Кредитно-дефолтный своп (CDS)* России поднялся к 174 п., прибавив за месяц 27 п. или 18%. Однако, несмотря на то что идет расширение санкций и нефть стоит меньше, чем в декабре 2014 г., CDS все еще ниже уровней конца 2014 г.
С другой стороны, эти настроения повлияли на валютный рынок страны – нерезиденты начали более активно переводить свои рублевые активы в доллары. 15 июня они и вовсе совершили операций на внебиржевом кассовом рынке (то есть, с моментальной поставкой) на 4,2 млрд долларов. Столь активно иностранцы не вели себя уже давно, аж с ноября 2014 г. Пятидневный оборот нерезидентов с долларами превысил 15 млрд долларов.
Если в последнее время падение нефти не вызывало такой же реакции со стороны рубля, то на этой неделе все вернулось на круги своя и произошло это, скорее всего, из-за вывода капитала со стороны иностранных участников рынка.
Согласно подсчетам Pricewaterhousecoopers за период с января по май 23 российские компании разместили еврооблигаций на 12,9 млрд долларов. Для сравнения, за весь прошлый год было совершено 29 сделок и привлечено 13 млрд долларов. Средний срок погашения облигаций – 5 лет.
В 2017 г. средний объем сделки пока составляет порядка 561 млн долларов, когда в 2016 г. он был равен 448 млн. Доходность по бумагам ниже, чем в среднем по развивающимся рынкам. Российские компании привлекают в среднем под 5% годовых, что на 80 базисных пунктов ниже аналогичного показателя других стран развивающегося мира.
Несмотря на бурный рост привлечения, до показателей 2013 г. нашим корпорациям еще далеко. Тогда, за весь год ими было размещено облигаций на 46,5 млрд долларов.
По состоянию на начало мая иностранные инвесторы держали в своих портфелях ОФЗ на сумму в 1,825 трлн рублей, нарастив его за месяц на 20 млрд. За это же время сам рынок долговых бумаг России прибавил лишь 10 млрд рублей. Таким образом, нерезиденты покупали бумаги и на вторичном рынке.
Напомним, что в апреле Минфин погасил облигаций федерального займа на 150 млрд рублей и выпустил новых на 160 млрд. Так как объем портфеля нерезидентов за второй месяц весны увеличился, а не сократился, то получается, что полученные средства иностранцы (если они там, конечно, были) реинвестировали в новые выпуски или в другие на вторичном рынке.
К всемирному Дню труда нерезиденты контролировали уже не 30,1% рынка ОФЗ, а 30,4% – очередное рекордное значение за всю историю наблюдений. С начала года иностранцы купили государственных облигаций на 308 млрд, в то время как сам рынок расширился на 377 млрд. То есть, нерезиденты приобрели до 82% всего эмитированного в 2017 г. долга России.
Вполне возможно, перерыв связан с вводом в действие новых скважин, что привело к снижению буровой активности. А может виной всему падение котировок на нефть.
2. Частные инвесторы пытаются воспользоваться снижением стоимости нефти и покупают паи биржевого фонда ETF USO*.
За неделю с 6 по 13 июня хедж-фонды занимали как длинные, так и короткие позиции по нефти, однако “шортов” было открыто заметно больше. За неделю объем “лонгов” увеличился на 4,3 тыс. контрактов (196,8 млн дол.), в то время как коротких позиций стало на 30,1 тыс. (1,4 млрд дол.) больше. Таким образом, чистая длинная позиция по нефти снизилась ко вторнику до 195,3 тыс. контрактов или до 9 млрд долларов.
Действия хедж-фондов, скорее всего, и привели к падению котировок “черного золота” – за этот период они снизились еще на 3,5%.
Однако ситуация не столь однозначная. К примеру, у крупнейших четырех участников торгов Нью-Йоркской товарной биржи продолжился увеличиваться спред между “лонгами” и “шортами” в пользу длинных позиций. За неделю он стал больше еще на 20 базисных пунктов, теперь он равен 1,5 процентному пункту.
Нефтяные гиганты, такие как Chevron, Exxon Mobil и Royal Dutch Shell, активно вкладывают свои средства в бурение скважин на месторождении Permian, раскинувшегося на штаты Техас и Нью-Мексико и превратившегося в эпицентр второй волны сланцевого бурения.
Chevron и другие говорят о том, что в ближайшее время им удастся достичь того, чего мелкие компании не могут, – прибыли. Ренессанс бурения и добычи сланцевой нефти опрокинул цены на сырье ниже 50 долларов за баррель, что непременно отразится на будущих финансовых потоках.
Начиная с 2011 г., на каждый полученный доллар крупнейшие 30 сланцевых компаний тратили 1,3 доллара, подсчитали в Wall Street Journal. И только за последние 2 года эти 30 компаний потеряли 130 млрд долларов. В то же самое время 120 компаний объявили себя банкротом.
Инвесторы нефтяных корпораций скептически смотрят на способность организаций выйти на целевые уровни роста и получать дополнительный денежный поток от сланцевых месторождений. В последние годы Exxon, Chevron и Shell значительно отстают от ведущих операторов бассейна Permian, а отдельные скважины работают лишь на 50% своей мощности, сообщило информационное издание The Wall Street Journal.
Цены на нефть дешевеют с апреля, что вынуждает Министерство финансов забирать со счетов кредитных организаций временно свободные средства.
2. Вложения России в государственные облигации США выросли до уровней ноября 2014 г.
С начала 2017 г. стоимость “черного золота” упала на 17%, рубль, в свою очередь, укрепился на 7%, хотя по логике вещей падение цен на нефть должно было привести и к ослаблению курса российской валюты.
О чрезмерном укреплении рубля неоднократно намекали и российские власти, однако это не смогло сломить тренда на усиление позиций нашей национальной валюты.
Вчера один доллар США можно было бы купить за 57,43 рубля, в то время как бочку нефти марки Brent за 46,98 долларов. К примеру, в прошлом году при нефти в 47 долларов, “американец” стоил бы 63 рубля или на 10% дороже, чем сегодня. Падения “черного золота” до 42 долларов сделало бы доллар еще дороже – 67 рублей за единицу.
Однако год назад страновые риски России были на 90-100 базисных пунктов выше, чем к лету 2017 г., что сегодня сказывается на российской валюте, делая ее более крепкой.
2. Дела за океаном обстоят куда лучше, чем у нас – индекс Dow Jones Industrial установил новый максимум и закрылся во вторник на отметке в 21328 п.
Согласно последним данным американского ведомства суммарный объем производства достиг в мае 5,2 млн баррелей в день, прибавив за месяц 97,7 тыс. баррелей или 1,9%. Однако на этом сланцевики не планируют останавливаться – по прогнозу министерства, в июне нетрадиционные способы добычи обеспечат 5,3 млн баррелей сырья, а в июле вплотную приблизятся к 5,5 млн.
Таким образом, по итогам мая на сланцевую нефть приходилось уже около 56% от всей добычи в США. Для сравнения в начале 2017 г. она приносила в общую корзину лишь 54,4% нефти.
Самый существенный вклад в производство по-прежнему вносит месторождение Permian – более 45%. На втором месте находится бассейн Eagle Ford – 25% и на третьем Bakken со своими 19%. По расчетам Министерства энергетики, в июне и июле объем производства на Permian увеличится еще на 62,6 и 64,9 тыс баррелей в сутки соответственно. То есть, к августу оно будет обеспечивать добычу почти в 2,5 млн баррелей.