, но не только
точно уж не ностальгия))

avatar
MySki, 
Волны эволюции: духовное/много/по лбу//материальное/много/по лбу//духовное/.. В начале XX так же возникли *Блаватская, Рерихи и всё такое*

Возможно не «волны эволюции», а разрушение имперского сознания и имперских мифов.

У кого не было имперского сознания, никакой тяги к мистицизму и «сеансам черной магии» не возникло.

avatar
Aprova3, в империи дело? Одно и то же может быть и добром и злом, что империя, что деньги, что угодно. А учения — так вообще там и что и добра и зла нет, и много чего, то ли философия, то ли демагогия на выходе обычно. Толку от слов. Говорят столько, сколько финансируют. Вокруг слов возникает кухня. Самодостаточная.
Просто когда прижмёт, большинство по-любому верующими становятся. Насколько успевают, все по-своему. Вот и происходит всплеск тогда общий. Не в смысле верующими по каким-то правилам. А когда выход искать начинают. Но следующие поколения начинают всё сначала. Для них же ещё ничего не было.
Ну а статистика рождает уже волны какие-то для всего сообщества. Хотя каждый, понятно, в своём времени. Но и в целом по больнице как-то синхронизируются пациенты. Потому что обучение только по лбу и происходит почему-то. Все про это всю жизнь, что Лев Толстой, там, что другие разные. Сколько люди живут, столько и удивляются.
avatar
Мелисов Андрей, там не было читателей науки и жизнь
в основном там были кто верил что при комунизме в магазинах будут давать без денег товары  
Мелисов Андрей, такие журналы на самом деле читает не так много людей, что тогда, что сейчас, а глупых людей всегда большинство
avatar
Родители много выписывали; Здоровье, Крокодил, Наука и жизнь, и т.д. Что бы не хранить в сарайке, я их отнес  в магазин «Знание» там их принимали на продажу.Сам учился в 3 классе ( мама написала записку, в магазин, что не возражает)), это  были мои первые деньги)
Ещё с начала 80-х где-то по середину или начало 90-х у нас издавалась русская версия "Scientific American" под названием "В мире науки". Редактором был тот самый "неправильный" Капица из "дорогой передачи". Возможно, мое мнение будет не совсем в резонансе с общим настроем комментариев, но по уровню статей журнал был как минимум не слабее НиЖ, а возможно, и покруче. В свете того, как у нас развиваются дела с интернетом, многие советские журналы 70-80х (и ВмН тоже) давно скачаны на локальный диск и ждут своего часа.
СССР — это высокоразвитая цивилизация, так что удивляться нечему, а сейчас мы катимся в архаику, скоро вообще забудем что когда-то знали и умели производить.
avatar
Eridanoy, СССР скорей похож на больного аутизмом
ума полно, а толку мало
«Пионерская правда» в конце 1980-х:

коммунизм: когда в магазинах всё будет
и компьютеры станут умнее
А что вы можете интересного рассказать о забытых журналах СССР? 

Читатели «Наука и жизнь» — одни из самых пострадавших граждан СССР. Было бы справедливо, если бы они могли выставить счета издержек в суде к данному журналу.

При переходе к «капитализму» самые пострадавшие профессии были в военной инженерной и промышленной отраслях, как раз у любителей журнала «Наука и жизнь». Тогда как граждане, которые выбрали созидающие профессии, например, в строительстве, сельском хозяйстве, пищевой отрасли и тд не пострадали.

avatar
Мне родители выписывали в детстве «Вокруг света» И «знание- сила» ))). Мне тогда было лет 10-12. Да уж, «жертвам ЕГЭ» такое вряд ли будет интересно
А я покупал советский спорт каждую неделю. Там были техники кунг-фу или ушу, не помню уже. Типа стиль богомола или обезьяны.
я до войны выписывал науку и жизнь… но там сменился редактор и он стал другим… более сложным для чтения — затянутым  и бабским каким то… и много исторического появилось… ну например цикл про первую мировую… цикл про историю современной физики... 

есть популярная механика… она более злободневна и интересна и хайпова

но рекомендую журнал здоровье — реально хорош

саманту смит жалко до сих пор
avatar
Остались неохваченными следующие популярные издания:
«Весёлые картинки»,
«Студенческий меридиан»,
«Знание — сила»,
«Свиноводство в СССР».
avatar
В детстве интересно было «Науку и жизнь» читать, когда интернетов еще не было. А сейчас недавно стал смотреть старые выпуски, вообще не зашло, как что-то сильно устаревшее
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Доллар держит позицию, но теряет импульс перед отчетом по занятости
Евро в пятницу показывает уверенный рост против доллара, хотя новостной фон формально не выглядит благоприятным для риска. Рынок получил новый...
Селигдар не будет платить дивиденды за 2025 год
Совет директоров Селигдара ожидаемо отказался от дивидендных выплат за 2025 год. Решение полностью укладывается в финансовую картину компании. По...
Фото
⚡ Получайте кэшбэк за сделки
Мы запустили акцию для тех, кто давно не пользовался нашим торговым терминалом — или только хочет попробовать.  Можно получать...
Фото
Исповедь по Магниту: пришло время каяться за свои грехи. Самый подробный разбор отчета за 2025 год 
Магнит — это как сыр с плесенью. Удовольствие для гурманов 😁 Примитивная оценка акций Магнита делается через мультипликатор EV/EBITDA...

теги блога RiskTrader

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн