На ZeroHedge выложили последний отчет от International Data Corporation в котором приводится статистика о состоянии рынка смартфонов в разных регионах мира (данные за первый квартал 2019). Данные по Европе (которая является одним из ключевых потребителей) говорят сами за себя, китайские Huawei и Xiaomi демонстрируют двухзначные цифры роста количества проданных смартфонов. Продажи Apple тоже демонстрируют двухзначную динамику — но только в сторону падения:
Информация о занимаемой производителями доле рынка представлена в виде диаграммы:
Как известно, денежный рынок США начал активно закладывать в цены смягчение монетарной политики ФРС на ближайших заседаниях. По мнению его участников, вероятность как минимум однократного снижения ставки к концу года превысила 90%! В целом, потенциал снижения в этом году оценивается в 65 базисных пунктов, а в следующем — составляет 30 базисных пунктов. Это эквивалентно четырем последовательным снижениям ставки рефинансирования к концу 2020 года:
На ZeroHedge опубликовали по этому поводу хороший обзор от аналитиков Goldman Sachs, в котором проводится небольшой исторический экскурс на тему поведения фондового рынка США после начала смягчения монетарной политики ФРС.
Так, начиная с 1988 года имело место 13 случаев когда участники рынка ожидали снижения ставки за день до заседания Феда. Во всех 13 случаях ставки на этом заседании были снижены. В двух случаях участники рынка пересматривали свои ожидания к началу заседания ФРС в сторону ужесточения. Это происходило в середине цикла смягчения монетарной политики и в обоих случаях фондовый рынок падал в течение месяца перед заседанием (на 5% в феврале 1990 и на 1% в феврале 1992).
На ZeroHedge выложили разбор твита от Дэвида Розенберга, в котором он задается вопросом — не скрывается ли за безумием внешней политики Трампа мастерство истинного игрока? Сам твит ниже:
David Rosenberg@EconguyRosie
На ZeroHedge выложили обзор от Deutsche Bank с информацией о денежных потоках в акционерные и облигационные фонды. Картина выходит достаточно впечатляющая, отток средств инвесторов из фондов акций за последние шесть месяцев находится на максимумах с момента европейского долгового кризиса 2010–2012 годов:
В абсолютном значении отток за последние полгода составил $237 млрд. Куда уходят эти деньги? Правильный ответ — в облигационные фонды и фонды денежного рынка (вкладывают в краткосрочные долговые обязательства, например в казначейские обязательства США):
На ZeroHedge опубликовали интересный обзор от Morgan Stanley о текущем состоянии денежного и фондового рынков в США. Я хочу остановиться на ключевых моментах, которые отражают всю суть надвигающегося на нас шторма.
Аналитики Morgan Stanley взяли обзор от Федерального резервного банка Атланты, в котором ФРС официально оценивает сокращение баланса на $200 млрд в рамках QT, как эквивалент однократного повышения ставки фондирования на 25 б.п. На основе этих данных была оценена «теневая» (а по факту реальная) ставка фондирования ФРС за последнее десятилетие, результат на графике ниже:
Если проведенные расчеты верны (а они выглядят достаточно правдоподобно), то монетарное ужесточение в этом цикле является сильнейшим за последних три десятилетия (6% против 4%). При этом мы уже вышли за верхнюю границу нисходящего канала, ограничивавшую предыдущие циклы повышения ставок. Общий тренд монетарной политики Федрезерва остается неизменным и неумолимо ведет нас в область отрицательных процентных ставок (кстати, МВФ уже начинает к ним готовиться).
На фоне эскалации торговой войны США с Китаем и ухудшения прогнозов по мировой экономике на денежном рынке США произошло знаменательное событие — доходность 10-летних трежерис упала ниже ставки ФРС (2,38% на текущий момент) и составила рекордные 2,3238% годовых:
Статистика за последние семь бизнес-циклов говорит нам о том, что после этого экономика США погружалась в рецессию со средней продолжительностью в 15 месяцев. При этом бычье ралли на рынке 10-леток началось еще осенью прошлого года и развивалось практически безоткатно:
На ZeroHedge опубликовали интересную диаграмму с динамикой индикатора «Boom-Bust». Вкратце, он представляет собой соотношение между индексом цен промышленного сырья и количеством первичных заявок на пособие по безработице. Чем дороже сырье и меньше количество уволенных работников — тем больше значение индекса и лучше состояние американской экономики. Эскалация торговой войны между Китаем и США в последний месяц обрушила этот индикатор к минимальным значениям за 2018–2019 годы:
Как видно из графика, это может предрекать еще одну мощную коррекцию фондового рынка США в ближайшие месяцы, тем более что Трамп не собирается сбавлять накал страстей в отношениях со своим главным торговым партнером. Да и рост напряженности в отношениях с Ираном также не способствует стабильности фондового рынка (хотя и может подбросить сырьевые цены вверх — во вред мировой экономике).
На фоне внесения компании Huawei в черные списки правительства США и угроз лишить ее необходимых для производства телефонов полупроводниковых чипов и софта, президент Си Цзиньпин посетил завод по производству неодимовых магнитов JL MAG Rare-Earth — завуалированное послание западу (которые так любят в китайской культуре) о том, что будет сделано дальше.
Акции компании отреагировали моментальным ростом, после чего торги были остановлены по дневному лимиту изменения их стоимости. При этом активный рост акций наблюдался уже с начала мая:
Китай является крупнейшим производителем редкоземельных металлов, до 80% импорта этой продукции в США приходится именно на эту страну. Что примечательно, торговая война не затронула китайский экспорт редких земель, США старательно избегают применения любых ограничений на эту отрасль китайской промышленности. И это не кажется удивительным, урон, который способны нанести такие рестрикции экономике Штатов, может оказаться действительно впечатляющим.
Итак, мы возможно стоим на пороге глобальных изменений. Предыдущий финансовый кризис привел к значительному снижению процентных ставок по всему миру, при этом слабое восстановление, длившееся последние годы, не позволило центробанкам вернуть их на докризисные уровни. Иными словами, они в значительной мере утратили пространство для маневра и это происходит в ситуации, когда мировая экономика как никогда близка к тому, чтобы перейти от фазы роста к очередному спаду.
Сохранение низких процентных ставок означает, что центробанки не смогут дать адекватный ответ на ухудшение экономических условий в случае начала очередного кризиса. Один из очевидных вариантов — снижение ставок в отрицательную зону уже реализуется в некоторых странах (например в Японии), однако его побочным следствием является уход инвесторов в наличные деньги и сокращение безналичных операций в экономике.
На РБК вышла новость о новых достижениях в сфере повышения долговой нагрузки граждан РФ, рост продолжается неплохими темпами:
Совокупный уровень долговой нагрузки населения (отношение ежемесячных платежей по кредиту к ежемесячному доходу заемщика) сейчас составляет 9,9%, рассказала директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова, выступая на банковской конференции ассоциации банков «Россия», передает корреспондент РБК. Это значение близко к историческому максимуму, установленному в 2014 году, — тогда он составлял 10,4%. …
В 2018 году долги россиян перед банками выросли на 22,4%, до 14,9 трлн руб., продемонстрировав максимальный рост с докризисного 2013 года. Основной вклад в рост внесли ипотека и необеспеченное потребкредитование.