Несмотря на закрепившиеся цены выше 50 долларов за баррель, американское правительство прогнозирует снижение добычи в течение октября и ноября. За эти два месяца сланцевики будут извлекать из недр в среднем на 77 тыс баррелей в сутки меньше, чем в сентябре.
Однако не все так плохо — впервые с весны текущего года на крупнейшем месторождении сланцевой нефти наблюдался рост добычи и по прогнозам он будет только усиливаться. Если в сентябре бассейн Permian поставлял около 1,96 млн. баррелей в сутки, то по итогам ноября этот уровень превысит 2,01 млн. баррелей. Напомним, что на долю этого месторождения приходится более 45% всей сланцевой нефти Соединенных Штатов. По нашим оценкам, при текущих ценах на нефть добыча в данном бассейне становится рентабельной и поэтому может спокойно активизироваться.
Повышение процентной ставки на 1 % приведет к потерям в 1,1 трлн. долларов, сообщает Goldman Sachs. В первую очередь убытки коснутся владельцев облигаций.
Ставка на долгосрочные бумаги окупилась в этом году сторицей благодаря ралли на долговом рынке. Инвесторы, поняв, что слабые экономические данные, приведут к откладыванию ужесточения монетарной политики, принялись скупать облигации, тем самым подняли их стоимость.
При повышении процентных ставок в 90-х и 2000-х цены долгосрочных облигаций падали ощутимее котировок краткосрочных долговых бумаг. Как правило покупатели требуют более существенной компенсации при долгосрочных инвестициях. В этом году средний срок погашения облигаций вырос с 6 до 6,98 лет.
В течение 2016 г. кривая доходностей по гособлигациям США сужалась, против чего в последние годы активно боролся Федрезерв. Считается, что чем уже спред между долгосрочными долговыми бумагами и краткосрочными, тем хуже дела обстоят в экономике страны.
Рост баланса центральных банков совпал с одним из самых длительных «бычьих» трендов на рынках акций и облигаций. Также наблюдается четкая закономерность: скупка активов приводит к росту ценных бумаг, причем повсеместно.
С декабря 2015 года Банк Японии совместно с Европейским центральным банком увеличили свои балансы на 2,1 трлн. долларов, в то время как ФРС и Национальный банк Китая сократили на 2%.
Практически 75% всех активов аккумулированы на счетах Китая, США, Японии и Еврозоны. Примечательно. что Национальный банк Китая обогнал по показателям Федрезерв США. Его баланс достиг 5 трлн. долларов, а ФРС только 4,5 трлн.
На сегодняшний день Европейский центральный банк и Банк Японии проводят две программы количественного смягчения (QE)*, в то время как в США она считается завершенной. Однако не все так однозначно — она активно действует.
С момента последнего финансового кризиса 2008 года Федеральная резервная система Соединенных Штатов запускала 3 этапа QE. Первый проходил с ноября 2008 до конца 2009 г., второй с ноября 2010 г. по июнь 2011 г., и заключительный с сентября 2012 по октябрь 2014 г. За этот период баланс центрального банка Америки увеличился в 5 раз. Если летом 2008 года он составлял около 900 млрд. долларов, то к концу 2014 преодолел уровень в 4,5 трлн. долларов и вот уже почти 2 года держится в диапазоне 4,4-4,5 трлн. долларов.
Программа количественного смягчения подразумевала под собой скупку гособлигаций Соединенных Штатов, а как известно большинство долговых бумаг имеют срок погашения. С учетом того что баланс ФРС не уменьшается, то можно говорить о том, что регулятор производит замену старых бумаг на новые.
Однако рост позиций практически остановился, если неделей ранее участники рынка накупили 5 тыс. контрактов, то за прошлую неделю всего лишь 273 контракта. Немного прибавили в объеме и короткие позиции, за неделю «потолстев» до 4,3 тыс. контрактов.
Несмотря на то что российский рубль выходил за пределы многомесячного коридора, пробивая уровни в 62 единицы за американский доллар, он все же вернулся в диапазон 62-67. Часто ложное пробитие является индикатором разворота тренда.
В то же самое время начали расти страновые риски — кредитно-дефолтные свопы России отошли от минимумов года и достигли 3.6 пунктов, тем самым отреагировав на возросшую напряженность между нашей страной и США.
По состоянию на 11 октября «лонги» превышали «шорты» в 5 раз, в последний раз столь значимая разница наблюдалась в конце мая 2016 года, как раз перед коррекцией на рынке.
В свою очередь крупнейшие участники рынка, и топ-4 и топ-8 трейдеров, предпочли существенно сократить все свои позиции по нефти, как короткие, так и длинные. Но все же, ставок на падение нефти сделано все-таки больше, чем на ее рост.
Несмотря на сокращение объемов задолженности по валютному РЕПО, отдельные крупные банки продолжают привлекать валютные средства на денежном рынке страны, сообщает Банк России в своем выпуске «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки».
«Кроме того, в сентябре 2016 г. банки-нерезиденты увеличили рублевое кредитование на рынке валютных свопов. Это было частично связано с открытием длинных позиций по рублю», говорится в обзоре ЦБ.
Общая ситуация с валютной ликвидностью в течение всего сентября оказалась «относительно благоприятной». Иностранной валютой, по-прежнему, интересуются, но лишь несколько банков. Таким образом, можно говорить об «отсутствии системного дефицита валютной ликвидности в российском банковском секторе.»
Также наблюдался активный спрос на рубли со стороны банков-нерезидентов. Иностранные инвесторы проявили интерес и к суверенным и корпоративным долговым бумагам. «Приток их вложений в ОФЗ составил 36,3 млрд руб., увеличившись в 7 раз по сравнению с предыдущим месяцем, в корпоративные облигации – 20,9 млрд руб.», сообщает регулятор.
На приграничных с Ираком месторождениях наблюдается большое количество китайских специалистов. В полдень сотни китайцев заполоняют центр Тегерана по дороге в свои столовые. Что это?
Десятилетие под гнетом международных санкций привело к тому, что Китай превратился в доминирующего инвестора Ирана. Сегодня, когда ограничения со стороны западного мира сняты, прагматичное правительство страны пытается избавиться от столь высокой зависимости от Поднебесной.
Правда западные инвесторы не спешат возвращаться, подталкивая Тегеран во все большие объятия с Пекином. Особенно это хорошо видно на нефтяном рынке. Страна активно пытается вернуться на досанкционные уровни добычи. Однако для этого необходимо привлечь новые инвестиции, так как производственные мощности Исламской республики устарели.
С 2011 года Китай превратился в крупнейшего товарного партнера Ирана, опередив Европейский союз. По подсчетам агентства Bloomberg Исламская республика в 2016 году экспортировала в Поднебесную около 3,4 млн. тонн нефти, что всего на 1,4 млн. тонн меньше чем Россия.
За первое полугодие внешний долг России увеличился на 5 млрд. долларов. Таким образом, после небольшого перерыва наша страна продолжила снижать свои внешние обязательства. Суверенный долг страны стал больше на 8 млрд., а вот обязательства банковского сектора сократились на 8,3 млрд.
По расчетам Центрального банка, в 4 квартале 2016 года планируется выплатить около 31,5 млрд. долларов. Основная нагрузка придется, как обычно, на последние месяцы года. В ноябре участники рынка должны будут погасить около 8,4 млрд. долларов, а в декабре еще 17 млрд. Тем самым, существует риск дополнительного давления на курс национальной валюты.
Согласно данным таможенной службы Китая экспорт из этой страны в сентябре сократился на 10% по отношению к прошлому году. Импорт тоже пострадал, но не так сильно, всего лишь на 2,8%.
Основным торговым партнером Китая являются Соединенные Штаты. Экспорт товаров из Поднебесной в Америку за первые 8 месяцев года составил 244,6 млрд. долларов, снизившись на 20 млрд. долларов по сравнению с прошлым годом. Основными экспортными товарами являются: электроника, компьютерные составляющие, сервера и тд.
В свою очередь импорт из США падает уже второй год к ряду. За период с января по август он не превысил 84,5 млрд. долларов, тогда как в 2014 году этот объем был близок к 105 млрд. долларов. Также по сравнению с 2014 годом Соединенный Штаты опустились на одну строчку вниз по объему ввезенных товаров среди основных партнеров Китая и заняли 4 место.
Россия не входит по товарообороту с Поднебесной даже в десятку. За 8 месяцев года наша страна поставила в Китай товаров на 20,8 млрд. долларов, из них 10 млрд. пришлось на нефть.