Поставки российского дизеля в Африку в феврале сократились вдвое на фоне общего падения экспорта этого топлива из страны. Эксперты отмечают, что к этому могли привести инциденты на НПЗ и логистические ограничения.
Профицитный баланс позволяет отправлять на экспорт 45–50% дизеля, согласен Владимир Никитин, эксперт агентства количественной аналитики «Сиала». Более того, объём производства дизеля на отечественных НПЗ имеет многолетний тренд к росту за счёт улучшения вторичных процессов нефтепереработки и получения дополнительного автомобильного топлива при переработке прямогонного мазута. Что касается экспорта, то он традиционно имеет сезонные колебания и зависит от выполнения первостепенной задачи для российских нефтяных компаний — обеспечения внутреннего рынка в период высокого летнего спроса. Так, в конце февраля Минэнерго сообщило, что нефтяники нарастили запасы бензина на 3% по сравнению с началом года, до 2 млн т, а дизельного топлива — на 2%, до 3,3 млн т. Это близко к рекордной величине запасов в 3,5 млн т, зафиксированной в марте 2024 года, замечает Никитин.
Отопительный сезон на Украине продолжается до конца марта. На данный момент в ПХГ находится рекордно низкий объём запасов природного газа — всего 1.3 миллиарда кубических метров. Это на 2.9 миллиарда меньше, чем в прошлом году, и на 3.6 миллиарда меньше, чем в 2023.
Данный уровень запасов на этот день в году существенно меньше, чем в предыдущие годы: 5.1 миллиарда кубометров в 2023 году и 4.5 в 2024.
Главная причина дефицита запасов — финансовая.