Как прокачать мышление? Стать умнее?
Ходят легенды, что мы задействуем мозг лишь на 10%, что нужно активировать правое полушарие и включить в работу оставшиеся 90% потенциала. Профессор Дитрих Дёрнер за исследования, в том числе, этих вопросов получил самую престижную в Германии награду (правда это было в 1986 году). О своей работе он рассказывает в книге «Логика неудачи. Книга о стратегическом мышлении в сложных ситуациях».
Ученый предлагает развивать мышление через игры. «Тренироваться на кошках».
Одно из ключевых препятствий у людей к стратегическому мышлению состоит в том, что у них короткая память. Добавлю от себя, что как у рыбок гуппи, у которых стирается содержимое памяти после круга по аквариуму. Большинство людей не может удерживать в памяти события сильное разделенные во времени (раньше люди не знали, как появляются дети, зачатие и рождение разделены 9-ю месяцами, попробуй улови связь) и они не видят причин и следствий на больших промежутках времени.
Есть те редкие книги, которые можно перечитывать несколько раз, а есть книги, которые читаешь в молодости и сознательно откладываешь их чтение на будущее. Чтобы потом, в зрелом возрасте, получить от этого удовольствие.
Одни из таких книг — это произведения Карлоса Кастанеды. Их читать не перечитать, и вот в 42 года перечитал, точнее прочел с нуля отложенную много лет тому назад его книгу «Активная сторона бесконечности». Он написал ее за год до своей смерти.
И сейчас, с высоты прожитых лет, могу ее объяснить, трактовать. Хотя и сам Кастанеда с первых строчек пишет: «Эта книга представляет собой своего рода коллекцию памятных событий моей жизни».
Ключевой практикой магов является тотальный перепросмотр своей жизни. Нужно вспомнить каждого человека и события с ним связанные. Найти эмоционально заряженные моменты, ситуации, которые изменили твой жизненный путь, повлияли на тебя.
Друзья решили продать квартиру и вложить все деньги в бизнес. Какой? Еще не придумали. Пытался отговорить, не слушают. Говорят, что моя консультация слишком дорого стоит.
Ага, бесплатно для друга — это слишком дорого.) Вот инфоцыгани миллионы берут за совет, им платят, а ближнего не слышат...
Для начала, продавать квартиру для ради вложений в бизнес нельзя. Накопи деньги и вкладывайся куда угодно, твое дело, но рисковать единственным активом — это дичь.
Дальше больше. Если вы хотите открыть свое дело, то прочитайте хотя бы с десяток книг на эту тему. Изучите рекламу и маркетинг. Мною прочитаны 1000 книг — и это только плата за вход в жизнь чуть выше среднего. Открывать бизнес, не читая книг — варварство.
Мне возражают, говорят: «Посмотри вокруг! Моя знакомая открыла бизнес без ничего и у нее получилось!!!». Так вы не забывайте, что вы видите видимое и не видите невидимое. Вы наблюдаете только успешный успех, но не знаете о тысячах предпринимателях, которые вложились в свое дело и прогорели. Так они еще и молчат, никому не рассказывают о своих неудачах, что искажает картину мира.
Есть такая профессия — цены назначать.
И называется она «Архитектор ценообразования», и компаниям в пору выделить для нее отдельную должность. И нанять грамотного специалиста (их нет пока) или руководству заняться самому этим. Почему?
Потому, что грамотно установленные цены — залог прибыльности компании. На тему ценообразования на русском языке издано не так-то и много книг. Одна из них это «Ценовое преимущество». Ее нужно хотя бы бегло просмотреть тем, кто зарабатывает деньги. Она заставит мозг думать на эту тему и искать решения.
Я не предприниматель, а философ бизнеса. У меня, если прибыль, то все 100%, но в мире материальных товаров, как пишут авторы книги «Ценовое преимущество», повышение цены всего на 1% — это Победа!
Бизнес не добьется больших результатов по увеличению доходности другими путями (снижение издержек, повышение объема продаж) нежели простым увеличением цены на 1% (вспомните об этом, когда ваш мобильный оператор это сделает, сколько шума поднимется)).
Каким должно быть творческое мышление?
Наверняка, вы слышали, что нестандартное мышление должно выходить за рамки, задействовать весь окружающий мир для создания идей. Авторы книги «Творчество в рамках» Дрю Бойд и Джекоб Голденберг развенчивают миф о выходе за рамки! Творить можно и нужно внутри границ!!!
Откуда пошло заблуждение насчет творчества вне рамок? Оно берет корни с головоломки о 9 точках. Посмотрите на рисунок ниже. Нужно соединить все эти точки четырьмя (или меньшим количеством) прямыми линиями, не отрывая карандаш (ручку) от поверхности (палец от экрана)). Если вам эта задача незнакома, то попробуйте ее разгадать, ниже будет приведено решение.
Если вы решите инвестировать в российский фондовый рынок, то перед вами встанет вопрос: «Какие акции купить?».
Самый простой ответ: «Покупать индекс Мосбиржи в формате ETF». Так вы покупаете большую часть рынка. Гуру рекомендуют так делать. Проблема в том, что ETF себя скомпрометировали, на зарубежные рынки они до сих пор заморожены (украдены), в том числе, из-за жуликов и воров из недружественных стран. Поэтому даже инвестиции в российские ETF на индексы теперь сопряжены с рисками.
Остается выбирать акции самостоятельно. Как же это сделать? Выбор на российском рынке небольшой. Торгуется в районе 250 акций.
То есть, нам нужно выбрать что-то всего лишь из 250 вариантов! Какое идеальное решение? Идеальный выбор? Представьте, что вы на машине времени отправились в будущее, например, на год вперед и имеете там доступ к котировкам биржи. Вы можете проанализировать их и определить «задним числом», какая одна акция показала самую высокую доходность. Возвращаетесь в свое время и закупаете эту акцию на «всю котлету». Вам не нужны ВСЕ акции, вам нужна одна(!) лучшая, чемпион на заданном отрезке времени.
Вы хотели бы узнать о том, как живут йоги в Гималаях и какими сверхспособностями они обладают?
На вашу жажду знания ответит книга Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов», которая мне попалась случайно на книжном рынке. Но случайности не случайны.
Эта мощная книга описывает истории из жизни индийского йога Шри Свами Рамы, который, как Маугли, был воспитан в среде йогов Гималаев. Его в детстве передали в ученики, и он странствовал десятилетия по пещерам и горам, встречаясь там с удивительными йогами. Он и только он может рассказать нам о жизни йогов изнутри.
Начинает он книгу прозаически для западного читателя, рассказывая, что никакого Йети, снежного человека, не существует. Это, скорее, медведи на фоне снега. Это он как знающий Гималаи говорит, у него был свой ручной медведь, с которым он скитался по горам.
Для западного ума, к которому отношу себя, все эти истории про йогов звучат скептически.
Перечитываю книгу Нассима Талеба «Антихрупкость» и встретил там мысль, которая ускользает от богатых и успешных людей, но ее уже давно думали греческие мыслители.
Мысль, как понял, такая, что с ростом благосостояния, успеха, в будущем тебя с большей вероятностью ждут невзгоды(!) нежели радости.
Аналогия видится такая, представьте, что успех — это покорение вершины горы. Пока ты поднимаешься на нее, у тебя впереди маячит цель, с каждым шагом ты ближе к ней, есть прогресс. Но, что делать, когда ты уже на вершине? Выше только звезды, но до них не дотянуться. В лучшем случае, ты можешь сохранять статус-кво, каждый твой шаг на вершине, оставляет тебя на вершине, но существует множество вариантов упасть вниз.
Богатым людям приходится в этом плане тяжело. Получить радость от вновь заработанных денег трудно, потому что эта прибавка уже мало, что решает, но вот потерять теперь можно многое! И чем богаче человек, тем больше величина падения вниз. Тем больше страх, а не радость. Подумайте об этом!
У Нассима Талеба вышла новая книга «Статистические последствия жирных хвостов: О новых вычислительных подходах к принятию решений». Она продается запакованная в целлофан, поэтому спешу рассказать, что там внутри.
Книгу читать невозможно! По известному выражению Стивена Хокинга, «каждая формула в книге уменьшает количество читателей в два раза».
В книге «Статистические последствия жирных хвостов» формул, пожалуй, тысячи!!! Если вы не математик, статистик, то вам останется продираться сквозь тернии к маленьким окошкам текста, где ты хоть что-то понимаешь. В связи с этим книгу можно пролистать за полчаса, как комикс (Нассим Талеб понимал, что будет трудно читать и разбавил книгу комиксом, но это безнадежно)).
Вкратце, статистики ошибаются, их формулы неприменимы к миру черных лебедей. Забудьте, чему вас учили по статистике. Попутно обсуждаются опционы и вероятность третьей мировой войны.
Вывод: при покупке книги в магазине смело разрывайте целлофановую оболочку, которая предназначена для повышения продаж (иначе, в здравому уме ее купят только ученые) и посмотрите, что там творится. Зоопарк формул на фоне которых чувствуешь себя… ну не умным как-то.
В фильме «Кто убил BlackBerry?» (рекомендую к просмотру), когда гики-разработчики приходят в компанию, чтобы предложить им свой стартап, происходит такой диалог:
— Представьте: пейджер, телефон, электронная почта. Всё в одном устройстве. Мы назвали его Pocket Link.
— Так, слушайте. Мы здесь таким не занимаемся. У нас коммерческая
производственная компания… И придумайте название получше.
«Придумайте название получше», а уже через несколько минут в сюжете фильма показано, что они придумали название «BlackBerry», которое впоследствии стало нарицательным. В свое время «BlackBerry» был самым популярным телефоном на планете.
Кто же придумал это название?
Случайно узнал эту историю из книги Алекса Френкеля «Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом». Автор специально провел расследование в поисках того, как зарождалось имя этого бренда. Нам может этого пока еще не понять, но в мире существуют компании, задача, которых только и состоит в том, чтобы придумывать имена брендов. На этом они зарабатывают миллионы долларов. Это к вопросу, что можно ли заработать своим умом. Придумывайте слова!